Сущность целостного педагогического процесса
Определение целостного педагогического процесса. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Функции педагогического процесса в начальных классах. Образовательная функция начального обучения: содержание, структурные компоненты, виды образовательных задач и методы их реализации в учебном процессе. Воспитательная функция педагогического процесса: содержание, структурные компоненты, виды воспитательных задач и методы их реализации в учебном процессе. Развивающая функция педагогического процесса: содержание, структурные компоненты, виды воспитательных задач и методы их реализации в учебном процессе.
Педагогический процесс – целенаправленное взаимодействие педагога и учащегося, направленное на сознательное и прочное усвоение учащимися ЗУНа, а также формирование способностей их на практике.
Главной характеристикой педагогического процесса является целостность, подчеркивающая подчиненность всех составляющих его процессов единой цели — образовательной, развивающей и воспитательной. Еще одной важнейшей методологической характеристикой педагогического процесса является системность.
Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель, содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность обучающегося, а также результаты их совместной деятельности. Педагог и обучающийся считаются субъектами педагогического процесса, от активного участия которых зависит в целом результативность и качество этого процесса.
Основными функциями педагогического процесса являются образовательная, воспитательная и развивающая.
1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.
2. Принцип связи с жизнью и практикой.
3. Принцип обучения и воспитания детей в коллективе.
4. Принцип научности.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип сознательности и активности обучающихся (воспитанников).
7. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания личности.
8. Принцип опоры на положительное в человеке.
9. Принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития.
10. Принцип систематичности и последовательности.
11. принцип согласованностей требований семьи , школы, общественности.
12. принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Обучающая функция в пед.процессе направлена на развитие и формирование ЗУНа.
Развивающая – на развитие псих.процессов; речи; сенсорной, эмоциональной, двигательной сферы ребёнка.
Воспитательная – на гормональное развитие личности, ее сознание, чувств поведения.
1.Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе.
2.Закономерность развития личности в педагогическом процессе.
3.Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между обучаемыми и педагогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на обучаемых.
4.Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:
1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности;
2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов.
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается:
1) качеством педагогической деятельности;
2) качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловлены:
1) потребностями общества и личности;
2) возможностями (материально-техническими, экономическими и другими) общества;
3) условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими).
Компонентами педагогического процесса являются:
• цель и задачи;
• содержание;
• организация и управление им;
• методы осуществления;
• результаты.