Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы
Ольга Ивановна Маховская
Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы
Родителям о детях –
«Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы»: Питер; СПб.; 2015
ISBN 978-5-496-01561-5
Аннотация
Ольга Маховская – известный детский психолог, автор бестселлеров, по которым множество родителей воспитывают своих детей.
Если хотите, чтобы ваш ребенок был успешным, выработайте у него:
• восприимчивость ко всему новому;
• умение фантазировать;
• целеустремленность;
• оптимизм;
• широкий кругозор;
• способность сочувствовать;
• умение понимать других.
Узнайте более ста правил и приемов, которые помогают формировать эти базовые качества для счастья и уверенности в себе.
Ольга Маховская
Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы
© ООО Издательство «Питер», 2015
Вступление
Качество № 1. Восприимчивость ко всему новому
Выберите стратегию жизни. Новатор? Консерватор? Реакционер? – Подтверждайте свою стратегию словами и делами. – Выбирайте и обсуждайте сказки: любимая сказка определит успех в личной жизни и отношения с людьми. – Пересказывайте старые сказки на новый лад. – Контролируйте свои реакции на новые события. Восторгаться? Удивляться? Пугаться? – Симулируйте детские реакции, разбудите в себе ребенка, чтобы воспитать новатора. – Заражайте новизной, живо реагируя на все новое. – Создавайте вместе с ребенком новые версии привычных блюд. – Учите ребенка знакомиться с новыми людьми. – Учите ребенка обновлять даже то, что навсегда. – Учите ориентироваться в новых местах. – Учите спрашивать, собирать и передавать знания. – Посещайте новые места, музеи, зоопарки, концерты. Учите предвкушать счастливые события. – Ставьте эксперименты вместе с ребенком: «А что дальше?» – Объясняйте, что произошла гуманитарная революция. Учите не читать, а писать в разных жанрах. – Формируйте основные принципы современного мировоззрения: терпимость к различиям, слабостям и конечности мира. – Преодолевайте вместе с ребенком страх новизны. – Не формируйте невроз новизны – навязчивое желание получать новые впечатления.
Учите придумывать миры
Ребенок рождается в мире, который придумали до его появления. Однако придумывать миры – самое важное умение человека. Каждый из нас живет в своем уникальном мире, хотя далеко не все специально придумывали его, реализовывали личный проект длиною в жизнь. Успешный человек всегда поражает масштабом своих желаний и фантазий. Неудачник живет, не поднимая головы, не видя и не присваивая возможности огромного мира.
Мир младенца – мир его образов, воображаемый, тот, который находится в пределах досягаемости. Он пока непонятный, размытый, странный, огромный, манящий. Манить непонятностью, поражать масштабом, удивлять новизной, радовать откликаемостью и временной доступностью – свойства мира, которые мы должны сохранить до конца жизни.
Когда дети начинают передвигаться самостоятельно, расширяется круг их досягаемости. Когда начинают осваивать речь, раздвигаются границы их воображения. Чтобы заинтриговать, заворожить ребенка, удовлетворить и стимулировать его любопытство и интерес к жизни, взрослые рассказывают сказки.
Сказки – это первые придуманные и описанные миры. Это истории, которые произошли когда-то, где-то, с кем-то. При всей образности и конкретности в сказках понятно одно: кто плохой и кто хороший. Мир четко поляризуется. Этими же характеристиками обладают и подслушанные детьми сплетни. Сплетня – это авторский пересказ эпизода из жизни другого человека. Поскольку сплетни распускают за спиной у персонажа, он выступает некоторой демонической силой, «плохим человеком». Сказка отличается от сплетни тем, что в ней есть положительные персонажи, которые совершают череду поступков и в конце концов получают вознаграждение. В сказке есть развернутый сюжет, план действий, который приводит к определенному результату. Овладевая сюжетным мышлением, ребенок учится прогнозировать поступки в довольно неопределенном окружающем мире.
Совсем недавно считалось, что придумывать сюжеты, писать – это удел писателей и драматургов. Наше дело – читать. Но с приходом новых технологий произошла и гуманитарная революция. Мы все меньше читаем и все больше пишем. Посмотрите на новое поколение. Умение изложить свою точку зрения, удивить, сообщить новость, поделиться впечатлением в Сети стало нормой. Точно так же к ряду жизненно необходимых навыков должно быть отнесено сюжетное мышление. Из огромного количества возможностей, открытых перед молодым человеком, удается выбрать и попробовать лишь малую часть. Сюжетное мышление помогает придумать увлекательную биографию и прожить интересную жизнь. Вчера мы завидовали тем немногим, кто набрался смелости и пошел на риск ради необыкновенной жизни. Сегодня человек мается от того, что хотел бы прожить одновременно несколько вариантов жизни, которая по-прежнему одна. И ни один путь не гарантирует успех. Как и в сказке: налево пойдешь – один вариант, направо – другой.
Выбирая жизненный путь, человек должен учитывать свои запросы, мечты, способности. Он сам должен стать автором своих сюжетов. Поэтому важно тренировать сюжетное мышление и придумывать истории вместе с ребенком. А пока он не может писать, рисуйте вместе с ним комиксы. Повторяю: сегодня дети раньше учатся писать о том, что им интересно, чем читать чужие истории. Помогите им адаптироваться в этом новом мире и прожить собственную жизнь. Ведь даже во времена, когда культура только зарождалась, первые люди уже придумывали сюжеты про охоту, создавали истории про себя. Первые блогеры оставили следы на стенах пещер!
Когда ребенок (или взрослый) садится писать, он становится более сосредоточенным, а уровень реализма в описаниях возрастает…
Качество № 5. Оптимизм
Помните о пяти причинах, из-за которых уровень оптимизма у детей сегодня ниже, чем в советские времена. – Поддерживайте эмоциональное благополучие и оптимизм ребенка на всех уровнях: сенсорном, психологическом, социальном. – Не бойтесь негативных эмоций. – Выбирайте продуктивную тактику поддержки в сложных ситуациях: «Все хорошо» или «Надо что-то делать» – Относитесь к ребенку с вниманием, но не пытайтесь контролировать все его эмоции. – Берите примеры удачного или неудачного решения проблемы из своего опыта. Главное, чтобы история заканчивалась хэппи-эндом. – Учите ребенка переживать триумф. День рождения ребенка – лучший повод! – Выберите жизненную стратегию для себя и своего ребенка: победитель, середняк или неудачник? – Рассказывайте ребенку истории успеха: сказки, биографии, сюжеты фильмов и скетчей. – Не забывайте рассказывать ребенку о ваших успехах и достижениях. – Сравнивайте ребенка только с успешными личностями. – Используйте оптимистические высказывания. – Разрешайте ребенку проявлять сильные эмоции.
Заключение
Factor F – Fortuna
Семь важных качеств, которые человек приобретает еще в детстве, формируют его готовность к самоутверждению в мире успешных, дружелюбных, щедрых, чутких и по-особому организованных людей. Если готовность человека к успеху высока, если она обоснована всей его предыдущей историей взаимоотношений с людьми и предметами, то она обязательно «выстрелит» в подходящий момент. Нет неудачников, есть люди, не готовые к успеху. Везет тренированным. Везет не тому, кто вытягивает счастливый жребий, а тому, кто целенаправленно перебирает варианты до тех пор, пока не найдет что-то важное для себя. Тот, кто не готов к успеху, даже сорвав большой куш, суперприз в лотерее, пустит все на ветер.
Успешный человек не знает уныния и отчаяния, свои неудачи и откровенные поражения он оценивает как «пока не победы ». Большинство задач он решает не методом тыка (пальцем в небо), а путем проб и ошибок , эмпирически, то есть на практике, а не в уме. Чтобы попасть в десятку, нужно пристреляться. Терпение, наблюдательность, вера в то, что решение есть , помогают нам проявить свои лучшие способности.
К очень важным качествам современного человека я бы добавила мобильность – умение менять дислокацию, не ждать подходящих обстоятельств, а активно их искать. Иногда лучше собрать чемоданы и переехать в другой город, сменить работу, а то и приобрести новую профессию, чем упрямо следовать прекрасному, но не оправдывающему себя плану.
Никто не выдает гарантий на успех. Мы живем в условиях высоких рисков. Это только кажется, что если «не рыпаться», идти проторенным путем, то риски будут минимальны. Напротив, того, кто старается жить тихо и незаметно, не видят боги. Удача – это званый гость. Она любит приветливых и благодарных. Тот, кто рассчитывает на стопроцентный успех, всегда останется недовольным.
Рискуют те, у кого высоко доверие к миру . Чем мудреней наша цивилизация, тем сложнее человеку предугадать свой путь. Мы можем только надеяться на то, что при любом раскладе произойдет если не что-то превосходное, то уж точно очень интересное – то, что придаст значение нашему пути и вдохновит на новые поиски.
Счастье – это не избегание несчастий, это чувство полноты и многообразия мира, которое нам даруется в ответ на запросы нашего «Я». «Я» напряженно и ритмично бьется в зазоре между «могу» и «хочу», пытаясь отличить одно от другого. Жизнь – это балансирование, ритм, интонация, структурирование, сравнение, фильтрация, перемещение… Жизнь – это процесс, движение, видимое и невидимое, всегда очень пристрастное, личное.
Мир потерял бы половину своего очарования, если бы нам не с кем было разделить его. Каждый родитель получает особый шанс: разделить его со своим ребенком.
Ольга Ивановна Маховская
Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы
Родителям о детях –
«Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы»: Питер; СПб.; 2015
ISBN 978-5-496-01561-5
Аннотация
Ольга Маховская – известный детский психолог, автор бестселлеров, по которым множество родителей воспитывают своих детей.
Если хотите, чтобы ваш ребенок был успешным, выработайте у него:
• восприимчивость ко всему новому;
• умение фантазировать;
• целеустремленность;
• оптимизм;
• широкий кругозор;
• способность сочувствовать;
• умение понимать других.
Узнайте более ста правил и приемов, которые помогают формировать эти базовые качества для счастья и уверенности в себе.
Ольга Маховская