Горе утраты и культурные особенности

Существуют ли универсальные реакции на смерть любимого человека? Исследования показали, что 1) большинство людей, испытавших горе утраты, не разделяют некоторые реакции, долгое время считавшиеся нормой; 2) данные реакции могут быть связаны с культурными традициями: 3) в некоторых случаях они не являются здоровыми формами адаптации. Исследуя универсальность реакций на смерть любимого человека, Маргарет Стройбе (Margaret Stroebe) с коллегами (Stroebe, Gergen, Gergen & Stroebe, 1992) обнаружили, что подобные реакции связаны с историей и культурными традициями. Современные западные представления о горе требуют, чтобы люди после утраты любимого человека «вели себя должным образом», восстанавливаясь от потери как можно быстрее и возвращаясь к нормальной жизни. Тем не менее многие другие народы, не принадлежащие к западной культуре, акцентируют внимание на сохранении связи с умершим человеком. В Японии люди, потерявшие родственников, традиционно сооружают дома алтарь, посвященный предкам семьи. Они приносят на алтарь пищу и беседуют с предками, которые, как они полагают, тесно связаны с ними. В Египте оставшимся в живых близким предлагают выражать свое горе, давая выход собственным эмоциям. В Мексике существует даже специальный праздник, посвященный предкам (см. врезку 19.2). )

Современная западная культура-осегоое внимание удаляет рациональному подходу к горю утраты, считая такой подход средством скорого возвращения к нормальной жизни. В то же время в XIX веке, в период романтизма, к потере любимых относились иначе. Маргарет Стройбе и ее коллеги пишут:

Поскольку тесные взаимоотношения затрагивали самые глубокие струны души партнеров, смерть любимого человека представляла собой особо критический момент жизни. Горе утраты становилось выражением значимости взаимоотношений и глубины духа оставшегося в живых. Разрушение связей с усопшим указывало не только на поверхностность отношений, но и становилось отрицанием собственной духовной силы и ценности. Оно означало мнимость духовных обязательств и лишало человека чувства осмысленности его жизни. В отличие от современного стремления к разрушению связей, в эпоху романтизма высшая степень мужества заключалась именно в сохранении связей с усопшим, несмотря на то, что сердце оставшегося в живых зачастую было «разбито» (Stroebe et al., 1992, p. 1208).

M. Стройбе с коллегами указывают, что, несмотря на стремление современного западного общества к «разрушению уз», многие вдовы и вдовцы продолжают поддерживать связи с умершим точно так, как это было принято в эпоху романтизма. Они могут «чувствовать» присутствие супруга или супруги на протяжении многих лет после его или ее смерти. И все это время усопший продолжает оказывать сильное влияние на жизнь живых.

Другие авторы (Wortman, Silver, 1989) рассматривали особенности горя утраты в наши дни в связи с эмоциональными переживаниями друзей и родственни-

Глава 19. Смерть и умирание 813

ВРЕЗКА 19.2

Todos Santos — День мертвых

Сила влияния культуры на скорбь и смерть отчетливо проявляется в мексиканских традициях. Во время празднования Todos Santos(дня Всех святых) мексиканцы различных профессий, занимающие разное общественное положение, богатые и бедные, образованные и неграмотные, жители городов и сельской местности, отвлекаются от обычных дел, чтобы вспомнить умерших, почтить их память. Эта традиция резко контрастирует с практикой скорби, принятой в Соединенных Штатах, где она связана скорее с беспокойством и дискомфортом, нежели с празднованием и поминовением.

Todos Santosоснован на вере в то, что смерть является естественным элементом жизненного цикла, который следует праздновать всей общиной (Cohen, 1992). Празднование сочетает в себе обычаи и верования индейской культуры, существовавшие еще до Колумба, и традиции католической Испании.

Праздник сосредоточивается вокруг алтарей общины, призывающих предков вернуться на землю. У каждой семьи есть свой собственный алтарь (или ofrenda),созданный для того, чтобы почтить память усопших родственников. На алтарь приносится любимая еда и напитки умерших, предметы их одежды и личные вещи. Специальные подношения предназначены для душ умерших детей. Эти подношения миниатюрны, среди них много конфет и сластей. После того как души усопших дадут знать о своем присутствии, в праздновании принимают участие живые. Члены семьи съедают немного еды и выпивают часть напитков, часть трапезы они разделяют с соседями и друзьями, а остаток в качестве последнего подношения приносят на могилы умерших. Что может означать этот обычай? По словам наблюдателя, «такое радостное разделение пищи и напитков создает определенный взаимный обмен в общине: оно помогает живым поддерживать связь с умершими и, в свою очередь, создает ощущение их символического присутствия» (Cohen, 1998, р. 108).

Вместо того чтобы защищать детей от реальности смерти, взрослые мексиканцы отводят им центральное место в праздновании Todos Santos.Малыши помогают родителям готовить ofrendaи принимают участие в празднике на могилах родственников. Они вместе со взрослыми украшают могилы яркими цветами и зажигают свечи в память об умерших. Принимая участие в этих действиях, дети узнают, что смерть - естественная часть жизни и ее не следует бояться. Таким образом, «во многих культурах смерть... рассматривают не как окончание жизни, а как переход на новый уровень существования» (Carmichael, Sayer, 1991).

В Мексике данный обычай имеет статус национальной традиции.

ков ушедшего из жизни человека. Они подвергли сомнению широко распространенное представление о том, что после смерти любимого человека неизбежны страдания и депрессия, а неспособность испытывать острое горе утраты в этой ситуации патологична. Согласно их мнению, не столь важна и «проработка» потери, а люди, потерявшие близких, должны надеяться, что со временем они оправятся от утраты. Так, например, они приводят следующие данные: считается, что люди, переживающие депрессию после смерти любимого, успешнее приспосабливаются к жизненным изменениям, нежели те, кто подобных чувств не испытывает. Тем не менее показано, что вдовы и вдовцы, страдающие наиболее тяжелой формой депрессии, с большой долей вероятности будут пребывать в этом состоянии еще в течение 1-2 лет. Они испытывают так называемое хроническое гореи не способны оправиться от потери. Такой патологический процесс скорби часто встречается у многих людей, испытавших горе утраты.

814 Часть IV. Взрослость

Интересным представляется исследование реакций на утрату любимых (Cleiren, 1993), проводимое в течение ряда лет. В Лейденском исследовании утрат (Leiden Bereavement Study), названном так в честь датского городка, в котором оно проводилось, рассматривалось поведение, состояние здоровья и социальные взаимодействия 309 людей, потерявших близких в результате самоубийства, дорожно-транспортного происшествия или длительной болезни. Было показано, что существует большой спектр реакций, связанных с утратой. Данные реакции определяются значимостью отношений, характером смерти человека, наличием возможности предвидеть эту смерть, практической поддержкой, которую родственники умершего получают после его смерти.

Таким образом, горе утраты может иметь свои отличительные черты у разных людей, в различных культурах. Не существует универсального или «правильного» выражения горя, хотя социальные ожидания оказывают достаточно сильное влияние на человека, заставляя его вести себя определенным образом.

Ритуалы и обычаи

Обычаи и ритуалы, связанные со смертью, претерпевали серьезные изменения на протяжении истории Соединенных Штатов. Так, например, ранее было принято, чтобы вдова носила черное и воздерживалась от участия в социальной жизни в течение года после смерти мужа. Эта традиция была призвана отразить ожидаемое эмоциональное страдание женщины, оставшейся без мужа. Черные одежды призывали других людей оказать вдове поддержку и дать ей утешение, а культурные нормы предусматривали длительный период адаптации (Aries, 1981). Сегодня ситуация в большинстве западных стран полностью изменилась. Как правило, общество ожидает, что оставшийся в живы» партнер вернется к нормальной жизни

в течение нескольких дней.__J

Похороны и церемонии поминовения могут придать событию ощущение порядка, соблюдения внешних приличий и преемственности. Они могут стать еще одним подтверждением значения ценностей и убеждений каждого человека и всей общины в целом, а также продемонстрировать поддержку со стороны семьи и друзей. Появляется возможность всем вместе, общиной вспомнить и торжественно помянуть жизнь умершего человека. Тем не менее иногда публичные церемонии вступают в противоречие с ценностями и опытом родственников умершего,

Горе утраты и культурные особенности - student2.ru

Похороны могут помочь родственникам и друзьям умершего обрести, помимо всего прочего, чувство близости и преемственности

Глава 19. Смерть и умирание 81 5

что приводит к еще большей их изоляции. В некоторых случаях ритуалы и обычаи настолько не соответствуют реалиям жизни их участников, что теряют смысл. Тем не менее большинству из нас после смерти любимого человека трудно отказаться от соблюдения ряда ритуалов, поскольку они придают окончанию жизни «официальный статус».

Когда умирает ребенок

Многие аспекты горя могут проявляться значительно сильнее, если из жизни уходит ребенок. Однако, как указывают некоторые исследователи, и в этих случаях существует большое множество вариантов скорби (Dijkstra, Stroebe, 1998). Родственники умершего ребенка также могут пребывать в замешательстве, испытывать чувство вины, пытаться обвинить кого-либо в постигшей их утрате (Miles, 1984). Братья и сестры умирающего ребенка могут быть растеряны и дезориентированы. Смерть очень часто рассматривают как некую форму наказания для умершего ребенка, его родителей, оставшихся сестер и братьев или пытаются смириться с потерей, прибегая к помощи банальных утверждений вроде «неисповедимы пути Господни». Очень часто родители, стремясь справиться со своим горем, не способны помочь в этой ситуации остальным своим детям и ответить на их вопросы в доступной для них форме. Нередко братья и сестры умершего ребенка никому не говорят о своих потаенных страхах, чувстве вины или о неправильном представлении, которое у них в результате сложилось. В то же время многие мысли и чувства, возникающие у ребенка в подобные кризисные моменты, могут остаться у него на всю жизнь (Coleman, Coleman, 1984).

Если ребенок медленно умирает от неизлечимого заболевания, возникают несколько другие проблемы и вопросы. Что следует сказать умирающему ребенку? Как можно помочь ему, когда он лицом к лицу встретится со смертью? Как родители справляются с чувством поражения, беспомощности и вины? Очень часто медики, ухаживающие за умирающим ребенком, лично сталкиваются с его надеждой на выздоровление. Эти люди также осознают собственное поражение и испытывают антиципаторное горе. И, как правило, все люди, вовлеченные в эту ситуацию, стараются отрицать эти неприятные чувства.

Контрольные вопросы к теме

«Горе утраты и культурные особенности»

• После смерти любимого человека оставшимся в живых нужно принять реальность потери и сопровождающую ее боль.

• Существует множество вариантов горя.

• Во многих странах, не принадлежащих к западной культуре, считается, что человек должен быстро восстановиться после утраты. |

• Похороны, церемонии поминовения и подобные им ритуалы придают событию ощущение порядка, соблюдения внешних приличий и преемственности.

• Горе утраты и скорбь особенно сильны после смерти ребенка.

Вопрос для размышления

Необходима ли скорбь? Почему? Поясните свой ответ.

816 Часть IV. Взрослость

Нередко после смерти ребенка у оставшихся в живых близких происходит переоценка ценностей. Несомненно, ребенок не заслуживает смерти. Оставшиеся жить родные пытаются произвести переоценку самых глубинных своих убеждений и ценностей, в особенности религиозных верований, и в то же время страдают от многочисленных симптомов скорби и депрессии (Kushner, 1981). Те, кому удается каким-либо образом разрешить эти вопросы, часто говорят о том, что им удалось обрести особенно глубокое чувство смысла собственной жизни. Однако люди, которым не удается этого сделать, могут на всю жизнь погрузиться в пучину отчаяния. В том случае, если ребенок случайно погибает в результате несчастного случая, родители могут вновь обрести смысл жизни и разрешить свои вопросы, присоединившись к общественным организациям, которые стремятся предотвратить бессмысленную гибель детей в будущем, например «Матери против вождения автомобиля в нетрезвом виде» (Mothers against drunk driving, MADD).

Завершая жизненный цикл

Вне зависимости от того, умирает ли ребенок, хрупкий и болезненный пожилой или среднего возраста человек, смерть становится завершением его жизненного цикла. В конце данной главы (и книги) мы хотели бы поговорить о том, каков смысл этого завершения.

Жизненный цикл каждого человека проходит в определенном историческом и культурном контексте. Рождение, первые шаги и слова, школьные годы, взросление, поиск партнера, работа, создание семьи, обретение мудрости и собственной морали — обычные задачи развития. Тем не менее они реализуются на фоне большого разнообразия индивидуальных биологических и культурных особенностей, т. е. наследственности и среды, находящихся во взаимодействии. Благодаря социальным наукам нам многое известно о некоторых общих моделях развития, влиянии на них и распределении их во времени. Однако община, членом которой является человек, может рассказать нам многое об их значении.

Обычаи, принятые в некоторых культурах, отчетливо выявляют связи между смертью, рождением и жизненным циклом. Так, например, в традиционной китайской культуре после смерти деда или бабки внук или внучка соответствующего возраста должны были либо жениться или выйти замуж, либо завести ребенка. В иудейской культуре существует обычай называть новорожденного ребенка именем ближайшего умершего родственника. Обновление и преемственность, таким образом, отмечают появлением на свет нового человека. Именно поэтому два, казалось бы, противоположных события — рождение и смерть — оказываются связанными друг с другом и вливаются в бесконечную цепь поколений семьи.

Однако независимо от культурного фона смерть и сопутствующие ей явления зачастую придают новый смысл жизни отдельных людей и общины в целом. Когда мы пытаемся осмыслить жизнь и смерть конкретного человека, мы по-новому оцениваем наши собственные приоритеты и ценности. Смерть общественного лидера или публичной фигуры может придать новый смысл ценностям отдельного человека и общества в целом. Тем не менее смерть любого человека порой столь же эффективно помогает по-новому обозначить смысл отваги, преданности, доброжелательности и добродетели как вечных общечеловеческих и личных ценностей.

Смерть, как отмечалось в начале этой главы, несмотря на сопутствующие ей обстоятельства, является частью естественного хода вещей. Ее нельзя отрицать,

Глава 19. Смерть и умирание 817

она четко определена. Это событие рано или поздно случится с каждым из нас и с каждым из представителей любого биологического вида. Мы всегда будем спорить о том, что ждет нас за порогом смерти, и, возможно, никогда не получим этих знаний научным путем. Тем не менее каждого из нас, как представителя человечества, за порогом смерти ждут новые жизни тех, кто родится после нашего ухода.

Краткое содержание главы Размышления и страх смерти

• Жители Соединенных Штатов, как правило, отрицают смерть, проявляя в то же время чрезмерную озабоченность ею.

• В предшествующие исторические периоды смерть была обычным событием, которое, как правило, происходило дома. В XX веке большинство людей умирало в больницах.

• Активное принятие реальности смерти означает соблюдение разумных предосторожностей.

• Раньше люди не хотели обсуждать смерть, но сейчас ситуация меняется.

• Личное восприятие смерти и культурные традиции зачастую играют решающую роль в том, боится ли человек мыслей о собственном уходе из жизни и озабочен ли он ими.

Наши рекомендации