Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие
Предварительный обзор
Знаете ли вы?
• Какова разница между личностью и темпераментом?
• Что существуют шесть четко различимых стадий эмоционального развития младенцев?
• Что такое привязанность и каковы методы ее изучения?
• Как взаимодействие наследственности и среды объясняет формирование привязанности?
• Что такое боязнь незнакомых людей и страх отделения и когда они возникают?
• Какова разница между безопасной привязанностью и тремя видами небезопасной привязанности?
• Что такое отзывчивость и почему она важна?
• Как воздействуют на формирование привязанности жестокое обращение с детьми и их игнорирование?
• Что необходимо детям с различными нарушениями развития для формирования безопасной привязанности?
• Как отцы, сиблинги, бабушки и дедушки связаны с процессом формирования привязанности?
• Насколько важна отзывчивость для выработки у младенца чувства базального доверия?
• Что такое социальные эталоны (опорные сигналы) и как они воздействуют на поведение и социокультурное развитие?
• Какие принципы лежат в основе активного приучения ребенка к дисциплине?
• Когда младенцы становятся способными к просоциальному поведению и что ускоряет его?
• Как развиваются Я-концепция и самосознание в период младенчества?
• Как социальная экология заботы о ребенке влияет на привязанность и другие аспекты его развития?
• Позитивно или негативно влияют на ребенка занятость родителей и раннее посещение им детских садов или интернатов?
Основные темы главы.
Родившись, дети попадают в мир, полный ожиданий, норм, ценностей и традиций. Все эти, а также множество других факторов участвуют в формировании их личности— набора свойственных индивидууму представлений, установок и спо-
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие 275
собов взаимодействия с другими людьми. Если взглянуть с несколько иной позиции, в течение более чем 2 первых лет жизни младенцы проходят через процессы инкультурации и социализации. Они узнают и ассимилируют установки и стандарты поведения в виде законов, норм и ценностей общества, как формальных, так и неписаных. Кроме того, они учатся совладанию с противоречиями и лицемерием их общества. В то же время, по мере того как дети становятся старше, они строят свою личность: активно принимают либо отвергают нормы и правила, а не являются их пассивными приемниками.
Новорожденные не осознают, какие отношения связывают их с окружающими. При рождении младенцы, очевидно, не понимают отличия себя от других, мужчин от женщин, детей от взрослых. У них нет также ожиданий относительно поведения остальных людей; просто либо что-то происходит, либо не происходит. Другими словами, сначала младенец живет в настоящем, в буквальном соответствии с пословицей «с глаз долой — из сердца вон», т. е. для него существует лишь то, что он видит, о чем мы уже говорили в главе 5, когда рассматривали вопрос развития понимания постоянства объектов.
В течение первых 2 лет жизни происходят драматические изменения. Новорожденные начинают осознавать окружающую их среду и свои способы взаимодействия с ней, сталкиваются с понятиями отзывчивости и равнодушия, понимают, что что-то они могут делать самостоятельно, а что-то — воспользовавшись помощью. По мере становления тоддлерами дети могут оценить, что хорошо и что плохо и каковы отношения в их семье. Они осознают, что они являются мальчиками либо девочками, и начинают усваивать некоторые стили поведения, накладываемые определенным тендером.
Однако малыши обладают определенным темпераментом. Они приходят в мир с некоторыми изначально заложенными в них стилями поведения, которые все вместе и составляют темперамент. Одни новорожденные более чувствительны к свету или внезапным громким звукам, чем другие. Часть из них быстрее или сильнее других реагирует на пребывание в состоянии дискомфорта. Некоторые дети суетливы, другие более спокойны, третьи — активны и энергичны. В то же время большинство новорожденных можно отнести к одной из трех категорий, предложенных Александером Томасом и Стеллой Чесе в 1977 году (см. также Chess, Thomas, 1996): покладистые (часто находятся в хорошем настроении и их поведение легко предсказать); трудные (часто раздражительны и непредсказуемы); медленно воодушевляющиеся (подверженные перепадам настроения и сопротивляющиеся попыткам заботы). Темперамент младенца может оказывать серьезное влияние на качество ранних отношений родителей и ребенка.
В этой главе мы рассмотрим, как личность младенца развивается в процессе взаимодействия с окружающими его людьми. Мы сосредоточим свое внимание на первичных, или ранних, отношениях, тех, которые создают основу для развития будущих отношений и приобретения базисных установок, ожиданий и моделей поведения. В данной главе будут освещены вопросы социального и эмоционального развития младенца в течение 1-го и 2-го года жизни; развития привязанности между младенцем и первым заботящимся о нем человеке (которым обычно является мать). Мы также рассмотрим факторы, влияющие на качество ранних отношений; широкую сферу эмоциональных связей младенца, включающую отца, братьев и сестер, дедушек и бабушек; влияние занятости родителей на личность и социокультурное развитие ребенка.
276 Часть II. Детство