Стили родительского поведения
Каждая семья уникальна так же, как уникален каждый отдельный индивид. Родители пользуются определенными приемами воспитания в зависимости от ситуации, самого ребенка, его поведения в данный момент, принадлежности к определенной культуре. В идеале они должны создавать разумные ограничения автономии ребенка, настойчиво передавать ему свои ценности, способствовать развитию самоконтроля, действуя при этом очень осторожно, чтобы не пресекать любопытство, инициативу и растущее чувство компетентности ребенка. Определяющими измерениями родительского поведения являются контроль и теплота.
Термином родительский контрольобозначают степень выраженности у родителей запретительных тенденций. Запрещающие родители ограничивают свободу своих детей; они активно насаждают правила и следят за тем, чтобы ребенок им подчинялся и выполнял свои обязанности. В противоположность этому родители, для которых запретительные тенденции не характерны, в гораздо меньшей степени контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований, налагают меньше ограничений на их поведение и выражаемые ими эмоции. Термином родительская теплотаобозначается количество любви и одобрения, демонстрируемое родителями. Мать и отец, с теплотой и заботой относящиеся к своим детям, часто улыбаются им, хвалят их и поддерживают. Они стараются не критиковать и не наказывать детей, а также воздерживаются от демонстрации своего неодобрения. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают и игнорируют своих детей, редко проявляя свою любовь или одобрение. Родительский контроль и родительская теплота влияют на проявление детьми агрессии и просоциального поведения, на формирование их Я-концепции, интернализацию нравственных ценностей, а также на развитие социальных навыков (Maccoby, 1984).
Четыре стиля родительского поведения.Дайана Бомринд (Baumrind, 1975, 1980) использовала для классификации стилей родительского поведения три измерения. Он выделила три его различных стиля: авторитетный, авторитарныйи либеральный.Чтобы продемонстрировать полную картину, мы добавим к ним еще один стиль воспитания — индифферентный(Maccoby, Martin, 1983). Все эти стили обобщаются в табл. 8.4. Однако следует помнить, что это общие тенденции, а не абсолютные категории; в различных ситуациях стиль родительского поведения может меняться.
Авторитетные родителисоединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют им смысл и причины таких действий. Их решения и поступки не кажутся произвольными или несправедливыми, и поэтому ребенок легко соглашается с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно. Например, если девочка хочет дольше обычного задержаться в
398 Часть II. Детство
гостях, авторитетные родители, скорее всего, поинтересуются причинами такой просьбы и сопутствующими обстоятельствами (например, у кого из своих друзей она задержится, будут ли их родители дома), а также тем, не помешает ли это выполнению ее обязанностей (таких, как уроки или дела по дому). Если проблем не возникает, они могут позволить небольшое отклонение от правила.
Таблица 8.4 Стили родительского поведения. Классификация, основанная на сочетании контроля и теплоты
Авторитетный стиль | Умеренно высокий контроль | Признают и поощряют растущую автономию своих детей. |
Теплые отношения | Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах; дети превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой. | |
Авторитарный стиль | Высокий контроль | Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. |
Холодные отношения | Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие ограничения и правила, не допускают никаких обсуждений; позволяют ребенку лишь в незначительной степени быть независимым от них. Такие дети обычно, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки, как правило, остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. | |
Либеральный стиль | Низкий контроль | Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. |
Теплые отношения | Открыты для общения, однако преобладающее направление коммуникации — от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве со стороны родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Иногда они становятся активными, решительными и творческими людьми. | |
Индифферентный стиль | Низкий контроль | Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. |
Холодные отношения | Закрыты для общения. Заняты собственными проблемами. У них не остается сил на воспитание детей. В случае, когда безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам, что приводит к делинквентному поведению. |
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 399
Авторитарные родителитщательно контролируют поведение своих детей и обычно проявляют мало теплоты к ним. Они жестко придерживаются правил. В только что описанной ситуации их ответом на просьбу дочери был бы, скорее всего, отказ, сопровождаемый такими утверждениями, как: «Правила есть правила» или «Я так сказал!» Если ребенок начинает спорить или настаивать на выполнении просьбы, родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию, возможно физическому. Они отдают команды и ожидают, когда все будет выполнено; такие отец и мать избегают долгих объяснений со своими детьми. Авторитарные родители ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне и не могут меняться ни при каких обстоятельствах. Все стремления ребенка к автономии в этом случае могут оказаться для него крайне фрустрирующими.
Либеральные родителипроявляют много теплоты и осуществляют незначительный контроль над своими детьми, устанавливая мало ограничений в их поведении либо совсем не делая этого. Вопрос о том, можно ли ребенку задержаться в гостях дольше обычного, скорее всего, вообще не возникнет, так как в такой семье нет установленного времени для возвращения домой, как и отхода ко сну, а от детей не требуют, чтобы они информировали родителей о своем местонахождении. Вместо того чтобы спросить у своих родителей позволения задержаться дольше положенного времени в гостях, девочка могла просто сообщить им о своих планах или объяснить им все по возвращении домой. При таком избытке свободы она практически лишена руководства с их стороны. Если поступки детей выводят из равновесия, сердят либеральных отца и мать, они, как правило, стараются подавить свои чувства. По мнению Бомринд (Baumrind, 1975), часто такие родители так желают продемонстрировать своим детям безусловную любовь и принятие, что перестают выполнять непосредственные родительские функции, например устанавливать им необходимые ограничения.
Индифферентные родителине устанавливают границ и не отличаются проявлениями теплоты и одобрения, возможно потому, что им нет дела до своих детей или их собственная жизнь переполнена стрессом и проблемами и у них не остается энергии для обеспечения поддержки и осуществления руководства своими детьми.
Воздействие стилей родительского поведения на ребенка.Как было показано Бомринд (Baumrind, 1972,1975) и последующими исследователями, дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не
Авторитетные родители поддерживают развивающееся стремление своих детей к автономии, устанавливая в то же время разумные ограничения
400 Часть II. Детство
стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте они, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными.
Хотя чрезмерное попустительство со стороны родителей противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к противоположным результатам: дети либеральных родителей также могутбыть непослушными и агрессивными. Кроме того, они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Иногда такой ребенок становится активным, решительным и творческим человеком (Baumrind, 1975).
Было обнаружено, что дети авторитетных родителей адаптированы лучше других. По сравнению с остальными такой ребенок более уверен в себе, полностью себя контролирует и социально компетентен. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем те, кто воспитывался родителями с другими стилями поведения (Buri, Louiselle, Misu-kanis & Mueller, 1988; Dornbusch, Ritter, Leiderman, Roberts & Fraleigh, 1987).
Наиболее неблагоприятная ситуация у детей индифферентных родителей. Когда попустительство сопровождается открытой неприязнью и отсутствием теплоты, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.
Однако влияние родительских стилей на детей может существенно различаться в разных культурах и субкультурах, и мы не можем сказать, что один какой-то стиль является наилучшим (Darling & Steinberg, 1993). Более того, методы, посредством которых авторитетные родители передают свои стандарты поведения, могут в разных культурах выглядеть по-разному. Некоторые исследователи также отмечают, что ряд элементов авторитарного стиля воспитания имеет свои преимущества. Например, традиционные китайские родители часто описываются авторитарными и осуществляющими сильный контроль, в то же время «тре-нинговый подход», применяемый ими при воспитании, способствует высоким академическим достижениям их детей (Chao, 1994).
«Традиционные родители».В полных семьях родители иногда придерживаются различных стилей поведения. Например, при так называемом традиционном стиле воспитания родители исполняют роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной. Отец может быть достаточно авторитарным, а мать — заботливая и разрешающая (Baumrind, 1975). Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого.
Переговоры и разделяемые цели.Элеонор Маккоби (Maccoby, 1980) анализировала стили родительского поведения с позиции, близкой к позиции Бомринд, но расширила число параметров этой модели. Она рассматривает не только воздействие родительского поведения на детей, но и воздействие поведения детей на родителей. У родителей по сравнению с детьми, безусловно, больше возможностей контролировать обстановку в доме. Однако именно характер взаимодействия между ними влияет на климат семейной жизни. В некоторых семьях родители стремятся держать все под контролем, для других характерна другая крайность: всем верховодят дети.
В идеале ни родители, ни дети не занимают в доме доминирующего положения. Маккоби (Maccoby, 1980) в своем исследовании сосредоточивает внимание
Глава 8, Психосоциальное развитие в раннем детстве 401
на анализе их взаимодействия в семье. По мере того как дети становятся старше, родители должны вступать с ними в переговоры для принятия решений и определения правил. Вместо того чтобы просто установить правила и требовать их соблюдения, лучше помочь ребенку выработать свой собственный способ осмысления проблем и научить его законам искусства общения с другими. Эти действия необходимо осуществлять в теплой, поддерживающей атмосфере. Таким образом семейные отношения развиваются; по мере взросления дети приобретают навыки самоконтроля, чувство ответственности за свое поведение.
В ходе длительного диалога и взаимодействия родители и ребенок достигают согласия в отношении того, что Маккоби назвала разделяемыми целями.Таким образом в семье создается гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без борьбы за власть. Члены семьи, в которой достигнуто оптимальное сочетание свободы и контроля, обычно очень привязаны друг к другу, отношения между ними стабильные, удовлетворяющие всех. В семьях, где не удается достичь разделяемых целей, предметом переговоров становится буквально все: от обсуждения того, что приготовить на ужин, до выбора места для проведения очередного отпуска. Несмотря на потребность в постоянных дискуссиях, такой стиль отношений в семье может быть также весьма эффективным.
Если либо родители, либо дети занимают господствующее положение, процесс переговоров усложняется, атмосфера в семье становится нестабильной. Младшие школьники, родители которых следят за каждым их шагом, вскоре начинают все свои усилия направлять лишь на то, чтобы избежать контроля. Они стараются как можно меньше времени проводить дома. С другой стороны, если в семье главенствует мнение ребенка, родители могут стараться по возможности избегать взаимодействия с ним. Обе эти крайности ослабляют процесс социализации в среднем детстве и отрочестве, осложняя детям совершение перехода от родительской опеки к независимости и установлению дружеских отношений со сверстниками.
Жестокое обращение с детьми
Как отмечалось в главе 6, одним из наиболее тяжелых и разрушительных примеров отношений «родитель—ребенок» является жестокое обращение с детьми. Независимо от возраста ребенка жестокий родитель разрушает ожидания любви, доверия и привязанности, которые столь существенны для развития здоровой личности и социального развития. В результате часто возникают серьезные проблемы. Может оказаться сложно провести грань между жестоким обращением с детьми и приемлемым наказанием частично потому, что это различие значительно меняется в зависимости от общественных и культуральных стандартов. Исторически, как говорилось в главе 1, многие общества мирились с телесными наказаниями (которые сейчас кажутся шокирующими и зверскими) и даже поощряли их. Некоторые культуры проникнуты особыми формами физической жестокости, такими как фиксирование стоп для торможения их роста, искусственное придание определенной формы черепу. К таким примерам относится и ритуальное нанесение шрамов, имеющее глубокое символическое значение и, как ни странно покажется сейчас это нам, являвшееся большой честью для жертвы. Поскольку раньше дети рассматривались как форма имущества, родители имели законное право обращаться с ними так, как им заблагорассудится (Radbill, 1984).
402 Часть II. Детство
Сегодня преднамеренное нанесение серьезных травм ребенку или выступление причиной его смерти являются серьезными уголовными преступлениями, кара за которые варьирует от лишения родительских прав и заключения в тюрьму до высшей меры наказания. К сожалению, жестокое обращение с детьми все еще распространено.
Физическое насилие.В официальных докладах сообщается, что общее Ъэли-чество случаев жестокого обращения, а также отвержения детей в США составляет около 1 миллиона в год; в результате отвержения или физического насилия каждый день умирают три ребенка. Эти цифры могут повергнуть в ужас, но они не ограничиваются территорией Соединенных Штатов; подобные данные выявлены в таких западных странах, как Канада, Австралия, Великобритания и Германия (Emery, 1989).
Физическое насилие дети чаще всего испытывают со стороны родителей, как отцов, так и матерей. Однако если говорить о насилии над детьми, когда его виновниками являются посторонние люди, то в этом случае количество мужчин превышает количество женщин в 4 раза. Доля мужчин — сексуальных насильников еще выше — около 95%. Сексуальное насилие над маленькими девочками редко осуществляется их собственными отцами. Отчимы в 5 раз чаще сексуально используют приемных дочерей, чем биологические отцы (Wofe, Wolfe & Best, 1988). Сексуальному насилию чаще подвергаются девочки, а физическому — мальчики. Маленьким детям наносятся более серьезные повреждения, чем старшим; около половины случаев, повлекших тяжелые травмы или смерть, происходит с детьми в возрасте до 3 лет (Rosenthal, 1988). Из тех, кто выживает, многие страдают органическими повреждениями головного мозга, что потенциально оказывает разрушительное действие практически на все сферы развития и функционирования, особенно если травма была нанесена в течение младенчества или возраста около 2 лет (Lowenthal, 1998).
Психологическое насилие.Жестокое физическое обращение с детьми всегда сопровождается психологическими составляющими, которые могут наносить более губительный вред, чем сами физические действия (Emery, 1989). Психологически жестокое обращение с детьми принимает шесть отчетливо различающихся форм (Hart, Germain & Brassard, 1987); они приводятся в табл. 8.5. Психологическое насилие настолько распространено, что мало кто вырастает, не испытав на себе той или иной его формы. Однако, к счастью, в большинстве случаев оно не является достаточно интенсивным или частым, чтобы оказать вред, имеющий пролонгированные последствия (Hart et al., 1987).
Последствия жестокогообращения сдетьми. Сексуальное и иное физическое насилие в течение длительного времени вредит эмоциональному благополучию детей. Результатом его воздействия может стать заниженная самооценка ребенка, и в будущем ему будет трудно довериться кому-нибудь из страха злоупотребления и боли. Таким образом, дети, перенесшие жестокое обращение, обычно попадают в изоляцию и могут демонстрировать достаточно агрессивное поведение, если кто-то пытается приблизиться к ним (Hart, Brassard, 1991; Haskett, Kistner, 1991; Mueller, Silverman, 1989). Кроме того, такие дети обычно имеют больше проблем со школой, чем те, кто воспитывался в семьях, свободных от насилия (Hanson, Conaway & Christoher, 1989; Vondra, Barnett & Cicchetti, 1990). Подростки и взрослые, перенесшие в детстве жестокое обращение, подвержены
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 403
повышенному риску психологических проблем, в том числе депрессии, алкоголизму и зависимости от психоактивных веществ (Schaefer, Sobieraj & Hollyfield, 1988). Также среди них чаще встречаются люди, совершающие суицидные попытки.
Таблица 8.5 Формы психологически жестокого обращения с детьми
Отвержение
Активный отказ в удовлетворении просьб или потребностей ребенка способом, предполагающим наличие сильной антипатии к ребенку.
Отрицание эмоциональной ответственности
Пассивное лишение любви, включающее такие поведенческие проявления, как холодность или оставление без ответа попыток ребенка пообщаться.
Принижение
Публичное унижение ребенка или обзывание его такими словами, как «дебил», «тупица». Частое выражение сомнения в интеллектуальных возможностях, проявление неуважения к ребенку понижают его самооценку.
Терроризирование
О наличии терроризирования говорят, когда ребенка вынуждают быть свидетелем жестокого обращения с тем, кого он любит или когда жестоко обращаются с ним самим. Регулярное нанесение побоев или запугивание, такое как: «Сейчас я тебе все кости переломаю», также относится к понятию «терроризирование». Более мягкая его форма имеет место, когда родитель оставляет нашалившего ребенка на улице.
Изоляция
Примером изоляции может быть ситуация, когда ребенку не позволяют играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях. Некоторые формы изоляции, такие как запирание ребенка в туалете, могут являться терроризированием.
Злоупотребление (эксплуатация)
Злоупотребление невинностью или слабостью ребенка. Наиболее очевидный пример эксплуатации — сексуальное насилие.
Дети, испытавшие жестокое обращение, также испытывают сложности с контролированием своих эмоций и поведения, склонны к меньшей социальной компетентности, чем те, кто не имел такого опыта (Shields, Cicchetti & Ryan, 1994). При проведении лонгитюдного исследования выборки 5-летних детей, перенесших физическое насилие, было обнаружено, что они были менее популярными и более социально отвергаемыми, чем их обычные сверстники; причем количество проблем, связанных со сверстниками, повышалось в течение всех пяти лет, когда проводилось исследование (Dodge, Pettit & Bates, 1994).
Исследователи допускают, что история семейного конфликта, связанного с вербальным и жестоким физическим обращением, может обладать кумулятивным эффектом при реакции ребенка на гнев, особенно когда это чувство затрагивает его косвенно (Hennessy, Rabideau, Cicchetti & Cummings, 1994). Дети, перенесшие жестокое обращение, находятся в системе нарушенных отношений, их социализация осуществляется через негативный опыт при отсутствии поддержки. Они часто усваивают пренебрежение, манипуляцию и другие проблемные мо-
404 Часть II. Детство
дели поведения в качестве способов избежания жестокого обращения; могут научиться эксплуатировать, унижать и терроризировать. Кроме того, у таких детей возможно формирование ожиданий, согласно которым все межличностные отношения являются болезненными. Такие ожидания имеют устойчивые долговременные последствия.
Объяснения жестокого обращения с детьми )
Исторически исследования насилия над детьми можно отнести к трем основным парадигмам: психиатрической, социологической и ситуационной (Parke, Collmer, 1975). Ниже приводится краткий обзор каждой из них.
Психиатрическое объяснение.Психиатрическая модель концентрирует внимание на личностной и семейной биографии родителей. Основная идея данного подхода состоит в том, что жестокие родители нездоровы и им требуется психиатрическое лечение, хотя исследователи не обнаружили определенных личностных или иных черт, «отвечающих» за жестокое обращение с ребенком. Такие родители могут иметь любую профессию и занимать любое положение в обществе.
Однако одним объединяющим их фактом является то, что многие жестокие родители сами переносили насилие, когда были детьми (Ney, 1988). Хотя остается неясным, как жестокое отношение к детям передается от одного поколения к другому, одно вполне вероятное объяснение заключается в том, что взрослые, перенесшие в детстве насилие, усваивают паттерн жестокого родительского поведения, наблюдая за ролевыми моделями — своими родителями, точно так же, как в течение детства усваиваются приемлемые модели поведения. Например, их в свое время родители могли научить, что такие потребности, как зависимость или автономия, являются неприемлемыми, что плач или просьба о помощи бесполезны и не одобряемы. Для более полного понимания проблемы представьте ребенка, который пришел в отчаяние, когда отец перестал бить его. Он спросил социального работника: «Почему папа перестал любить меня?» Можно предположить, что дети усваивают такие уроки в раннем возрасте и в дальнейшем, когда они становятся родителями, применяют то, чему их научили, к своим собственным детям.
Социологическое объяснение.Один из аспектов американской культуры, имеющий отношение к жестокому обращению с детьми, — это насилие. США занимают первое место среди всех индустриальных стран по количеству убийств и других тяжелых преступлений. Насилие, демонстрируемое по телевизору, является примером того, что это — приемлемый способ решения конфликтов. Важно и то, что когда физическая жестокость имеет место в отношениях супругов, вероятно ее проявление и к детям. Жестокое обращение с детьми также связано с повсеместным распространением физических наказаний в виде средства установления дисциплины; 93% всех американских родителей прибегают к таким методам воспитания, хотя большинство из них делают это умеренно и остаются в рамках допустимого. Однако в более мирных обществах, где есть тенденция использовать основанные на любви и поддержке дисциплинарные методы, меньше общий уровень насилия и жестокого обращения с детьми (Parke, Collmer, 1975).
Хотя физическое насилие над детьми обнаруживается на всех социально-экономических уровнях, оно наиболее характерно для бедных семей (Black, 2000). Это может частично объясняться тем, что насилие, происходящее в домах представителей среднего класса, имеет меньше шансов дойти до сведения властей. Од-
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 405
нако верно и то, что общие семейные стрессы, такие как нищета, повышают риск насилия над детьми.
Еще одним фактором риска является безработица. В периоды высокого уровня безработицы повышается количество насилия мужчин над женщинами и детьми. Отцы или матери, внезапно потерявшие работу, могут начать жестоко обращаться со своим ребенком. Помимо финансовых проблем безработица снижает социальный статус и самооценку родителей. Безработный отец может попытаться компенсировать потерю общественного положения утверждением своего авторитета в доме посредством физического превосходства.
Еще одна общая характеристика семей, в которых происходит насилие над детьми, — социальная изоляция. Такие родители часто изолированы от родственников, друзей и других систем поддержки. Они испытывают трудности с установлением дружеских отношений и редко принадлежат к общественным организациям. Таким образом, возможна ситуация, когда у них не окажется никого, к кому можно при необходимости обратиться за помощью, и они начнут изливать свою фрустрацию на детей.
Ситуационное объяснение.Подобно социологической, ситуативная модель обращается к факторам окружающей среды. Однако акцент здесь делается на взаимодействиях членов семьи и на признании ребенка активным участником этого процесса (Parke, СоПшег, 1975). Когда мы изучаем роль ребенка в семьях, где появляется насилие, мы обнаруживаем, что родители обычно выбирают для жестокого обращения одного из детей. Наиболее часто это младенец и очень маленький ребенок. Особенно большая вероятность стать объектом насилия у тех, кто обладает физическими нарушениями либо психическими расстройствами, а также тяжелым характером. Младенцы, которые постоянно плачут, могут вызвать у родителей сильные негативные реакции. Кроме того, возможно проявление несоответствия между родительскими ожиданиями и поведением ребенка. Например, у матери, которая хочет ласкать и баюкать своего малыша, может родиться ребенок, который не любит, чтобы до него лишний раз дотрагивались. Еще одна возможность появления жестокости заключается в том, что родитель обладает нереалистичными представлениями о том, какие виды поведения присущи ребенку (Parke, Collmer, 1975; Vasta, 1982). Например, отец может злиться из-за того, что его 3-летний ребенок не убирает за собой.
Хотя каждый из подходов проливает свет на возможные причины жестокого обращения с детьми, никто не может сказать, как остановить его проявления. Программы по предотвращению насилия над детьми заняты тем, что предоставляют родителям социальную поддержку и учат их наиболее эффективным дисциплинарным методам воспитания. Несмотря на то что эти программы обычно снижают уровень жестокости, приблизительно один из четырех их участников продолжает жестоко обращаться со своими детьми (Ferleger, Glenwick, Gaines & Green, 1988). Иногда единственной альтернативой являются уголовное преследование жестоких родителей и лишение их родительских прав.
Дисциплина и саморегуляция
Как уже отмечалось, для каждой исторической эпохи характерны свои методы дисциплинарного воздействия. Периоды жестоких физических наказаний сменялись периодами относительной мягкости в воспитании. Методы приучения детей
406 Часть II. Детство
к дисциплине — установление правил, ограничений и их проведение в жизнь меняются так же, как и другие аспекты культуры. В течение 50-х и в начале 60-х годов XX века в литературе, посвященной воспитанию детей, встречались предостережения против применения строгих, подавляющих волю детей воспитательных мер; родителей пугали тем, что они подавляют эмоции ребенка и превращают его в тревожного, подавленного, невротичного человека. В педагогической литературе 70-х и 80-х годов, напротив, указывалось на то, что детям необходим определенный внешний социальный контроль, последовательность и твердость в требованиях родителей для того, чтобы они могли чувствовать себя спокойно и уверенно. В течение 90-х годов сохранялась тенденция к более строгому родительскому контролю. Конечно, потребность детей в любви и одобрении также признается (Perry, Bussey, 1984). Родителям советуют:
1. Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Привязанность, как всякое социальное поведение, нуждается в ответном чувстве. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них лучше развиты самоконтроль и просоциальное поведение.
2. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение детей (помощь, заботу о других).
3. Предъявлять детям разумные ожидания и требования, настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными.
4. Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением ребенка. Их использование способствует формированию у него аналогичного поведения, может стать причиной появления в его характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.
5. Помочь ребенку учиться владеть собой и развивать чувство контроля над обстоятельствами.
6. Использовать индуктивный метод (объяснение, убеждение) для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.
К этому списку мы можем добавить еще один пункт: рассказывать детям случаи из жизни и просто вымышленные истории и сказки, которые укрепляют социальные и нравственные ценности (Miller et al., 1997).
Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, какие чувства их действия могут вызвать у окружающих. Кроме того, у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков: это помогает детям развить чувство ответственности за свое поведение. В целом контроль ребенка над собственным поведением будет зависеть не только от руководства и теплоты родителей, но и от того, насколько он ориентируется в ситуации.
Братья и сестры
Первой и ближайшей группой сверстников, влияющей на развитие личности ребенка, являются его братья и сестры. Общение с ними дает малышу опыт, отличающийся от опыта, получаемого в ходе взаимодействия с родителями. Предельная откровенность между сиблингами позволяет испытать взлеты и падения
Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 407
человеческих отношений на базальном уровне. Сиблинги бывают беззаветно преданными, а могут презирать друг друга или развивать амбивалентные отношения любви-ненависти, которые иногда сохраняются на протяжении всей жизни. Хотя родители дошкольников часто жалуются на соперничество своих детей, которое приводит к ссорам и дракам, сиблингов обычно связывают сильная привязанность и дружба, оказывающие огромное влияние на их поведение. Даже если у них большая разница в возрасте, жизнь бок о бок с равными себе по положению (дети одной семьи) и в то же время не равными по ряду других качеств — возрасту, росту, полу, занятиям, уму, внешней привлекательности людьми не проходит бесследно. Действительно, очень важно, когда братья и сестры помогают друг другу усваивать социальные понятия и роли, подбивая друг друга на какие-то действия, удерживая от чего-то (Dunn, 1983, 1985).
Джуди Данн (Dunn, 1993) описывает пять основных направлений, по которым различаются отношения между детьми в одной семье: соперничество, привязанность, безопасность, близость (в том числе откровенность и шутливые отношения), общие фантазии. Например, первое из них, привязанность: некоторые дошкольники уже в 2-летнем возрасте так привязываются к своим братьям и сестрам, что достаточно тяжело переживают их отсутствие, приходят в восторг, когда они возвращаются и, присоединившись к ним, исследуют многообразие окружающего мира. Привязанность сиблингов друг к другу может соперничать по прочности с привязанностью родителя к своему ребенку. В то же время некоторые из них практически не находят общих занятий, живя каждый в своей эмоциональной среде.
Как порядок рождения, или статус сиблинга,влияет на личность каждого ребенка? Несмотря на то что предыдущие поколения психологов выдвинули множество предположений, объясняющих влияние порядка рождения на личность, данные современных исследований не всегда согласуются с их взглядами. Фактически не существует таких индивидуальных особенностей, которые зависят только от порядка рождения. Это, однако, не означает, что дети из одной семьи обладают похожими личностями. В действительности сиблинги могут так же сильно отличаться друг от друга, как и дети из разных семей (Plomin, Daniels, 1987).
Одна из причин, в силу которых ребенок отличается от своих братьев и сестер, заключается в том, что детям необходимо определить и упрочить свою неповторимую идентичность. Так, если старший ребенок серьезен и прилежен, то млад-
Семьи представляют собой важный источник усвоения
установок, убеждений и одобряемых моделей поведения,
иногда вплоть до осанки и последней детали одежды
408 Часть II. Детство