Переоценка ценностей в середине карьеры
В процессе изучения трудовых биографий людей прошедших десятилетий создается впечатление, что в профессиональный цикл, описанный Хэйвингхерстом (глава 14), не был включен период серьезной переоценки или тщательного анализа карьеры, который часто имеет место в середине жизни. Это время, когда работники сообщают о более низком благополучии по сравнению с молодыми или старшими работниками (Warr, 1992). Переоценка профессиональной деятельности происходит по ряду причин. Первая из них заключаются в том, что работники
Современная система производства и распределения труда, при которой для выполнения отдельных процессов привлекаются внешние специалисты или компании, обладающие ключевой компетентностью в данной области. - Примеч. перев.
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости 711
обнаруживают: они уже не продвигаются вперед так быстро, как они ожидали. Другая причина состоит в том, что некая работа может быть для них менее желательной, чем им казалось ранее. Люди среднего возраста, переживающие главные жизненные переходы, с наибольшей вероятностью совершают коренные изменения своей профессиональной карьеры. Левинсон (Levinson, 1978) обнаружил, что в период от 40 до 50 лет у людей может происходить переоценка ценностей и целей, что заставляет их задуматься и об изменении течения своей карьеры. Левинсон считал, что это изменение происходит как «повторное появление мечты»: стремлений, идеалов и целей своей юности. Исследования показывают, что взрослые наилучшим образом преодолевают этот период переоценки, если они привыкли систематически и реалистично оценивать свои способности, а также плюсы и минусы их профессиональной позиции (Okun, 1984).
Юджин Томас (Thomas, 1979) предположил, что некоторые социальные условия позволяют людям, переживающим такие драматические изменения ценностей и установок, легче переносить их. Сегодня люди живут дольше и могут в течение более длительного времени осуществлять профессиональную деятельность. В этой связи, когда завершается период выполнения ими родительских обязанностей, они получают свободу выбора в отношении своей дальнейшей судьбы и могут позволить себе снизить уровень доходов или поменять стиль жизни. Когда в семье работают оба супруга, один из них может продолжать зарабатывать деньги, в то время как другой может сменить карьеру. Томас упоминает о наличии высокой толерантности к отклонениям от традиционных социальных норм (в том числе содержание супругой своего мужа), что помогает людям адекватно реагировать на свои вновь приобретенные ценности и идеалы.
Однако лишь небольшое число людей совершают смену карьеры в середине жизни (Levinson, 1983). Одна из причин осуществления данного изменения состоит в их ощущении недостаточно полного использования своих способностей в процессе текущей работы. Возможно, подобные ощущения вызваны изменениями в работе или снижением количества рисков и вызова с тех пор, как сотрудник достиг высокого уровня профессиональной компетентности. Другой причиной является профессиональное выгорание— ощущение собственной неспособности больше заниматься данным видом деятельности, сопровождающееся чувством тревоги, возникающим каждое утро, когда нужно собираться и идти на работу. Несомненно, профессиональное выгорание характерно не только для лиц среднего возраста (Stagner, 1985). В целом процесс переоценки своего жизненного пути, в том числе и профессионального, нельзя относить исключительно к периоду средней взрослости (Levinson, 1986).
Смена работы и стресс
Многие люди не стремятся к карьерным переменам. Поэтому такие изменения могут протекать у них с осложнениями. Одним из серьезных стрессогенных факторов может быть нестабильность. Работники, проходящие в ходе профессиональной деятельности через предсказуемые, запланированные события, обычно сталкиваются с меньшими уровнями стресса, чем те, кто должен справляться с непредсказуемыми, внеплановыми ситуациями. Несоответствие развития карьеры ожиданиям работника, вынужденная смена работы или внезапная ее потеря могут быть сопряжены с высокими уровнями стресса, тревоги и эмоциональной не-
712 Часть IV. Взрослость
ВРЕЗКА 16.2