Защитные факторы и копинг-поведение
Биологические изменения пубертата, как и социальные перемены, относящиеся к переходу из начальной в среднюю и старшую школу, требуют значительной психологической адаптации. Здесь мы рассмотрим факторы риска, защитные факторы и копинг-поведение.
Факторы риска.Факторами, подвергающими подростков риску депрессии и стрессовых реакций, являются следующие.
1. Негативный образ тела, который, как полагают, приводит к депрессии и нарушениям питания.
2. Повышенная рефлексия о себе и будущем, которая может приводить к депрессии, если подросток увязает в негативных переживаниях.
3. Семейная дисфункция или проблемы с психическим здоровьем у родителей, которые могут вызывать стрессовые реакции и депрессию, а также нарушения поведения.
4. Супружеский разлад или развод и материальные трудности в семье, которые приводят к депрессии и стрессу.
5. Низкая популярность среди сверстников, которая связана с депрессивным состоянием у подростков и относится к наиболее верным прогностическим признакам взрослой депрессии.
6. Слабые успехи в школе, ведущие к депрессии и разрушительному поведению у мальчиков, но, по всей вероятности, не влияющие так на девочек.
В Соединенных Штатах многие девочки выходят из раннего подросткового возраста с неудовлетворительным Я-образом, относительно низкими ожиданиями от жизни и намного меньшей уверенностью в себе, чем мальчики (American Association of University women, 1991; Orenstein, 1994; Zimmerman, Copeland, Sho-pe & Dielman, 1997). В 9 лет большинство девочек испытывают позитивные чув-
Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 555
ства к себе, но ко времени старшей школы такое утверждение верно по отношению менее чем к одной трети. Хотя у мальчиков несколько снижается самооценка в средней школе, это снижение не столь велико, как у девочек.
Существуют значительные этнические различия в снижении самооценки: оно выглядит феноменом, обнаруживаемым в основном среди тех, кто идентифицируют себя как белые. Обследования показывают, что чернокожие подростки, видимо, черпают самоуважение скорее из своих семей и сообществ, чем из опыта в школе. Чернокожих девочек могут окружать сильные женщины, которыми они восхищаются. Кроме того, родители этих подростков часто говорят им, что у них все в порядке, проблемы в том, как к ним относится внешний мир. С другой стороны, белые девочки могут чрезмерно реагировать на социальные стимулы в школе, где предпочитаемыми являются мальчики, как мы отмечали в предыдущих главах. К 15-16 годам многие белые девочки полны сомнений в себе. Сталкиваясь с проблемами в учебе, например при изучении математики, они склонны упрекать себя, в то время как мальчики чаще обвиняют предмет или учителя (Daley, 1991). Как выразила это Кэрол Гиллиган:
Это [исследование] делает невозможным разговор о том, что происходящее с девочками — просто вопрос гормонов... Если бы дело обстояло так, то снижение самооценки происходило бы у всех девочек и примерно в одно и то же время. Эта работа вызывает различные вопросы о влиянии культуры и поднимает вопрос о роли школ как в случаях снижения самооценки, так и в возможном вмешательстве (цит. по: Daley, 1991).
Защитные факторы.Есть три вида уравновешивающих факторов, которые помогают подросткам преодолеть трудности этого возрастного периода. Во-первых, хорошие отношения с родителями и сверстниками служат буфером для стрессов. Невозможно переоценить важность защищающих, поддерживающих взаимоотношений. Во-вторых, особая область умений или опыта, такая как спорт, музыка, ремесло или учебный предмет, могут предоставить тинэйджеру основу для реалистичной уверенности в себе. И наконец, роль, включающая в себя ответственность за других людей (возможно, за членов команды или младших братьев и сестер), может помочь подростку установить приоритеты и более гибко реагировать на проблемы или кризисы.
Копинг-поведение.Подростки используют различные формы копинг-пове-дения при возникновении проблем в своей повседневной жизни. Позитивные копинг-стратегии, такие как тщательное планирование и организация, установка приоритетов или поиск близкого друга или доверенного лица, могут помочь из-
Контрольные вопросы к теме
«Стресс, депрессия и совладение с ними в подростковом возрасте»
• Депрессия чаще встречается среди подростков женского пола, чем мужского.
• Частота депрессии мало меняется в различных этнических группах.
• Обычно депрессию у подростков вызывает негативный образ тела.
• Как девочки, так и мальчики, входя в подростковый возраст, испытывают значительное снижение самооценки.
Вопрос для размышления
Почему суицид часто связан с депрессией?
556 Часть III. Подростковый возраст
бавиться от умеренного стресса. Если подросток испытывает тяжелый стресс, нарастает использование более негативных защитных стратегий. В целом в исследованиях обнаружено, что употребление веществ, вызывающих психическую зависимость, отвлечение и бунтарство являются основными способами, которые подростки используют, чтобы справиться с возникшим напряжением. Учащиеся различных классов и уровней сообщают о курении сигарет, об употреблении алкоголя и психоактивных веществ с целью снижения стресса. В понятие «отвлечение» они включают хождение по магазинам, принятие горячей ванны или душа, выход в общество с друзьями, сон, просмотр телевизора и еду. Эти виды деятельности не решают проблем прямо, но по меньшей мере отвлекают от них внимание. В целом немного подростков в ситуации сильного стресса чувствуют, что могут активно и прямо бороться со стрессом: им часто не хватает личностных ресурсов (Mates, Allison, 1992).
Краткое содержание главы Задачи развития подросткового возраста
• Двумя основными задачами подростка являются достижение автономии и формирование идентичности.
• Подростковый возраст не является временем «бури и натиска» для большинства тинэйджеров.
• Кросс-культурные исследования ясно свидетельствуют о том, что большинство подростков во всем мире хорошо уживаются со своими родителями.
• При описании проблемы перехода во взрослость необходимо рассматривать процесс взаимозависимости.
• На формирование идентичности существенно влияют социальные референтные группы.
• Теория Эриксона о формировании идентичности подчеркивает роль самоопределения.
• В своей дальнейшей разработке теории Эриксона Марсиа указывает на четыре статуса идентичности: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности.
• Тревога различается в зависимости от статуса идентичности; существуют также тендерные различия в том, как эти статусы влияют на подростков.
Динамика семьи
• Конфликты между подростками и их родителями обычно незначительны; хорошая коммуникация между поколениями помогает решать семейные конфликты.
• Матери и отцы по-разному влияют на подростков, что подчеркивает значение различного поведения и целей.
• Авторитетный стиль родительского воспитания обычно лучше всего помогает детям пройти через подростковый период.
• Домашние обязанности и ответственность различаются в семьях с двумя работающими и с одним работающим родителями, они зависят также от пола ребенка.
Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 557
• Помимо достижения чувства идентичности при подготовке подростка к разлуке с домом полезно создать баланс между отделением и согласованностью.