Итоговая аттестация выпускников школ
Астана, 2017
ВВЕДЕНИЕ
В рамках интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство, развития конкурентоспособности отечественного образования необходимо обновление содержания образования, ориентированного на переход от концепции «образование на всю жизнь» к пониманию необходимости «обучения в течение всей жизни». Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы определено, что «в целях совершенствования действующего формата ЕНТ будут предусмотрены разделение процедуры ЕНТ на итоговую аттестацию в школе и вступительные экзамены в вуз... ».
Итоговая аттестация выпускников – процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования. В рамках обновления содержания образования меняется и формат итоговой аттестации.
Согласно приказу Министра образования и науки РК от 16 ноября 2016 года № 660 «О внесении изменения в приказ Министра образования и науки РК от 18.03.2008 № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» итоговая аттестация выпускников школ будет проводиться по 5 предметам в следующих формах:
– письменный экзамен по родному языку и литературе (язык обучения) в форме эссе;
– письменный экзамен по алгебре и началам анализа;
– устный экзамен по истории Казахстана;
– тестирование по казахскому языку в школах с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения; русскому языку в школах с казахским языком обучения;
– предмет по выбору – тестирование.
Разнообразие форм контроля по конкретным предметам выбрано с учетом их специфики. Проведение итоговых экзаменов позволит проверить умения и навыки выпускников, указанные в государственном общеобязательном стандарте образования и сформированные в рамках школьных предметов в течение всех учебных лет.
Цель данного пособия – дать методические рекомендации по написанию эссе и представить критерии оценивания письменного экзамена по русскому языку и литературе. В пособии также указана специфика эссе и его отличие от сочинения, приведены примеры эссе с анализом.
I ЭССЕ. СТРУКТУРА ЭССЕ
Жанр эссе находится в постоянном развитии и становится особенно востребованным в настоящее время, когда обществу требуется конкурентоспособная личность.
Эссе – это прозаическое сочинение, имеющее композиционную цельность и логическую последовательность. Эссе должно выражать личное мнение по данной проблеме, дополненное примерами из художественных текстов, средств массовой информации и личного жизненного опыта.
Цельюнаписания эссе является развитие умения учащихся творчески осмысливать выбранную тему, выражать свое мнение и суждение по поставленной проблеме, аргументируя свою позицию.
Задачи:
1. Уметь последовательно и логически верно передавать собственное суждение.
2. Уметь аргументировать, приводя примеры соответствующей теме.
3. Показать навыки ассоциативного и критического мышления.
4. Показать грамотное орфографическое, пунктуационное, стилистическое написание текста.
5. Показать разнообразие словарного запаса.
Отличительные признаки эссе:
- прозаическое произведение;
- небольшой объем;
- субъективные впечатления и размышления автора;
- композиционная цельность;
- образность и цитирование.
В отличие от сочинения эссе трактует одну частную тему и передает «индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, о том или ином событии или явлении». Эссе свойственно преобладание впечатлений, а не фактов, непринужденность, эмоциональность изложения, смешение речевых, стилистических пластов. Оно ориентируется на разговорную речь, которая обеспечивает легкость, доверительность обращения к читателю (таблица 1).
Таблица 1 – Отличие эссе от сочинения
Эссе | Сочинение | |
Определение | разновидность очеркового жанра или вид творческой работы, представленной в форме аргументированного рассуждения и отражающей субъективную авторскую позицию по отношению к общественно значимой проблеме социального, морально-этического, научного, культурно-исторического плана | творческая работа по заданной теме, которая может быть выполнена как описание, повествование, рассуждение или анализ художественного текста, литературных образов, эстетических концепций |
Цель | побудить читателей к размышлению, вызвать у них эмоциональный отклик на прочитанное благодаря убедительности и яркости изложения | развить навыки устной и письменной речи, связанные с умением формулировать собственные суждения по проблемным вопросам, анализировать отдельные явления, факты или фрагменты текста, излагать мысли в логической последовательности, производить обобщения и делать выводы |
Способ раскрытия темы | субъективная авторская позиция | объективный анализ |
Композиция | свободная | структурированная |
Существует несколько видов эссе.
По содержанию: философские, литературно-критические, исторические, художественные, публицистические.
Обязательные компоненты эссе:
· осмысление предложенной темы
· выделение проблемы
· формулирование идеи эссе в виде тезиса (тезисов)
· аргументация авторской позиции
· авторская оценка темы и выбранной проблемы
Свободная форма эссе позволяет располагать обязательные компоненты в произвольном порядке.
Ø Осмысление темы
Ученик, опираясь на личный опыт, собственное видение, объясняет свое понимание темы, используя в качестве доказательства примеры из художественных произведений.
Ø Выделение проблемы
Тема текста позволяет выделить ту или иную проблему, подлежащую обсуждению. При этом необязательно, чтобы ученик принял позицию, обозначенную в теме.
Ø Формулирование идеи эссе
Рекомендуется идею эссе представить в виде тезиса (тезисов). Тезисом может быть авторская мысль, цитата, фразеологизм, пословица, поговорка, риторическое восклицание.
Ø Аргументация
Тезис (тезисы) требует аргументации. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых, на литературные произведения и др. Фактический материал может быть отправной точкой в размышлениях автора. В эссе используется не менее двух аргументов из любых вышеперечисленных источников.
Аргументы должны быть вескими и убедительными.
Ø Авторская оценка темы и выбранной проблемы
Для эссе характерно кольцевое обрамление, поэтому важно в конце работы вернуться к заявленному тезису (тезисам), чтобы дать оценку проблеме.
Примечание: оригинальным считается то эссе, в котором автор сумел заинтересовать читателя свободной организацией композиции, неожиданным сцеплением фактов, ассоциаций, афористичностью языка, новизной выводов.
Рекомендации для учащихся по работе над эссе:
Для написания интересного эссе необходимо помнить, что оно предполагает понимание цели написания, ярко выраженную авторскую позицию по предложенной теме, искренность, эмоциональность, умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка, приводить широкий спектр аргументированных доводов и суждений, показывая высокий интеллектуальный уровень знаний.
Несмотря на свободную форму организации композиции, структура эссе предполагает такие части, как введение, основная часть и заключение.
Вводная часть
· В вводной части автору достаточно включить 1-2 абзаца, состоящих из 2 и более предложений, которые позволят привлечь внимание читателя, подвести его к проблеме, которой посвящено эссе.
· Можно начать с цитаты или яркой фразы. Для привлечения внимания можно использовать риторические вопросы, сравнительную аллегорию, когда неожиданный факт или событие связывается с темой эссе.
Основная часть
· Основная часть состоит из тезиса (тезисов) и нескольких аргументов.
· Тезис необходимо оформить в виде короткой законченной мысли, которую хочет донести автор до читателя эссе.
· Рекомендуется включать слова и словосочетания, позволяющие дополнить высказывания необходимой информацией, характерные для данного типа текста.
Заключение
· В заключительной части автору необходимо сделать выводы и подвести итоги.
· Заключение и вступление должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении резюмируется мнение автора).
· В заключении можно использовать слова и словосочетания, позволяющие подвести итог и сделать резюме.
Успешность написания эссе зависит от четко составленного плана для организации своих мыслей (написание плана в окончательной редакции работы не требуется), установления связей между ними, от систематической практики и от умения интегрировать знания и навыки, полученные из различных предметных областей, а также знание художественных текстов.
Форма проведения эссе.На написание эссе по родному языку и литературе отводится 3 астрономических часа. На выбор будет предложено 10 тем эссе: 5 литературных тем, 5 свободных тем.
Рекомендуемое количество слов – 250-300 слов. Участникам экзамена разрешается пользоваться хрестоматиями, текстами произведений, орфографическими, толковыми словарями, энциклопедическими словарями крылатых слов и выражений.
II КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ
Эссе учащихся оценивается по критериям, представленным в Таблицах 2-6.
Таблица 2 – Критерии оценивания содержания эссе
Критерии | Дескрипторы | Баллы |
Глубина раскрытия темы и убедительность суждений 2 балла | убедительное осмысление предложенной темы | |
эссе не соответствует основной теме | ||
выделение проблемы | ||
неверно выделена проблема или проблема не обозначена | ||
Аргументация 3 балла | наличие аргумента(-ов) из художественного произведения, соответствующего теме эссе | |
отсутствие аргумента(-ов) из художественного произведения | ||
наличие аргумента(-ов) из других источников, подтверждающего позицию автора | ||
отсутствие аргумента(-ов) из других источников, подтверждающего позицию автора | ||
наличие индивидуальной позиции автора | ||
отсутствие индивидуальной позиции автора | ||
Композиционная цельность и логичность 3 балла | наличие композиционной цельности, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается | |
нарушена композиционная цельность | ||
наличие внутренней логики, умение идти от частного к общему, от общего к частному | ||
нарушена последовательность изложения мысли во всех частях работы, нет внутренней логики | ||
оригинальность (интересные сцепления, неожиданные повороты), новизна выводов | ||
не продемонстрирован индивидуальный и творческий подход | ||
Речевая культура 2 балла | использование художественно-изобразительных средств и стилистических фигур | |
однообразие грамматического строя речи, бедный словарь | ||
эмоциональность, живость речи | ||
низкое качество речи | ||
Максимальный балл |
Таблица – 3 Шкала перевода баллов в отметку
Баллы | Отметка |
9-10 | |
7-8 | |
4-6 | |
0-3 |
Таблица 4 – Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи эссе
Критерии | Дескрипторы | Баллы |
Орфография 3 балла | орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка | |
допущено 1-2 ошибки | ||
допущено 3-5 ошибок | ||
допущено более 5 ошибок | ||
Пунктуация 3 балла | пунктуационных ошибок нет или допущена 1 ошибка | |
допущено 2-3 ошибки | ||
допущено 4-5 ошибок | ||
допущено более 5 ошибок | ||
Соблюдение грамматических норм 2 балла | грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка | |
допущено 2-3 ошибки | ||
допущено более 4 ошибок | ||
Соблюдение речевых и стилистических норм 2 балла | стилистических и речевых ошибок нет или допущена 1 ошибка | |
допущено 2 - 3 ошибки | ||
допущено более 3 ошибок | ||
Максимальный балл |
Таблица 5 – Шкала перевода баллов в отметку
Баллы | Оценка |
9-10 | |
7-8 | |
4-6 | |
0-3 |
III ПРИМЕРЫ УЧЕНИЧЕСКИХ ЭССЕ С КОММЕНТАРИЯМИ
Счастье и …сила
Люди хотят быть счастливыми и сильными. Это их естественная потребность. Но что значит быть счастливым и сильным? Есть ли
какая-то связь между счастьем и силой? Можно ли быть счастливым без силы? Что есть сила? Какая сила делает человека счастливым?
Сильный человек, по-моему, умеет встретиться с превратностями, бедами судьбы лицом к лицу и не отвернуться, вступить с ними в борьбу. Сильный человек – это тот, кто умеет справиться с собственными недостатками, слабостями, тот, кто умеет быть благородным, щедрым даже тогда, когда ему хуже всех…
В прошлом году мы с одноклассниками посетили выставку казахстанского художника А. Бауэра, который рисует свои картины, держа кисть зубами. Ни паралич конечностей, ни вынужденное одиночество, ни безденежье не смогли сломить его дух! Он очень любит жизнь и с готовностью делится этой любовью с нами. Думаю, что его внутренняя сила делает счастливым не только его, но и всех окружающих.
Есть другая сила – сила разрушающей власти. Она и счастье – «две вещи несовместные». В повести С. Симашко «Емшан» рассказывается, как желание власти разрушило человека и его жизнь. Главный герой этого произведения, чтобы стать всемогущим султаном, воспользовался законом зла: «кто сильный, тот и прав». Унижая всех, кто стоял на его пути, он шел к своей цели всегда прямо («бесплодны люди, не умеющие смотреть прямо»). Он отказался от любви, дружбы, семьи, ибо они, по его мнению, делают человека слабым. Он смеялся над теми, в глазах которых угадывал бога: «Бог раздваивает мысли». Всех людей делил на сильных, шакалов и слабых. Бейбарс добился своей цели, но счастлив ли он? Нет! В конце жизни к нему приходит ощущение запаха горькой травы емшан с той земли, на которой он родился. И у него сдавило горло, он заплакал. Заплакал, потому что, отказавшись от добра ради силы над людьми, отказался от жизни, которая невозможна без близких, родных, любви, дружбы.
Люди хотят быть счастливыми и сильными… Это возможно, но при одном условии: у сильного человека должно быть доброе сердце. Об этом нужно помнить!
Комментарии к эссе.
Автор данной работы использует разнообразные возможности эссе-рассуждения. Начинает эссе с ряда риторических вопросов, демонстрирующих неоднозначность сцепления таких понятий, как счастье и власть. Размышляя, ученик следует своей внутренней логике: сначала идет от общего к частному, затем от частного к общему. В качестве аргументов выступают обращения к жизни и литературе. В конце эссе ученик обращается к тезису, заявленному им в первом предложении («Люди хотят быть счастливыми и сильными»), чтобы дать свою оценку рассматриваемой проблеме и продемонстрировать еще одну особенность эссе – кольцевую композицию. Данная работа – полемически-острый, напряженный диалог автора с самим собой, поэтому она имеет ярко выраженное личностное начало. Ей свойственна афористичность речи, образность, смешение особенностей публицистической речи и аналитических размышлений, контрастность суждений, характеров, разнообразие синтаксических конструкций. Выразительность мысли и речи достигается афористическими высказываниями («у сильного человека должно быть сильное сердце»), фразеологизмами («лицом к лицу»), лексическими повторами, вводными конструкциями, вопросно-ответной формой изложения, цитатным материалом из разных источников.
Рекомендуем обращение к литературному аргументу делать менее затянутым.
№ | Критерии | Баллы |
Умение вычленить тему, проблему | ||
Композиция | ||
Аргументация | ||
Речевая культура |
Количество баллов (10 баллов) соответствует оценке «отлично».
№ | Критерии | Баллы |
Орфография | ||
Пунктуация | ||
Соблюдение грамматических норм | ||
Соблюдение речевых и стилистических норм |
В эссе отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки, по русскому языку количество баллов (10 баллов) соответствует оценке «отлично».
«На, получай Шарикова…»
Глядя на небо, люди мечтали летать, как птицы, быстро передвигаться, иметь все в благосостоянии. Так возникли сказки о коврах-самолетах, сапогах-скороходах, скатерти-самобранке, чудо-печке, которая сама печет. А настойчивая человеческая мысль постепенно превращала мечты в действительность.
Человечество пришло в 21 век с поражающими воображение научными достижениями. Эти достижения настолько внушительны, что превосходят самые смелые проекты писателей-фантастов. Обычными стали полеты в космос, компьютеры, робототехника, видео. С их помощью человечество получило неограниченные возможности.
Принято считать, что научно-технический прогресс двигает общество вперед. Но действительно ли это так? Всегда ли прогресс оказывает эффект на жизнь человека? Безусловно, человечество в своем развитии достигло огромных успехов. Но, мне кажется, чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет, куда мы движемся? Представим себе неопытного водителя, который с бешеной скоростью мчится на своем автомобиле. Как приятно осознавать, что мощный мотор подвластен каждому твоему движению. Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить машину. Человечество похоже на такого водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что ждет его впереди. Примером этому может служить повесть Булгакова «Собачье сердце». Профессором Преображенским движет жажда познания, стремление изменить природу. Но прогресс оборачивается страшными последствиями, он хочет создать и воспитать интеллигентного человека из собаки. Но эксперимент провалился, так как Шариков не поддается образованию и воспитанию. В нем сохранились инстинкты собаки и проявились привычки невежественного пролетария Клима Чугункина, от которого были пересажены семенные железы и гипофиз мозга. Он становится своим среди себе подобных, примазавшихся к революции. От них он перенимает наглость, грубость, склонность к насилию. Я думаю, что доктор поступил правильно, вернув Шарикова в «собачью шкуру». Я считаю, что необдуманное вмешательство в природу ради научного открытия может привести к непоправимым последствиям.
В наше время проводится множество экспериментов, которые нередко приводят к отрицательным результатам. Например, экологическая катастрофа, связанная с Аральским морем, озоновые дыры из-за многочисленных космических полетов, и этот список можно продолжать.
Подводя итог, хотелось бы сказать о том, что к проведению любого научного эксперимента нужно подходить очень ответственно, так как это может привести к необратимым последствиям для жизни всего человечества.
Комментарии
Данная работа соответствует теме, но вступительная часть несколько затянута. Тезисы сформулированы в соответствии с выбранной учеником проблемой.
В эссе есть внутренняя логика, микротемы выделены абзацами. Аргументируя свою точку зрения, автор обращается к повести «Собачье сердце» М. Булгакова и к фактам современной жизни. Но позицию автора индивидуальной, оригинальной назвать нельзя. Отсутствуют интересные сцепления, неожиданные повороты. Мысли достаточно предсказуемы. Они не отличаются яркостью, которую обеспечивают композиционные средства, стилистические фигуры, тропы. Автор уместно использует стилистический прием-параллелизм («Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить машину. Человечество похоже на такого водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что ждет его впереди»). Не хватает эмоциональности, непосредственности, открытости, живости речи. Есть замечания по речевой культуре: «с помощью их человечество получило неограниченные возможности», «оказывает эффект на его развитие», «иметь всё в благосостоянии», «Но прогресс…хочет создать и воспитать интеллигентного человека из собаки».
№ | Критерии | Баллы |
Умение вычленить тему, проблему | ||
Композиция | ||
Аргументация | ||
Речевая культура |
Количество баллов (9 баллов) соответствует оценке «отлично».
В эссе отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки, по русскому языку количество баллов – 10, что соответствует оценке «отлично».
№ | Критерии | Баллы |
Орфография | ||
Пунктуация | ||
Соблюдение грамматических норм | ||
Соблюдение речевых и стилистических норм |
Счастье человека в семье
Семья – это важная часть нашей жизни. Конечно же, для каждого оно имеет разное значение. У кого-то семья ассоциируется с теплыми чувствами, у кого-то с домашним уютом. Для меня семья означает безграничную любовь к моим родным и близким. Приоритетом моей жизни будет семья, а потом уж работа, здоровье, деньги. Променяв свою семью на что-то, ты теряешь что-то важное в своей жизни. Кто поддержит тебя в трудную минуту жизни? Кому ты будешь нужен, если у тебя нет семьи? Я думаю, что семья – одно из проявлений счастья человека.
Возьмем, к примеру, художественную литературу. Мой любимый писатель - Лев Николаевич Толстой. В автобиографической повести «Детство» он рассказывает о своей семье, о ее традициях, о теплоте взаимоотношений, о взаимопонимании. Как были счастливы братья, когда была жива их мама. И как все изменилось в их семье, когда ее не стало. Отчужденность отца, жалость окружающих, чувство одиночества Николеньки, пустота в гостинной по утрам – показатели несчастливой семьи. Из дневников Толстого мне известно, что он очень любил свою семью: ему нравилось, когда во время работы над произведением его дети ползали по нему, задавали смешные вопросы, окружая его со всех сторон. В это время, я думаю, рождалось элементарное, но в то же время сложнейшее чувство любви к своей семье, у отца к детям, у детей к отцу и друг к другу. Любовь, ради которой человек может пожертвовать всем!
А что бы Вы сделали ради своей семьи? Конечно же, ответ очевиден. «Всё!» - ответят многие. Но не все, потому что, к сожалению, не у каждого ребенка в нашей стране, даже в нашем маленьком городке, есть семья. Вместе со мной в школе учатся дети из детского дома. Печаль в том, что они не почувствовали на вкус любовь родителей – мамы и папы. Я считаю, что это главное в жизни, потому что именно в семье воспитывается чувство доброты, любви, заботы. Я сочувствую этим детям. Я рад, что государство заботится о них, старается помочь обрести семью, призывая взрослых взять их в собственные семьи, «ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети».
Таким образом, очень важно, чтобы каждый ребенок воспитывался в семье: тепло семьи помогает жить и быть достойным человеком.
Комментарии
Данная работа соответствует теме. Автор, следуя жанру, пользуется возможностями эссе-рассуждения. В работе дается толкование ключевого слова «семья», автор объясняет свою позицию, выдвигает тезис «семья – одно из проявлений счастья».
В эссе есть логика: автор ведет от общего к частному. Микротемы выделены абзацами. В эссе отсутствует оригинальность суждения (интересные сцепления, неожиданные повороты).
Для обоснования тезиса автором приведены два аргумента: из повести Л. Толстого «Детство» и из своего жизненного опыта, которые частично соответствуют тезису. Отсутствует аргумент, подтверждающий, что «семья – одно из проявлений счастья». Авторская позиция выражена в заключении эссе.
В эссе использованы художественно-изобразительные средства (эпитеты «теплые чувства», «смешные вопросы», «тепло семьи», метафоры «рождаются чувства», «почувствовать на вкус любовь»). В эссе представлены разнообразные синтаксические конструкции.
Мысли не отличаются оригинальностью, стандартны, автор не разграничивает писателя и героя произведения, что свидетельствует о недостаточном знании теории литературы. В эссе имеется речевая избыточность (частое использование слова «кого-то»), неоправданное смешение стилей («пускай они будут плохими»), орфографическая ошибка (слово «гостиная» написано с двумя «н»).
№ | Критерии | Баллы |
Умение вычленить тему, проблему | ||
Композиция | ||
Аргументация | ||
Речевая культура |
Количество баллов (7 баллов) соответствует оценке «хорошо».
№ | Критерии | Баллы |
Орфография | ||
Пунктуация | ||
Соблюдение грамматических норм | ||
Соблюдение речевых и стилистических норм |
В эссе отсутствуют пунктуационные, грамматические ошибки, но есть орфографическая, стилистическая и речевая ошибки. За грамотность и фактическую точность речи – 8 баллов, что соответствует оценке «хорошо».
Источники
1. Методические рекомендации по организации и подготовке к итоговой аттестации выпускников школ. – Астана: НАО имени И.Алтынсарина, 2016.
2. Приказ Министра образования и науки РК от 16 ноября 2016 года № 660 «О внесении изменения в приказ Министра образования и науки РК от 18.03.2008 №125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».
3.Краткий литературоведческий словарь http://studopedia.ru/12_113477_II-alfavitniy-spisok-terminov-i-ponyatiy.html
4.Эссе как форма итоговой аттестации. Нуракаева Л., Савина О., сайт www.bilimdinews.kz.
5. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: Пособие для учителей.- 2 изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
6. Жанры ученических сочинений: Москва: изд-во «Флинта», 2000.
Темы эссе
1. Плоды «злонравия» (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
2. Может ли быть человек быть «лишним»?
3. «Маленький человек» в каждом из нас
4. Природа – мастерская или «храм»? (по роману «Отцы и дети» И.Тургененва)
5. «Иди к униженным, иди к обиженным – там нужен ты!»
6. Достоевский и XXI век
7. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта»?
8. «Береги честь смолоду»
9. Кого из героев А.С.Пушкина вы хотели бы видеть среди друзей?
10. «И дым отечества нам сладок и приятен»
11. «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы»
12. Моё восприятие образа Татьяны Лариной («Евгений Онегин А.С. Пушкин»)
13. «Живые» и «мертвые» души
14. Спор поколений в литературе и жизни
15. «Пою моё Отечество! Республику мою!» (В.Маяковский).
16. «Гений и злодейство – две вещи несовместные»
17. Нужна ли «ложь во спасение»?
18. «Мы в ответе за тех, кого приручили»
19. В жизни «всегда есть место подвигу»?
20. «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь)
21. Как вы понимаете утверждение М.Ю. Лермонтова «В дружбе всегда один раб другого»?
22. Одиночество Чацкого – это явление современное?
23. Трагичен или смешон «маленький человек» в литературе и в жизни?
24. «Досадно мне, коль слово «честь» забыто…»(В.Высоцкий)
25. Какие произведения Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу?
26. Согласны ли Вы с утверждением А.Н.Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?
27. Кого из литературных героев я узнаю в своих современниках?
28. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»
29. Литература выпрямляет душу?
30. Нужна ли человеку правда? (по пьесе М.Горького «На дне»)
31. «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести» (В.Г.Белинский)
32. В чем причина гениальности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
33. Какие проблемы, поднятые в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» актуальны сегодня?
34. «Человек - это звучит гордо»
35. «Только влюбленный имеет право на звание человека» (по стихотворению «Когда вы стоите на моем пути...» А.Блока)
36. Классика устарела?!
37. «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека» (В.Распутин)
38. Влияние поэзии на нравственное образование человека.
39. Женский идеал в русской литературе
40. Правда в смирении или бунте? (по произведениям Ф.М.Достоевского)
41. Душа, испорченная светом (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
42. Любовь – «романтизм, чепуха, гниль, художество»? (по роману «Отцы и дети» И.Тургененва)
43. «Его врагом была пошлость» (по рассказам «Маленькой трилогии» А. Чехова
44. Конфликт между чувством и разумом
45. Проблема поиска жизненного пути в литературе и в жизни
46. Любовь «бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды» (по рассказу И.А. Куприна «Гранатовый браслет»).
47. Война противоестественна природе человека (по Л. Н. Толстому)
48. Когда «ум с сердцем не в ладу»? (по А.С.Грибоедову)
49. «Пока сердца для чести живы» (по А.С.Пушкину)
50. Как Вы понимаете утверждение А.П. Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять…»?
51. Нужно ли разрушать, чтобы строить новое?
52. Быть на Земле Человеком
53. Вечный спор добра и зла
54. Зачем мне жизнь дана?
55. Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.
56. Мое образование – мой капитал.
57. Легко ли быть молодым?
58. Победа за тем, в ком живет согласие?
59. Случай, который изменил мою жизнь
60. Человек, которым я восхищаюсь
61. Цена и ценность
62. Дорога к счастью
63. Кино в моей жизни
64. Что разрушает дружбу?
65. Книги уходят в прошлое?
66. Природа просит защиты
67. Будущее за профессионалами
68. Активная жизненная позиция – старт в успех.
69. Мир скучен для скучных людей
70. Любовь к Родине начинается с семьи
71. Может ли телевидение заменить книгу?
72. Зачем мне нужен государственный язык?
73. Человек эпохи Независимости…
74. Казахстан на пути в мировое сообщество.
75. Мой современник… Каков он?
76. Роскошь разъедает душу человека?
77. Деньги – этоглавное в жизни человека?
78. Как красота природы может повлиять на человека?
79. За жизнь необходимо бороться!
80. Что такое истинная любовь?
81. Влияние бедности и богатства на нравственность.
82. Как сохранить национальную культуру?
83. Сила материнской любви
84. Самая лучшая профессия
85. Чем отличается детское мировосприятие окружающего мира от восприятия взрослого?
86. О проблеме воспитания подростков
87. В чем задача искусства: успокаивать человека или тревожить его?
88. На ошибках учатся
89. Может ли победа стать поражением?
90. Почему труд необходим для каждого человека?
91. В век космических скоростей люди перестали удивляться…
92. Человек в вихре исторических событий
93. Есть ли равенство в дружбе?
94. Память сильнее времени
95. Есть совесть – есть человек
96. Говорю о войне, хоть и знаю о ней понаслышке…
97. В чём важность победы над собой?
98. Хорошо или плохо быть эгоистом?
99. «Моя семья – моя опора»
100. Огромное счастье любить и быть любимым
II КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ
Эссе учащихся оценивается по критериям, представленным в Таблицах 2-6.
Таблица 2 – Критерии оценивания содержания эссе
Критерии | Дескрипторы | Баллы |
Глубина раскрытия темы и убедительность суждений 2 балла | убедительное осмысление предложенной темы | |
эссе не соответствует основной теме | ||
выделение проблемы | ||
неверно выделена проблема или проблема не обозначена | ||
Аргументация 3 балла | наличие аргумента(-ов) из художественного произведения, соответствующего теме эссе | |
отсутствие аргумента(-ов) из художественного произведения | ||
наличие аргумента(-ов) из других источников, подтверждающего позицию автора | ||
отсутствие аргумента(-ов) из других источников, подтверждающего позицию автора | ||
наличие индивидуальной позиции автора | ||
отсутствие индивидуальной позиции автора | ||
Композиционная цельность и логичность 3 балла | наличие композиционной цельности, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается | |
нарушена композиционная цельность | ||
наличие внутренней логики, умение идти от частного к общему, от общего к частному | ||
нарушена последовательность изложения мысли во всех частях работы, нет внутренней логики | ||
оригинальность (интересные сцепления, неожиданные повороты), новизна выводов | ||
не продемонстрирован индивидуальный и творческий подход | ||
Речевая культура 2 балла | использование художественно-изобразительных средств и стилистических фигур | |
однообразие грамматического строя речи, бедный словарь | ||
эмоциональность, живость речи | ||
низкое качество речи | ||
Максимальный балл |
Таблица – 3 Шкала перевода баллов в отметку
Баллы | Отметка |
9-10 | |
7-8 | |
4-6 | |
0-3 |
Таблица 4 – Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи эссе
Критерии | Дескрипторы | Баллы |
Орфография 3 балла | орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка | |
допущено 1-2 ошибки | ||
допущено 3-5 ошибок | ||
допущено более 5 ошибок | ||
Пунктуация 3 балла | пунктуационных ошибок нет или допущена 1 ошибка | |
допущено 2-3 ошибки | ||
допущено 4-5 ошибок | ||
допущено более 5 ошибок | ||
Соблюдение грамматических норм 2 балла | грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка | |
допущено 2-3 ошибки | ||
д |