Этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока.
· В начале урока можно провести эвристическую беседу. Например: Создание на уроке проблемной ситуации с помощью эвристической беседы.
В ходе эвристической беседы (после показа портретов А.С. Пушкина) учащиеся должны сформулировать проблемные вопросы, ответы на которые им придётся самостоятельно найти во время работы в группах: - Кто изображён на этих двух портретах? - Сравните эти два изображения. В чём вы видите разницу? - Кто сможет сформулировать тему урока, основываясь на этих двух портретах А.С.Пушкина? –
Если тема урока вам ясна, то какие цели нам нужно поставить? Что мы должны с вами определить доказать, увидеть, сформулировать или сделать что-то ещё?
* Также в начале урока можно создать проблемную ситуацию с помощью проблемных вопросов, например:
1. Можем ли мы считать, что из-за удалённости от Северного Полюса в зоне степи есть большое разнообразие растений и животных? 2.Можно ли уверенно говорить, что написание падежных окончаний при склонении существительных зависит от их рода? 3. Найдите значение выражения : 34т-235 кг=? 34ц+12т=? 4. Почему своё произведение П.П. Ершов « Конёк- горбунок» назвал русской сказкой?
5. Чего больше в двух героях рассказа «Мальчики», Володе и Чечевицыне – сходства или различия?
Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем чётко спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Высшая степень проблемности присуща такой учеб. ситуации, в кот. ученик: 1) сам формулирует проблему (задачу); 2) определяет пути её решения; 3) сам решает эту ситуацию; 4) в итоге, получает для себя ценный, значимый, ощутимый результат.
* Для формирования мотивации важно и «яркое пятно» (слово учителя + наглядность).
* В финале урока можно использовать такую форму учебной мотивации как синквейн. Синквейн – приём технологии развития критического мышления учащихся через письмо и чтение, эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения информации. Он учит осмысленно использовать полученные знания и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк: 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова.
* Также в финале урока, для проверки степени усвоения знаний, можно использовать рефлексию, как форму учебной мотивации.
Учебная мотивация направлена на самостоятельную деятельность ученика. Работа должна принести каждому ученику ощутимые результаты. Ученик должен понимать, что он пока не знает; уметь определять источники информации. Ученик должен понимать, зачем ему это нужно, и уметь спланировать свою работу по достижению этого результата. Ученик должен осознать конечный результат.
Выйти к самой теме урока можно, например:
- с помощью игры «Третий лишний» (в*сна, з*мля, п*нал); - либо, по окр.миру.
- Эта зона занимает больше половины территории России, южнее зоны тундры. Что сегодня изучаем?;
- Иванушка, фантазия, число три, чудеса. Как можно объединить все эти слова? - вставь слова и догадайся о теме урока: «Жизнь дана на … дела», «….лучше красоты».
Приемы, способствующие формированию мотивации в целом, и специальные задания для целенаправленного воздействия на отдельные стороны мотивации.
В целом учителю в формировании мотивации целесообразно включать: - соц. и познават. мотивы, их содержательные и динамические хар-ки; - цели и их качества (новые, гибкие, перспективные, устойчивые); - эмоции (положит., устойчивые, избирательные, регулир. деят-ть и др.); - умение учиться и его хар-ки (знания, состоян. учеб.деят-ти, обуч-ть и т.д.).
Общий путь формирования мотивации учения состоит в том, чтобы способствовать превращению имеющихся у начинающего учиться школьника широких побуждений (отрывочных, импульсивных, неустойчивых, определяемых внешними стимулами, сиюминутных, неосознаваемых, малодейственных) в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой, т. е. с доминированием и преобладанием отдельных мотивов и избирательностью. Это создает индивидуальность личности, включающую в себя действенные, отсроченные, перспективные и осознанные мотивы, цели, эмоции, опосредуемые целостной внутренней позицией ученика.
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют: - общая атмосфера в школе и классе; - вкл-ть ученика в коллектив-ие формы организации разных видов деят-ти; - отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя (в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение); - привлечение учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
Кроме этого, формированию мотивации способствуют занимательность изложения (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоц-ть речи учителя; познават. игры; умелое применение учителем поощрения и порицания.
Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самост. выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации.
Используя разнообразные приемы формирования мотивации учения, учителю надо помнить, что внешние, даже благоприятные условия оказывают влияние на мотивацию учения не непосредственно, а только в преломлении их через внутреннее отношение к ним самого ученика. Поэтому необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на формирование отдельных аспектов этой внутренней позиции ученика, его открытого, активного, устойчивого и осознанного отношения к воздействиям учителя.
Работа учителя, прямо направленная на упрочение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий: - актуализ-ия уже сложившихся у шк-ка ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушить, а укрепить и поддержать; - создание условий для появления новых мотивационных установок и появление у них новых кач-в (устойчивости, осознанности, действенности); - коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
Задания и упражнения, которые может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся.
· Важно начинать с укрепления чувства «открытости» к воздействиям, то есть обучаемость в широком смысле этого слова. Здесь могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослым сначала на материале недоступной задачи, на поиск новых подходов к задаче со скрытыми возможностями.
В заданиях на «обучаемость» можно поощрять, с одной стороны, готовность к сотрудничеству и помощи одного ученика другому; с другой стороны, появление собственной позиции, стремление самому решить задачу и найти свой путь ее решений.
· Следующая группа — заданий — это использование ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов.
Ситуации выбора весьма благоприятны, потому что они, упрочивают умение школьника принять решение, умение взвесить все «за» и «против», сопоставить и соподчинить разные мотивы особенно в ситуациях конфликтного выбора из разнонаправленных тенденций. Все это делает школьника субъектом учебного труда.
· Следующая группа упражнений — это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании. Здесь надо укреплять адекватные самооценку и уровень притязаний; при этом учить школьников различать свои способности в целом и усилия в данном задании, а также оценивать психологическую цену для себя данной работы (затрату времени и сил) и тем определять реалистичность цели, своего уровня притязаний.
В упражнениях на закрепление адекватной самооценки важно учить школьника психологически грамотному объяснению своих успехов и неудач, обучать приемам снятия необоснованной тревожности по поводу состояния своих знаний и умений, учить активизировать все свои возможности. Похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается учеником как достаточно трудное, и в поощрении учителя ученик «прочитывает», высокую оценку своих возможностей и способностей. И напротив похвала учителя за легкое задание может снижать мотивацию ученика, ибо он будет склонен думать, что учитель невысоко оценивает его возможности.
· Следующая группа заданий — это задания на устойчивость целей (в том числе в условиях помех), на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Упрочению внутренней активности и устойчивости цели способствуют упражнения на поведение в необязательных ситуациях и в ситуациях с «психологическим насыщением».
Таким образом, формирования мотивации, как и изучения формирования мотивации, также включает несколько блоков — работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьника. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляции новых мотивов и появлению у них новых качеств.