Клятвы, распространенные в среде учащихся специальных школ, специальных ПТУ, осужденных в ВТК
Клятвы | Содержание клятвы |
"Клянусь зоной" ("Божусь зоной") | "Пробожившийся" должен самовольно уйти из спецПТУ, спецшколы, совершить побег из ВТК |
"Божусь рогом зоны" ("Клянусь бугром") | К "пробожившемуся" лицу "бугор" должен (может) применить любые санкции |
"Слово пацана" | "Пробожившийся" "опускается" (становится"чушкой", "помойкой"), теряет статус "пацана". |
"Божусь на кол" | С "пробожившимся" должны (могут) совершить половой акт |
"Легавым (сукой) буду" | Лицо, нарушившее клятву, соглашается носить кличку "легавый" (т.е. теряет статус в группе) |
"Кем мне быть?" | С "пробожившимся" могут сделать все, что угодно ("американка") |
"Век свободы не видать", "Век воли не видать" | "Пробожившийся" согласен совершить нарушение режима или преступление, чтобы вновь быть судимым и продлить "срок" |
"Божусь на себя (на побег, на палец и т. п.) | В случае "пробожки" согласен на самовольный уход из спецПТУ или спецшколы, побег из ВТК, лишение себя пальца (членовредительство) и т. п. |
"Хай мой рот натуральный х... сосет" | "Пробожившийся" согласен на половые извращения в случае "пробожки" |
Быть мне последним человеком в зоне | "Пробелившийся" должен стать "помойкой" |
"В рот е..., х... сосать, век свободы не видать" | Так называемая "комплексная" клятва, выполнение которой ведет к полной потере личности |
"Божусь, когда с...ть сажусь" | Отказываюсь давать клятву (отказ от "божбы") |
Из приведенных образцов видно, что клятвы могут быть общими, когда подросток или юноша "божится" следовать всем нормам и традициям сообщества; частными, когда он клянется по поводу конкретно возникшей ситуации (например, проигравший, проспоривший "божится" заплатить долг до истечения определенного срока); проверочными, когда на обвинение в нарушении той или иной нормы или обязательств подросток заявляет, что нарушений не допускал.
Многие клятвы стали традиционными. Так, клятва "слово пацана" была широко распространена еще среди воспитанников А.С.Макаренко. Клятву "честное - пречестное слово" можно услышать и от законопослушных подростков. Нет ничего удивительного в том, что в специальных школах, специальных ПТУ и ВТК, когда нечестность и непорядочность части подростков официально признана, они все же стремятся выглядеть лучше, чем есть на самом деле, в глазах таких же, как они, нечестных и непорядочных людей.
Широко распространены клятвы в преступных группах несовершеннолетних и молодежи и на свободе. В армейских условиях "деды" порой практикуют принятие новобранцами своеобразной "присяги-клятвы". Она сопровождается чудовищными издевательствами над "духами" ("салабонами").
Однако нарушение Клятвы в среде правонарушителей ("пробожка") намного опаснее для личности, чем в среде законопослушных подростков, по своим социальным, моральным, материальным и физическим последствиям. В криминальных группах типа банд и шаек, действующих на свободе, законы "пробожки" еще суровее. Особенно это касается профессиональных, хорошо организованных групп, связанных со взрослыми мафиями и коррумпированными элементами. Чтобы уйти от ответственности, нарушители клятв вынуждены пускаться в бега, бродяжничать, но их находят, как говорится "на дне морском". Расправа бывает жестокой.
Процедура дачи слова в среде несовершеннолетних и молодежи обычно обставляется соответствующими ритуалами. В некоторых спецшколах, спецПТУ и ВТК, а также в СИЗО она отработана до мелочей. В обеспечении надежности данного слова важную роль играют "свидетели", "арбитры". Они должны подтвердить точность данных клянущимся подростком обязательств. В армейских условиях "деды" превращают принятие "присяги" в зрелище. Они заставляют новичков изображать самолеты, птиц, совершать разные нелепости по специально выдуманному регламенту.
Нередко, чтобы достигнуть определенных выгод, "буфы" провоцируют новичков на спор и берут у них в этом споре "при свидетелях" слово, о том, что они совершат явно невыполнимое действие или поступок. Давший слово и не выполнивший его ("пробожившийся") попадает в полную физическую и моральную зависимость от вожака.
В борьбе с асоциальными клятвами необходимо:
- показать несовершеннолетним и молодым правонарушителям всю вредность и аморальность клятв, принятых в преступной среде, разоблачать уголовную "честность" и "порядочность";
- использовать социально ценные клятвы в условиях спецшкол, спецПТУ, ВТК, армии;
- воспитывать у каждого несовершеннолетнего и молодого человека верность своему слову, стремление обдумывать свои слова и действия.
Необходимо советовать подросткам и молодежи избегать ситуаций, провоцирующих к даче слова, наносящего им социальный вред, а также решительно пресекать случаи дачи клятв, носящих кощунственный характер (бывают случаи, когда в криминальной группе походя клянутся честью матери и т. п.).