Сообщающее, проблемное, программированное обучение.
1. Сообщающее обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, "готовом" виде, ученики воспринимают и воспроизводят его.
Достоинства: систематичность, относительно малые затраты времени.
Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее, так происходит обучение в большинстве случаев. 2. При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание.
Достоинства: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.
Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.
3.Программированное обучение
Учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степени усвоения. Доза усвоена - переходят к следующей.
Достоинства: мелкие дозы усваиваются безошибочно, что дает высокие результаты; темп усвоения выбирается учеником.
Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; возникает дефицит общения и эмоций в обучении.
Обучение как двусторонняя деятельность преподавателя и учащегося.
Обучение - это такая разновидность человеческой деятельности, которая предусматривает взаимодействие преподавателя и ученика, поэтому оно имеет двусторонний характер, т.е. состоит из двух процессов:
1) процесса преподавания - деятельность преподавателя,
2) процесса обучения - деятельность ученика или коллектива.
Функции процесса обучения.
Наиболее существенная – образовательная функция. Основной смысл состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и в ее использовании на практике. 2. Воспитательная функцияорганически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение». Компоненты процесса обучения: мотивационно-целевой, содержательный, операционно-действенный, контрольно-регуляционный, оценочно-результативный. Их представленность в уроке как единице учебного процесса
1. Целевой компонент - это осознание педагогом и учащимися целей и задач каждого предмета, его конкретных разделов и тем.
2. Стимулирующее-мотивационный компонент процесса обучения - это продолжение целевого разъяснения, углубленная мотивация, меры по стимулирования познавательного интереса, чувство долга и ответственности у учащихся
3. Содержательный компонент определяется стандартами, учебным планом, программой, учебником.
4. Операционно-деятельностный компонент, который можно назвать методическим, потому что он охватывает все методы, приемы, формы обучения, которыми оперирует учитель в процессе своей деятельности, взаимодействия с учащимися
5. Контрольно-регулятивный компонент - это контроль за ходом процесса обучения. Он включает те методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, которыми пользуется учитель параллельно с изложением нового материала. Обратная связь предполагает коррективы, регулирования процесса обучения, внесения изменений в методы и средства обучения.
6. Оценочно-результативный компонент - завершающий в процессе обучения, он предусматривает оценку знаний учащихся до выпуска из средней школы, а также самооценку учениками достигнутых результатов. Все компоненты нужно рассматривать во взаимосвязи.
Содержание целостного педагогического процесса.
Определение содержания образования. Факторы, влияющие на отбор содержания 66 образования. Элементы содержания образования. Фундаментальное ядро содержания образования. Носители содержания. Закон РФ «Об образовании». Образовательный стандарт (ФГОС), базисный учебный план, основная образовательная программа, учебники.
В дидактике существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю. К. Бабанскийопределяет его следующим образом:
«Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду»
Элементы содержания образования.
На основе анализа социального опыта И.Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделяют 4 типа элементов содержания образования.
1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
2. Система умений и навыков, т. е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера, а также умений и навыков, специфических для того или иного учебного предмета, общих для всех, формирующихся на базе полученных знаний и помогающих человеку сохранять и воспроизводить добытое человечеством.
3. Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности.
4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности.
Фундаментальное ядро содержания образования– базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основным назначением Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:
1) системы базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни;
2) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
3) системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
Носители содержания.
1. Государственный образовательный стандарт - обязательный нормативный документ, включающий в себя федеральный, региональный, национальный компоненты содержания образования. Определяет также максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки выпускников и др.
2. Базисный учебный план - нормативный документ для конкретного образовательного учреждения. Содержит перечень изучаемый предметов, последовательность и сроки их изучения, минимальное и предельное количество часов по каждому предмету и т.д.
3. Учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание по каждому учебному предмету, объем времени на изучение предмета и отдельных тем. Составляется педагогом, преподающим данный учебный предмет.
4. Учебная литература. Школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные пособия, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методические комплекты, рабочие тетради и др.
Закон РФ «Об образовании»
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.
ФГОС —совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Учебный план.Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.
Учебная программа.Нормативный документ, очерчивающий круг основных ЗУНов, подлежащих усвоению учащимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.
Функции: обогащение учащихся ЗУНами; содержательная и воспитательная, направленная на формирование духовности и научного мировоззрения; организационно-методическая.
Учебная литература.Школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные пособия, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методические комплекты, рабочие тетради и др. Функции учебника и учебных пособий: мотивационная, информационная, трансформационная, систематизирующая, закрепления материала, интегрирующая, координирующая, развивающе-воспитательная…