Игнорирование и жестокое обращение с детьми

Умладенцев и тоддлеров, страдающих от игнорирования и физического жестокого обращения, появляются искажения и задержки формирования чувства Я, самоконтроля и социальных навыков. Став подростками и взрослыми людьми, они более подвержены психическим расстройствам и алкоголизму, а также любым другим видам зависимости от психоактивных веществ и могут сами начать жестоко обращаться со своими собственными детьми.

Братья и сестры

Не только родители, но и старшие сиблинги часто являются объектами привязанности для младенцев и тоддлеров, а также они могут служить важными ролевыми моделями. Позитивная сторона заключается в том, что маленькие дети учатся делиться с другими, сотрудничать и сопереживать, наблюдая за своими старшими братьями или сестрами. Негативная сторона заключается в том, что соперничество сиблингов может повредить семье, и старшие дети могут моделировать нежелательные для младших детей паттерны поведения.

Социальные эталоны

Развитие личности и поведение ребенка подвергаются значительному влиянию эмоциональных и иных сигналов, которые родители посылают ему, находясь в различных социальных ситуациях. Культурные ценности и значения также передаются посредством социальных эталонов.

Родительская дисциплина

Родителям очень важно уметь выдерживать баланс между количеством свободы, предоставляемой ими их ребенку, стремящемуся действовать независимо, и количеством необходимых дисциплинирующих мер и вводимых ограничений; особенную значимость этот баланс приобретает к 2-летнему возрасту. Любая крайность — введение слишком эфемерных или слишком больших ограничений может помешать развитию здоровой личности.

Социальная экология воспитания

Под социальной экологией воспитанияпонимаются социальные компоненты и установки, образующие среду, в которой осуществляется воспитание. Она включает в себя, помимо прочего, правительственную политику и поддержку, местные

310Часть II. Детство

Игнорирование и жестокое обращение с детьми - student2.ru

Рис.6.1. Процент работающих замужних женщин в зависимости от возраста младшего ребенка (1975-1996). Источник: U. S. Census Bureau, 1997

традиции и финансовые затраты. Неудивительно, что социальная экология воспитания имеет национальные отличия. Например, масштабные исследования, проведенные в Швеции, показали, что 85% матерей, имеющих детей дошкольного возраста, трудятся полный или неполный рабочий день за пределами дома. В результате существует огромная потребность в присмотре за детьми, которая удовлетворяется за счет системы детских учреждений, финансируемых государством (Andersson, 1989; Hwang, Broberg, 1992). В частности, каждой семье, нуждающейся в том, чтобы за ребенком был осуществлен присмотр, предоставляется ряд возможностей. Родители могут отдать ребенка в дневные ясли или детский сад, поручить его заботам семейных воспитателей (так называемых дневных мам). Работа и детских учреждений, и дневных мам контролируется муниципалитетом, все они обладают соответствующими лицензиями. Существует также сеть открытых до-

Учреждения по уходу за детьми

Основные учреждения по уходу за детьми, к услугам которых прибегают работающие матери детей в возрасте до 5 лет

Дети находятся под присмотром на в чьем-то доме В

Игнорирование и жестокое обращение с детьми - student2.ru

Рис.6.2. Учреждения по уходу за детьми младше 5-летнего возраста в США. Источник:

U. S. Census Bureau, 1995

Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие 311

школьных заведений, куда матери или дневные мамы могут отвести детей для игр с другими детьми, где они могут получить советы, касающиеся воспитания ребенка.

В США родители получают от государства весьма незначительную помощь. Они сами оплачивают все дополнительные услуги по уходу за ребенком, в которых нуждаются; родителям помогают только в том случае, если они имеют низкий доход. Поскольку более 60% матерей грудных детей и тоддлеров работают вне дсма, многим семьям приходится решать непростую задачу поиска детского учреждения с приемлемой оплатой. На рис. 6.1 показано изменение по годам процента работающих матерей, имеющих детей до 5 лет (Galinsky, Stein, 1990).

Фактически, в Соединенных Штатах за тремя младенцами и тоддлерами из четырех присматривают не матери, а другие люди. Около 25% этих детей находятся в дневных яслях, детских садах и центрах, а об остальных заботятся родственники и другие люди (рис. 6.2). Очевидно, что американские родители охотно пользуются формами коллективного присмотра за детьми, организуемого как на уровне формальных, так и на уровне неформальных воспитательных групп.

Дневной уход за младенцами

В США действует закон о семейном отпуске и отпуске по медицинским причинам, согласно которому работодатели обязаны давать матерям 12 недель отпуска по уходу за ребенком, начиная с родов. Матери (или отцы, выполняющие основные обязанности по уходу за ребенком), возвращающиеся на работу после этих коротких 12 недель, должны позаботиться о том, чтобы за их ребенком был осуществлен надежный присмотр. Некоторые нанимают родственника или знакомого либо приглашают не имеющую лицензии няньку из соседей. Другие находят какой-либо лицензированный детский сад, осуществляющий уход за детьми, в котором не только дорогие услуги, но и длинная очередь из желающих пристроить туда своих детей, т. е. приходится достаточно долго ждать возможности отправить туда ребенка. Третьи ищут местные «семейные» заведения, персонал которых может быть подготовленным, но может и не обладать специальными знаниями и навыками.

И семейные заведения, и профессиональные детские учреждения способны обеспечить нормальное развитие младенцев и начавших ходить детей. Ряд исследований показал, что дети в возрасте от 3 до 30 месяцев, посещающие детские учреждения, развиваются по крайней мере не хуже, чем дети из тех же социальных слоев, воспитывающиеся дома (Clarke-Stewart, 1982; Kagan, 1978; National Institute of child health and human development, NICHD, 1997). В Швеции, где качественный уход за детьми является нормой, дети, которых отдавали в ясли до того, как им исполнился 1 год, были, как правило, более развитыми и показывали в начальной школе лучшие результаты, чем средний ребенок, воспитывавшийся дома матерью. В одном из цитировавшихся ранее исследований были получены данные, что такие дети показывают себя с лучшей стороны во время когнитивных тестов, оценивающих умение рассуждать и словарный запас; их успехи в таких школьных дисциплинах, как чтение и арифметика, оценивались учителями выше, и они обладали лучшими социальными навыками, нежели их ровесники, остававшиеся Дома (Andersson, 1989). Некоторые американские исследователи выявили похожее, но меньшее в количественном исчислении превосходство в когнитивном и социальном развитии детей, воспитывавшихся в коллективных условиях (Clar-

312 Часть II. Детство

ВРЕЗКА 6.2

Учреждения для самых маленьких — причина беспокойства?

В 1986 году Джей Бельски, видный специалист по развитию младенцев, опубликовал материал, который должен был стать предостережением для родителей и для тех, кто осуществляет профессиональную заботу о маленьких детях. Он изучил результаты нескольких исследований младенцев и дошкольников, сравнив детей, которых отдавали на день в те или иные детские учреждения начиная с 1-го года жизни, с теми, кто оказывался в подобных заведениях несколько позже. Ученый сделал предостерегающий вывод, согласно которому «нахождение в яслях с первого года жизни является фактором риска, ставящим под угрозу развитие надежной привязанности в младенчестве и способствующим повышению агрессивности, недисциплинированности и замкнутости в дошкольные и ранние школьные годы» (Belsky, 1986, 1988, 1990).

Это заявление сразу же вызвало бурную реакцию со стороны многих ученых, работников детских учреждений и родителей. Если бы действительно оказалось, что младенцы подвергаются риску в тех случаях, когда работающие родители отдают их в дневные детские учреждения, то вина за это легла бы и на работающих матерей, и на отцов, и на лица, предоставляющие услуги по уходу за детьми. Несомненно, публикация Дж. Бельски бросала вызов самому образу жизни семьи, в которой работают оба родителя. Некоторые работники дошкольных учреждений почувствовали себя лично оскорбленными, но нашлись и такие, кто посчитал, что необходимо более внимательно изучить возможность причинения детям вреда вследствие несовершенного ухода за ними в отдельных учреждениях (Miringoff, 1987). Некоторые специалисты посоветовали не делать поспешных выводов из разнородных исследований, проведенных в условиях множественного влияния неконтролируемых факторов (Chess, 1987).

Почти все исследования ухода за младенцами, проведенные до 1980 года, согласно Бельски, проводились в первоклассных, ориентированных на научную работу детских учреждениях, часто связанных с университетами. В результате не было практически никаких оснований предполагать, что внесемейный уход за детьми может таить в себе какие-то негативные моменты. И действительно, в отдельных случаях дети, посещавшие эти перворазрядные заведения, опережали в социальном, когнитивном и эмоциональном развитии тех, кого воспитывали дома. Только недавно специалисты стали исследовать детей в самых разнообразных детских учреждениях, значительно отличающихся между собой по качеству осуществляемого ухода. Кроме того, стала намного более широкой выборка семей, пользующихся услугами яслей и детских садов. В нее вошли неполные семьи, где был велик риск плохого обращения с ребенком, и семьи с различным доходом, в которых работали оба родителя.

Когда Бельски внимательно изучил результаты как этих разнородных исследований, так и своих собственных наблюдений, он обнаружил вызывающие беспокойство закономерности. Среди детей, которых родители на 1-м году жизни отдавали в ясли или оставляли для присмотра другим людям и которые находились в таких условиях более 20 часов в неделю, оказалось больше детей с тревожно-избегающей привязанностью к матери. Этот факт отмечался даже тогда, когда о младенце заботился сосед или родственник, присматривавший одновременно и за собственным ребенком. В интерпретации Бельски, доля детей, которые не сформировали надежной привязанности к матери, оказалась в данном случае почти в два раза выше (Belsky, 1986; Belsky, Rovine, 1988, 1990а).

Другие исследователи пришли к иным выводам даже после ознакомления с теми же самыми данными. Они сделали лишь одно заключение: качество альтернативного присмотра

Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие 313

за детьми является более значимым фактором, нежели количество времени, проведенного в детском заведении. Особенно уязвимыми оказываются малыши, за которыми осуществляется недобросовестный уход, или переходящие по несколько раз от одного воспитателя к другому. Подвергаются немалому риску и те младенцы, чьи родители, под давлением обстоятельств, отдают ребенка неквалифицированным воспитателям (Phillips, McCartney, Scarr & Howes, 1987). Те же исследователи (основываясь на метаанализе 14 предшествовавших изысканий) также не обнаружили никаких значимых различий в качестве привязанности между детьми, посещавшими детские дневные заведения, и детьми, воспитывавшимися дома, как не обнаружили их и другие исследователи, повторившие работу Бельски с четырьмя цитируемыми им источниками (Roggman, Langlois, Hubbs-Tait & Rieser-Danner, 1994).

Наконец, масштабное исследование, предпринятое Национальным институтом здоровья детей и развития человека (НИЗДИРЧ) (NICHD, 1997), позволило заключить, что возраст поступления в детские дневные учреждения и количество проведенных в них часов сами по себе не являются надежным предсказателем качества привязанности, вырабатываемой у ребенка. Однако исследователи НИЗДИРЧ обнаружили, что низкие материнская ответственность и чуткость в сочетании с плохим качеством дневной заботы о ребенке или чрезмерным количеством времени, проводимым ребенком в подобных местах, являлись факторами, связанными с небезопасной привязанностью. Тем не менее в обширном обзоре литературы по осуществляемому не родителями уходу за детьми Майкл Ламб (Lamb, 1996) сделал вывод о том, что возраст поступления в центр дневного ухода является важным фактором, действующим вместе с качеством заботы и темпераментом отдельного ребенка.

Таким образом, картина получается запутанной, гораздо более сложной, чем предполагали выводы Бельски, и этот спорный вопрос, несомненно, будет оставаться проблемой, требующей более тщательного освещения.

ke-Stewart, Fein, 1983). Однако подобные заведения могут оказывать и иной эффект, в частности, на формирование привязанности между родителем и ребенком (см. врезку 6.2).

Позитивные результаты не проявляются там, где службы дневного ухода за ребенком, доступные многим американским семьям, не отличаются хорошим качеством. Их персонал может быть плохо обучен, получать низкую зарплату и часто меняться. В подобных заведениях не любят пускать к себе тех, кто проводит исследования. В ходе одного такого исследования (Vandell, Corasaniti, 1990) были проверены третьеклассники из одного округа, в котором отмечалась плохая организация государственных и семейных детских учреждений. Когда специалисты сравнили детей, которые были отданы в ясли в младенческом возрасте, с теми, кто провел в детских заведениях меньшее время, они обнаружили между ними заметные различия. Те, кто был отдан в подобные учреждения в раннем возрасте, показали себя с худшей стороны в отношениях со сверстниками, отличались меньшим трудолюбием, были менее развиты в эмоциональном и когнитивном плане, показывали более низкие результаты при выполнении стандартизованных тестов. Они также получали более низкие оценки в учебе. Некоторые из них часто нарушали дисциплину, демонстрируя порой крайнюю агрессивность. Трудно сказать, что поведенческие проблемы были вызваны исключительно качеством дневного ухода за детьми, но результаты вызывали подобные предположения.

Еще одно исследование показало, что на происходящее с ребенком в дневных Детских учреждениях влияют их пол, доходы семьи и то, какой уход получает дан-

314 Часть II. Детство

Учреждения дневного ухода за детьми, доступные многим семьям, зачастую являются не идеальными, как этот переполненный центр ухода за младенцами. Однако относительно того, что считать переполненностью, в разных культурах существуют различные мнения

ный ребенок. Для детей из бедных семей, вероятно, лучше, когда о них заботятся матери или бабушки, тогда как в более зажиточных семьях девочки чувствуют себя лучше с приходящими нянями, а мальчики — со своими матерями (Baydar, Brooks-Gunn, 1991). Лучшая забота о младенце была связана с большей чуткостью матери, а большее количество часов, проведенных в центре ухода за детьми, — с менее сензитивным стилем материнского поведения (NICHD, 1999).

Двемодели адаптации ребенка к нематеринскому воспитанию.Что представляет собой процесс, приводящий к нарушению хода развития детей, которые находятся под чужим присмотром более 20 часов в неделю начиная с 1-го года жизни? Исследователи предложили две модели адаптации (Jaeger, Weinraub, 1990), которые, хотя и были выработаны во время исследований, проведенных с матерями, могут быть перенесены и на отцов. Согласно модели отделения от матери,младенец воспринимает ежедневно повторяющиеся расставания с ней либо как ее отсутствие, либо как его отвержение матерью. Ребенок начинает сомневаться в ее доступности или отзывчивости. Именно отсутствие матери препятствует развитию надежной привязанности.

Согласно модели качества материнской заботы,влияние на малыша оказывают не занятость на работе матери или разлука с ней сама по себе, а то, как эта за-

Контрольные вопросы к теме

«Занятость родителей»

• Под социальной экологией заботы о ребенке понимается среда, в которой происходит уход за ребенком помимо семейной среды.

• В США большинство младенцев и тодцлеров получают уход от посторонних людей (не от своих родителей).

• Пол ребенка не оказывает никакого влияния на ту дневную заботу, которую он получает.

• Согласно модели качества материнской заботы, постоянный уход матери негативно влияет на способность ребенка справиться с расставанием.

Вопрос для размышленияПочему раннее посещение ребенком учреждений по уходу за детьми является противоречивым вопросом?

Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие 315

нятость отражается на поведении матери. Работающая мать не способна проявить те восприимчивость и отзывчивость, какие она могла бы уделить ребенку, будь у нее больше времени и возможностей это сделать. Именно эта перемена в поведении матери служит препятствием для развития у ребенка надежной привязанности. Современные исследования, основой которых служит вторая модель, сосредоточены на изучении конкурирующих требований к матери со стороны ее работы и семьи, качестве ухода за детьми в детских учреждениях (и том, приходится ли матери волноваться по этому поводу), индивидуальных особенностях ребенка, а также на том, считает ли мать своего ребенка сильным и способным справиться со своим новым положением. Специалисты также изучают общий уровень жизни матери и ее удовлетворенность исполнением своих меняющихся ролей, а кроме того, ее ролевые конфликты, напряженность в супружеских отношениях и утомление. Если мать испытывает сильный страх отделения во время ежедневной разлуки с ребенком, это может отрицательно сказаться на малыше (S.L. McBride, 1990; Stifter, Coulehan & Fish, 1993).

Краткое содержание главы

Личность формируется в процессе взаимодействия процессов инкультура-ции и социализации с темпераментом ребенка.

Некоторые младенцы рождаются с покладистым темпераментом, другие — с трудным, третьи — медленно воодушевляются.

Наши рекомендации