Факторы, влияющие на детско-родительские отношения.
Поскольку задачей нашего исследования по оптимизации детско-родительских отношений мы начнём с рассмотрения психологических основ понимания природы родительских отношений и механизмов их влияния на ребёнка. Влияние родительского отношения на развитие ребенка трудно переоценить. Поэтому интерес к природе родительского отношения, его структуре, видам и механизму влияния на ребенка проявляют представители самых разных психологических школ и направлений.
Рассмотрим несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами. Представим их в виде «идеальных» моделей правильных, успешных взаимоотношений родителей и детей. Под моделью понимается более или менее целостное представление о том, как должны строиться эти отношения, своего рода свод принципов, которых следует придерживаться родителям, чтобы воспитать ребенка «хорошо». Е. Г. Силяеева выделяет три группы подходов к семейному воспитанию, которое условно называет: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая модели.
М. В. Быкова разделяет точку зрения Е. Г. Силяевой и добавляет этологический подход (К. Лоренц). Для представителей этологического подхода характерно стремление определять источник психического развития ребенка, исходя из его врожденных инстинктов или задатков. Они считают, что ребенок появляется на свет с набором инстинктивных, генетически детерминированных форм поведения, которые проявляются под определенным воздействием внешних и внутренних факторов [17, 66с.]. Данный подход указывает, что привязанность родителей к ребенку определяется врожденными инстинктами. Учитывая все то положительное, что внесла этологическая теория в развитие теории родительского поведения, нельзя не отметить вместе с тем свойственного ей упрощения человеческого поведения, сведения его к набору инстинктивных, врожденных реакций. Ортодоксальный психоанализ (З. Фрейд, Э. Берн). В теории классического психоанализа основной акцент делается на роли переживаний раннего детства в формировании взрослой личности. Главным источником детских переживаний являются отношения с родителями. Особенное значение для складывания структуры личности, для возникновения суперэго имеет характер отношений с родителями в трех – шести летнем возрасте. Доминирующий психосексуальный конфликт этой стадии «Эдипов комплекс» (у девочек – «комплекс Электры») состоит в переживании чувства любви, неосознанного желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. К преодолению комплекса, к складыванию более зрелой структуры личности приводит, по мнению Фрейда, идентификация с родителем собственного пола, заимствование норм и ценностей, увеличение сходства в поступках и интонациях. Негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности, что составляет личностные предпосылки к затруднениям в реализации собственной родительской роли, к неприятию собственного ребенка.
Неофрейдизм (Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм). Эриксон рассматривает развитие в более широкой системе социальных отношений, подчеркивая роль исторической реальности, в которой развивается Я ребенка. Согласно Эриксону, переход от одной стадии развития к другой сопровождается кризисами развития, своего рода поворотными пунктами, моментами выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой. В отношениях между родителями и ребенком наблюдается двойственная интеграция, которая совмещает в себе заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. Ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой. Согласно Эриксону, в процессе социализации ребенка должен положительно разрешиться конфликт сепарации и индивидуализации. В отличие от Фрейда Хорни считала невротический конфликт более разрушительным, но, по ее мнению, его возникновение не является избежным, а разрешение невозможным. Согласно социокультурной теории личности Хорни, в детстве основной потребностью ребенка является потребность в безопасности. Если эта потребность не удовлетворяется, например, в результате неустойчивого поведения родителей или чрезмерной опеки, то у ребенка развивается установка базальной враждебности: ребенок зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним обиду и негодование. Рассматривая родительское отношение как фундаментальную основу развития ребенка, Э. Фромм провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям: Условность – безусловность. Э. Фромм считал, что материнская любовь безусловна по своей природе: мать любит своего младенца потому, что это ее дитя. Отцовская любовь обусловлена – отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Контролируемость – неконтролируемость. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить: она либо есть, либо ее нет. Материнская любовь должна быть уверенной и сильной. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно также и лишиться. Отцовская любовь должна быть терпеливой и снисходительной.
Бихевиористская модель семейного воспитания. Теория социального научения (Р. Сирс). Согласно представлениям Р. Сирса, все действия ребенка являются врожденными побуждениями, направленными на усвоение нового опыта, а развитие ребенка есть результат научения, «зеркало практики воспитательных воздействий родителей». Р. Сирс подчеркивал дидактический принцип развития ребенка: ребенок адаптирует свое поведение в соответствии с требованиями родителей, максимально развивая технику кооперирования с теми, кто о нем заботится. В целом родители и дети видят друг друга сквозь призму воспитательных представлений, а успех воспитания пропорционален установлению оптимального уровня зависимости и системы положительных и отрицательных подкреплений. С позиции теории социального научения отношения между родителями и детьми детерминированы обществом и носят формализованный характер: воспитательные воздействия направлены на присвоение ребенком навыков и подобное общение осуществляется на основе схемы «стимул – реакция».
Гуманистическая модель семейного воспитания. Феноменологическое направление (К. Роджерс). Основным понятием в теории К. Роджерс является понятие Я – концепции, которое отражает то, как человек осознает себя в связи с различными социальными ролевыми образами, формирующимися в результате усложнения транзакций между людьми. Единственный способ сформировать у ребенка позитивный образ Я – это дать ему позитивное безусловное внимание, то есть относиться к ребенку безотносительно к совершенным им проступкам. Если ребенка ценят и любят просто потому, что он есть, то ребенок начинает ощущать и чувствовать поддержку. По мнению К. Роджерса, для позитивно взаимодействия с детьми родителям необходимы три основных умения: слышать, что ребенок хочет сказать родителям; выражать собственные мысли и чувства доступно для понимания ребенка; благополучно разрешать спорные вопросы, так чтобы результатами были довольны обе конфликтующие стороны.
В. Сатир придерживается другого мнения, родительско-детские отношения должны строиться по законам эффективного личностного общения. Родитель должен быть не начальником, а лидером, который призван научить ребенка общим способам самостоятельного разрешения проблем. Воспитание должно быть направлено на выработку у ребенка интеллектуальных ценнейших личностных качеств: уникальности, доброты, отзывчивости, реалистичности, самостоятельности, рассудительности.
Итак, в «психоаналитических» и «бихевиористских» моделях ребенок представляется скорее как объект приложения родительских усилий, как существо, которое нужно социализировать, дисциплинировать, адаптировать к жизни в обществе. «Гуманистическая» модель подразумевает, прежде всего, помощь родителей в индивидуальном становлении ребенка. Поэтому приветствуется стремление родителей к эмоциональной близости, пониманию, чуткости в отношениях с детьми. Воспитание рассматривается как взаимодействие, совместная, общая, взаимная деятельность по изменению обстоятельств жизни, собственной личности и как следствие личности другого человека. Психологи подчёркивают роль внутренних генетических и внешних факторов в формировании тех или других родительских отношений, социального опыта самих родителей. Рассмотрим более подробно наполнение эих компонентов. На всех этапах развития ребенка в семье, как на него самого, так и на его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Одни из них оздоравливают воспитательную функцию семьи, другие оказывают на нее дестабилизирующее воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения. Познание факторов, порождающих эти проблемы, позволяет полностью или частично устранить дискомфорт в семейном общении, оздоровить семейную микросреду.
Мы рассмотрим мнения по этой проблеме следующих авторов: В. Н. Дружинина, В. А. Никитиной, О. М. Здравомысловой, И.Ю. Шилова, Л. Б. Шнейдера и В. Н. др.
И.Ю. Шилов выделяет объективные и субъективные факторы семейного воспитания. Среди ведущих объективных факторов семейного воспитания он выделяет:
1. Территориально-поселенческое и социокультурное расположение семьи, так как жизнь в городском или сельском районе, удаленность или близость социокультурных центров влияет на содержание контактов детей и родителей.
Представляя культурное наследие, нормы и правила поведения выступают одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств. В настоящее время население стремится к более комфортной жизни в городах. Большая часть жителей, живших сельской жизнью и общавшихся с природой, потеряла это, переселившись в города. Естественно, ослабела связь города с деревней, т.к. горожане все, почти без исключения, имели родных вне городов, чего теперь нет. На почве этого явления возникает особая педагогическая проблема: уход населения из деревень в города, отрыв человека от природы, а значит, и от нравственных истоков нашей жизни, приводит к утрате традиций, опыта, знаний, накопленных многими поколениями людей на всем протяжении общественного исторического развития. Современная городская жизнь с ее соблазнами, развлечениями и мнимыми удовольствиями, настолько влечет к себе, что для удержания детей в семье ее жизнь должна быть духовно богатой и в ней должна быть теплая, доброжелательная атмосфера.
2.Материально-бытовые условия жизни семьи дают возможность удовлетворить потребности, социальные ожидания, ролевые притязания ее членов. Как это не парадоксально, но и низкий и очень высокий социально-экономический статус семьи равно являются факторами риска при воспитании (или социализации) детей. Как правило, нужда раньше, да и теперь сопряжена с многодетностью. Фактор многодетности сам влияет на социализацию. Детям, прежде всего, недостает элементарного внимания со стороны родителей. И отец, и мать настолько поглощены заботами о хлебе насущном, что им не до воспитания. И мал мала меньше бегают по дому и решают свои проблемы сами.
Практически все исследователи утверждают, что результаты исследований свидетельствуют о негативном влиянии большого числа детей в семье на их развитие. Недостаток материнской заботы и отсутствие дисциплинирующего влияния отца крайне негативно сказывается на формировании личности. Нужды и недостатки семьи сами по себе являются травмирующими факторами. Нехватка жилплощади, беспорядок в помещении из-за скученности ведут к постоянным конфликтам. Дети из таких семей отстают в психическом развитии. Но стоит их поместить в нормальные условия, как они быстро нагоняют своих сверстников. Если же дети продолжают длительно жить в условиях скученности, нищеты и культурной депривации, их интеллект неуклонно снижается по сравнение с врожденным уровнем. Если семья занимает очень высокое положение в обществе, обладает собственностью и богатством, то дети попадают в весьма специфическую психологическую ситуацию. Как правило, в таких семьях и мать и отец мало уделяют внимания детям: время уходит на выполнение профессиональных и общественных обязанностей, а также на светские развлечения.
Дети также лишаются материнской заботы и отцовского авторитета, как и дети из неполных семей. Заботу о детях передоверяют многочисленным нянькам, гувернанткам и воспитателям, которые этим зарабатывают себе на жизнь, но мало вникают в психический мир ребенка. Хотя формальное образование начинается рано, внимание – в избытке, очень многое зависит от личностных отношений воспитателя и ребенка. Эгоцентризм, истеричность, эмоциональная холодность взрослеющего принца – следствие подобной системы отношений. Угроза разрушения семьи появляется со стороны сверхбогатства. Подобные деструктивные признаки можно найти во многих семьях «новых» русских.
Отсутствие одного из родителей, аффективный развод, смерть близких – все эти факторы можно назвать факторами лишения и травмы. Сиротство и жестокое обращение взрослых с детьми не уходят из нашей жизни. Современные социальные факторы влияют на изменение положения женщины в современной семье. Раньше главной заботой женщины была семья. Теперь вследствие облегчения домашнего труда женщина имеет возможность трудиться вне семьи. Культурный уровень современного общества также способствует самостоятельности женщины. Расширение избирательных прав женщины дает ей возможность активно участвовать в деятельности государственных, общественных и политических организаций. Доминирование работающей матери в семье приводит к тому, что дети хуже усваивают ценности, нормы и мораль общества. Все перечисленное ведет к тому, что семья по существу лишается света, согревающего ее. В связи с расширением самостоятельности женщины происходит перемена в ее психологии, сопряженная, прежде всего, с материальной независимостью от мужа, дающей ей право иначе устроить внутрисемейные отношения. Одним из основных итогов развития современной культуры является ослабление правового регулирования в области семьи. Под влиянием духа времени свободы в семье начинает пониматься многими как уничтожение ограничений вообще, и вместо свободы нередко имеет место хаос. Как следствие такого положения все чаще появляющиеся «многосемейность» мужчины и так называемое «свободное материнство» женщины. Это настолько изменило внутренний мир семьи, что она больше приобретает характер, образно выражаясь, «коммунального» жительства. Все чаще это приводит к уходу детей из семьи.