Вопрос 25. школа как объект управления. основные элементы школы.

Школа как развивающая система. Школа как функционирующая система. Педагогическая инноватика. Организационная культура школы. Научно-методическая работа в школе. Функциональные обязанности учителя начальных классов и их распределение в течение учебного года. Школьная документация: документация школьного кабинета, работа с журналом, дневниками, тетрадями.

Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой — позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9 — 11 лет). Школа как педагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных компонентов. Школа – это целостная социальная организация. Школа – сложная многокомпонентная система. Школа – открытая система. Главное в школе – процесс и среда.
Основные элементы школы. К.Д.Ушинский «Три элемента школы» - Деятельность всякого учебного заведения, если оно имеет сколько-нибудь воспитательную цель, слагается из трех элементов, представителями которых являются: администраторы заведения, его воспитатели и его учителя. Эти три основных элемента школьной деятельности - административный, учебный и воспитательный - могут находиться и находятся в действительности в самых разнообразных комбинациях между собой. Иногда они соединяются более или менее тесно, иногда совершенно распадаются между отдельными лицами и часто находятся даже во враждебном отношении между собой.
ШКОЛА КАК РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА.

ШКОЛА КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА - школа, в которой сохраняется лучшее из того, что было создано прежде, и его упрочение; демонтируется старое и негодное; незаслуженно забытое возрождается в новых формах; осуществляются инновации во всех направлениях деятельности.

Школа как развивающаяся система — школа, работающая в инновационном режиме, но сохраняющая и укрепляющая лучшее из того, что было создано прежде; отказывающаяся от старого и неэффективного; возрождающая незаслуженно забытое в новых формах. Школа как развивающаяся система может осуществлять постоянный внутришкольный контроль (самоконтроль) на своем уровне, но вместе с тем для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и воспитанности школьников необходима и государственно-общественная экспертиза на диагностической основе.
Управление развивающей­ся школой предназначено для создания более высокого потенци­ала общеобразовательного учреждения, позволяющего ему перейти в новое качественное состояние, которое обеспечивало бы новые результаты.

Объектом управления является инновационный про­цесс, т.е. освоение новшеств в деятельности образовательного уч­реждения (в учебно-воспитательном процессе, в управлении, в со­здании условий для эффективной образовательной деятельности).

Развивающаяся школа требует от руководителей и всех субъек­тов управления смелости, инициативности, решительности как в обновлении самого управления, так и в обновлении управляю­щей системы.

В роли моделей потребного будущего (объектов значительного изменения) для общеобразовательного учреждения, находящего­ся в режиме развития, могут выступать миссия (школы и управле­ния), цели образовательного учреждения. В неразрывной связи с моделями потребного будущего находятся цели становления, вы­живания, функционирования и развития.

В управлении реализуются обновленные функции, содержатель­но базирующиеся на идеях педагогического менеджмента (инфор­мационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-про­гностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная).

Субъектом управления являются все участники инно­вационного процесса: штатные руководители, педагоги (учителя, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, соци­альные педагоги, руководители кружков и т.д.), учащиеся, роди­тели, спонсоры, педагогически грамотная и заинтересованная в делах общеобразовательного учреждения общественность, развет­вленная система органов управления, наделенных широким на­бором функций, полномочий, реальных прав, обеспечивающих активные (субъектные) функции всех участников процесса раз­вития (вплоть до предоставления каким-либо органам учениче­ского, учительского, родительского самоуправления права вето на решения администрации). Субъекты управления в образова­тельном учреждении, работающем в режиме стабильного функ­ционирования, отличаются от субъектов управления в образова­тельном учреждении, работающем в режиме развития прежде всего по целям своей деятельности, функциям, методам работы и т.д.

Организационная структура управления в развиваю­щейся школе нестабильна и может меняться в течение года, так как постоянно в связи с новыми задачами возникают новые субъек­ты, функциональные обязанности и права, связи и отношения. Общеобразовательное учреждение работает в режиме решения не­стандартных задач, и руководителям приходится выращивать (стро­ить) новые структуры, которые существуют только в период ре­шения задач развития. Развитие требует создания более гибких и специализированных структур, в том числе ориентированных на реализацию конкретных инновационных проектов. Многие из них имеют временный характер. Временные субъекты, органы и связи возникают и умирают, что обеспечивает необходимую для разви­тия гибкость организационной структуры. Горизонтальные связи могут быть единичными, даже разовыми. В развивающемся обра­зовательном учреждении организационная структура управления, как правило, включает в себя элементы линейно-функциональ­ного типа, ответственные за поддержание стабильного функцио­нирования, и элементы более гибкие (проектного, программно-целевого типа), способные управлять инновациями. Потому эта структура оказывается более сложной.

В таком учреждении широко используются эффективные совре­менные управленческие технологи и, например, программ­но-целевой подход и связанное с ним педагогическое проектиро­вание, ситуационный подход, современные информационные тех­нологии. Руководители осуществляют системный педагогический анализ явлений и процессов, опираются в работе на знание самых разнообразных теорий и концепций зарубежного и отечественного педагогического менеджмента, основанных на психологии управ­ления, теории мотивации, теории ценностей и т.д.

Наши рекомендации