Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости
Предварительный обзор
Знаете ли вы?
Что представители различных теорий развития значительно расходятся в том, что следует считать средней взрослостью?
Что экономические условия, принадлежность к определенному классу общества и исторический контекст оказывают влияние на то, как люди воспринимают среднюю взрослость?
Каковы различия между моделью перехода и моделью кризиса (подходы к периоду средней взрослости); какие мифы связаны с моделью кризиса? Какие краткосрочные и долговременные физические и эмоциональные изменения связаны со средним возрастом? Что происходит во время менопаузы? Что обозначает термин «климактерический»?
Что происходит с сексуальностью и половой активностью в течение средней взрослости? Каким главным болезням подвержены взрослые люди среднего возраста; какова связь между их появлением и несовершенными навыками ухода за своим здоровьем? Каковы ведущие причины смерти в среднем возрасте?
Как стрессогенные жизненные события влияют на здоровье в период средней взрослости?
Каковы различия между текучим интеллектом и кристаллизованным интеллектом и как они изменяются в среднем возрасте?
Каковы последствия изменений интеллектуального функционирования для средних взрослых?
Как описательное и процессуальное знания относятся к компетентности, как они способствуют компенсации замедления работы когнитивных функций? Как взаимодействуют когнитивное функционирование, научно-технический прогресс и устаревание профессиональных знаний и навыков?
Это главные темы главы.
В предыдущих главах объектом нашего внимания были такие этапы человеческой жизни, как детство, отрочество, юность и ранняя взрослость. Мы рассмотрели возрастные ступени, поднимаясь по которым ребенок становится личностью с от-
Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости 647
носительно устойчивым взглядом на мир и определенными чертами характера. Мы также остановились на тех социальных вехах, которыми отмечается вхождение юношей и девушек в мир взрослых: расставание с родным домом, вступление в брак, обретение статуса родителя, упрочение карьеры. А что же дальше?
Средняя взрослость (начало которой произвольно можно отнести к 40-летнему возрасту) вместе с поздней взрослостью может составлять более 50% жизненного пути человека. Бросает ли она новые вызовы или это период времени, когда человек продолжает воплощать в жизнь решения, принятые ранее, возможно, внося некоторые коррективы, приспосабливаясь к чему-то? Можем ли мы говорить о непрерывности человеческого развития в эти годы? Являются ли Таня Харрис или Джастин Джонс в 50 лет такими же людьми, какими они были в возрасте 30 лет? Если нет, то что заставило их измениться, насколько сильны эти изменения и какие сферы они затронули? Обретают ли эти люди мудрость и аккумулируют новый опыт или их взгляды на жизнь сузились? Какое влияние оказывает неизбежное биологическое старение организма на психологическое функционирование человека?
Как и в ранней взрослости, лейтмотивом средних лет становится тема непрерывности, изменчивости и их взаимодействия. Мы начнем с обзора, в котором опишем популярные мифы о людях средних лет, например миф о «кризисе среднего возраста». Затем мы проанализируем изменения сенсомоторных навыков и других биологических факторов, а также биологические и психологические аспекты половой жизни. Далее мы рассмотрим проблему болезни и здоровья. И наконец, мы остановимся на том, что происходит в среднем возрасте с интеллектом и когнитивными способностями, сделав акцент на вопросе о снижении и сохранности некоторых функций.
Развитие в среднем возрасте
Когда люди начинают относить себя к людям среднего возраста? Что наталкивает их на мысль о том, что они уже не очень молоды, и как они реагируют на это открытие? О наступлении среднего возраста свидетельствуют многие сигналы. По распространенным представлениям, средним возрастом называется отрезок жизни человека примерно от 40 до 60-65 лет. Обычно в день 40-летнего юбилея громогласно возвещают о достижении важной вехи, а также шутят о том, что юбиляр «достиг вершины холма», посылают ироничные поздравительные открытки, иногда устанавливают на лужайке перед его домом некий специальный символ и птицы фламинго. В американской культуре достижение 40-летнего возраста часто провозглашается началом конца жизни.
Представители различных теорий развития обычно считают среднюю взрослость культурным конструктом XX века (Moen, Wethington, 1999). Время ее начала и конца зависит от личного опыта и переживаний человека: относит ли себя к представителям среднего возраста 43-летняя женщина, у которой только что родился ребенок? Полагает ли 41-летний мужчина, посещающий бизнес-тренинг или курсы повышения квалификации, что он достиг пика своей профессиональной карьеры и жизни или для него это только начало пути? Здоровье также является важным фактором. Что общего у 40-летних людей, находящихся в отличной физической форме, полных силы и энергии, и у 40-летних людей, в течение дли-
648 Часть IV. Взрослость
тельного времени злоупотребляющих алкоголем или иными психоактивными веществами, страдающих нехваткой двигательной активности? __
Более того, период, определяемый как средняя взрослость, у разных людей может начинаться в разное время, быть короче у одних и продолжительнее у других, поскольку взросление ассоциируется с самыми разнообразными признаками (Neugarten, Brown- Rezanka, 1996). Ряд признаков относится к области социального или семейного положения. Средний возраст — это промежуточный период, своего рода мостик между двумя поколениями. Люди, достигшие середины жизни, сознают свою обособленность не только от молодежи, но и от тех, кто дожил до старости, особенно от пенсионеров. Некоторые люди чувствуют, что прожили половину жизни, когда их дети начинают оставлять дом. Другие признаки являются физическими и биологическими. Женщина может вдруг заметить, что сын вырос выше нее; мужчина может обнаружить, что некоторые его профессиональные навыки, например рисование или игра на пианино, сопровождаются проявлениями артрита.
Существуют и психологические признаки, большая часть которых связана с вопросами стабильности и изменчивости жизни. Люди осознают, что ими был принят ряд важных решений в отношении своей профессиональной карьеры и семейной жизни; теперь они являются достаточно устоявшимися, и остается только реализовать их до конца. Будущее никогда не является определенным и известным, но к этому моменту оно больше не несет в себе таких безграничных возможностей, как ранее. Определяющие принадлежность к лицам среднего возраста признаки могут быть связаны и с профессиональной карьерой: люди более не продвигаются по службе. Возможно, человек занял какую-либо высокую должность или ему становится ясно, что он достиг уровня, который намного ниже его первоначальных устремлений.
«Время расцвета» или «начало конца»?
Какие чувства в отношении своего возраста испытывают люди средних лет? Ученые, как и сами представители этой возрастной группы, расходятся во мнениях о том, следует ли человеку рассматривать этот жизненный этап как время реализации своих возможностей, стабильности и потенциального лидерства или для него это период неудовлетворенности, внутреннего смятения и депрессии. Взгляд человека на свой средний возраст может быть обусловлен экономическими условиями жизни, социальным положением и особенностями того времени, в которое ему довелось жить. Многие осознают, что они уже не молоды, но тем не менее, это обстоятельство их нисколько не смущает. Они считают, что находятся теперь «во цвете лет». Люди среднего возраста часто уверенно стоят на ногах и чувствуют, что их жизнь полна определенности и безопасности (Helson, 1997). Физическая форма многих людей в этом возрасте может несколько снизиться, но опыт и знание своих возможностей позволяют им преуспевать в жизни в большей степени, чем когда бы то ни было. Поэтому возрастную категорию 40-60-летних называют поколением руководителей.Именно этим можно объяснить то, что большинство людей, ответственных за принятие решений в правительстве, промышленных корпорациях и обществе в целом, принадлежат именно к лицам среднего возраста. Сегодняшнее поколение взрослых людей средних лет в США имеет лучшее образование и здоровье, чем когда бы то ни было. Многие из них сообщают о сильно
Глава 15. физическое и когнитивное развитие в средней взрослости 649
Многие люди, вступая в период среднего возраста, могут несколько снизить свою физическую активность
развитом у них чувстве самоэффективности, по меньшей мере в некоторых важных областях их жизни (Clark-Plaskie, Lachman, 1999).
Разумеется, далеко не все люди среднего возраста заняты принятием ответственных решений. Многие чувствуют, что они не в состоянии распорядиться собственной жизнью и тем более управлять другими. По-видимому, многие люди после 40 лет начинают утрачивать свою жизненную энергию. Френкель-Брунсвик (Frenkel-Brunswik, 1963), например, не считала людей среднего возраста «поколением руководителей». Она представляла этот период жизни фазой снижения жизненной активности (примерно 48 лет), обычно сопровождавшейся как психологическими, так и биологическими кризисами. Левинсон и коллеги (Levinson, 1978,1996) также полагают, что «переход середины жизни — это время умеренного или даже тяжелого кризиса» и для мужчин, и для женщин.
Большинство людей неоднозначно относятся к среднему возрасту (Chiriboga, 1981; Sherman, 1987). Средний возраст может быть периодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карьере или творческим способностям, но при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны, что их время проходит, а также о том, что годы бегут все быстрее и быстрее. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучить опасения по поводу творческого застоя и упущенных возможностей, одолевать заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями. С каждым значительным событием — рождение ребенка, смерть, перемена работы, развод — взрослые люди переоценивают свою жизнь (Sherman, 1987). Это относится не только к событиям, происходящим с ними, но и к событиям в жизни окружающих их людей. Для некоторых девизом в этот период становятся слова: «Все, что бы мы ни делали, мы должны сделать сейчас» (Gould, 1978). То, как люди относятся к этому настоятельному внутреннему зову, наряду с происходящими в их жизни событиями, определяет, станет ли средний возраст этапом плавного перехода и переоценки ценностей или периодом кризиса.