Семья как субъект социализации и воспитания

Семья как социальный институт.

Семья — особая интимная группа, социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Функции семьи.

- репродуктивная, - регулятивная, - хозяйственно-экономическая, - коммуникативная, - воспитательная, - фелицитологическая (создание условий для счастья каждого члена семьи), - социализации, - психотерапевтическая, - рекреативная (восстановительная).

Типы семей.

По составу:нуклеарная (состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей), неполная, полная, расширенная(представители старшего поколения), большая(состоящая из нескольких супружеских пар);

По типу главенства в семье: эгалитарная(равноправная), патриархальная, матриархальная;

По качеству отношений:благополучные, счастливые, устойчивые, проблемные, конфликтные, социально-неблагополучные, дезорганизованные(культсилы, страх, изолированность членов семьи)

Психолого педагогические основы семейного воспитания.

Семейное воспитание — целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Семья, воспитательный потенциал семьи, принятие ребенка, стиль семейного воспитания, содержание семейного воспитания.

Воспитательный потенциал семьи — совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями, авторитетностью родителей и др.).

Виды стилей семейного воспитания:

1.Демократический 2. Контролирующий.

Критерии стилей семейного воспитания

-степень протекции и контроля;

-удовлетворенность потребностей ребенка;

-предъявляемые требования и способы общения с ним;

-применяемые санкции по отношению к ребенку;

-степень эмоциональной отзывчивости и воспитательной уверенности родителей.

Содержание семейного воспитания — формирование базовой культуры личности в совокупности всех ее компонентов:

-культуры жизненного самоопределения; -интеллектуальной; -коммуникативной; -нравственной; -эстетической; -трудовой и физической культуры личности; -культуры межполовых отношений.

Взаимодействие семьи, школы и социума.

Цель — стимулировать позитивные факторы семейного и школьного воспитания, организовывать их взаимодополнение и взаимовлияние.

Принципы общения семьи и школы.

-сотрудничество; -такт; -взаимодействие; -взаимоуважение; -взаимопомощь и взаимоподдержка; -терпение и терпимость.

Функции школы в работе с родителями.

1.ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;

2. психолого-педагогическое просвещение и образование родителей;

3.вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

4.помощь и возможная коррекция воспитания в отдельных семьях;

5. взаимодействие с родительскими общественными организациями.

Методические правила взаимодействия школы с семьями.

1. выражение позитивного отношения к ученику, классу, группе детей, с родителями которых происходит общение;

2. выражение тревоги и беспокойства за ребенка (класс, группу детей);

3. совместное и разностороннее выявление и анализ причин возникшей негативной ситуации и проблем в развитии ребенка;

4. разработка совместно с родителями стратегии и тактики в отношении разрешения возникших проблем;

5. выработка единого стиля и тона взаимоотношений с ребенком.

Формы взаимодействия школы с семьёй: индивидуальные, коллективные

Психолого-педагогическое сопровождение семьи в учреждении дополнительного образования детей представляет собой по форме организованный процесс целенаправленного психологического и педагогического содействия развитию педагогической грамотности родителей на основе имеющихся знаний, понимания особенностей психической деятельности, свойственной возрасту и полу детей, опыта и умений выбирать формы и методы, адекватные поставленным задачам. Психолого-педагогическое сопровождение процесса взаимодействия педагогов УДО с семьей обеспечивает реализацию информационно-просветительской, организационно-координационной, профилактической, диагностической, консультационно-посреднической и коррекционно-развивающей функций, целостность и взаимодействие его основных компонентов: когнитивного, операционного, коммуникативного, эмоционального и рефлексивного.

Наши рекомендации