Руки за спиной сцеплены в замок.
Покачивания головой.
Поочередное поднимание согнутых в коленях ног. Подскоки на месте, руки согнуты в локтях перед собой.
Машут рукой.
Круговые движения головой поочередно в разные стороны.
Наклоны в стороны, руки вперед.
Ходьба на внешней стороне стопы, наклоны вперед.
Подскоки на месте, руки вверх.
Энергичные движения плечами.
Приседания.
Прыжки на месте.
Руки впереди, пружинистые движения ног. Вот река, широка и глубока, Плавное разведение рук в стороны, А водица вкусна! Пейте! наклоны вперед. Хороша водица,
Постучим копытцем! Притопывание ногой.
Эй, лошадки, все за мной!
Поскакали домой. Прыжки на месте.
Гоп-гоп-гоп-гоп-гоп!
* * *
Этот комплекс упражнений можно разбить на несколько этапов по усмотрению воспитателя.
Раз — присядка, два — прыжок, И опять присядка, А потом опять прыжок — Заячья зарядка!
Птичка скачет, славно скачет, Птичка крылышками машет И взлетает без оглядки — Это птичкина зарядка! А щенята, как проснутся, Очень любят подтянуться, Обязательно зевнут, Ловко хвостиком махнут! А котята спинки выгнут И неслышно с места прыгнут, Перед тем, как прогуляться, Начинают умываться. Ну а мишка косолапый, Широко разводит лапы, То одну, то обе вместе^ Долго топчется на месте. А когда зарядки мало, Начинаем все сначала! Белки скачут очень быстро, Машут хвостиком пушистым, Целый час играют в прятки — Это беличья зарядка.
Земляника
А в лесу растет, гляди-ка, Сладенькая земляника.
Чтобы ягоду сорвать, Приседание и сбор разбросанных по
Надо ниже приседать. полу «ягод».
Нагулялся я в лесу, Перенос наполненных корзинок,
Корзинку с ягодой несу. пакетов, ведер.Белка
Белка прыгает по ветке.
Прыг да скок, прыг да скок! Прыжки на месте. Забирается нередко Высоко, высоко!
Березка
Во дворе растет береза,
Протянула ветки к солнцу. Поднимание рук вверх, потягивание и
опускание рук.
Приложение 9
НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Палочка-выручалочка
Задача: развивать координацию движений, умение действовать по сигналу ведущего.
* * *
С помощью считалки выбирается водящий.
Я куплю себе дуду И на улицу пойду! Громче, дудочка, дуди, Мы играем, ты — води!
Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева (длина 50—60 см, диаметр 2—3 см).
Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла... (имя игрока)». Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить.
Игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня» — и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше.
Правила игры. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоятьвозле палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.
Вариант. Дети могут выручить игрока, которого нашли. Кто-то из играющих детей незаметно выходит из укрытия, быстро бежит к палочке-выручалочке й со словами: «Палочка-выручалочка, выручи ... (называет по имени того, кого выручает)» — стучит ею по стене. Затем палочку бросает как можно дальше. Пока водящий ищет ее, дети прячутся.
Пчелки и ласточка
Задачи:
—развивать умение изображать пчелок и ласточек, двигаться в соответствии с текстом;
— строго соблюдать правила игры.
Играющие — «пчелы» — «летают» по поляне и напевают:
Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании ее «ласточка» говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.
Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.
Волк
Задачи:
—совершенствовать координацию движений;
— развивать наблюдательность, внимание, дружеские взаимоотношения.
* * *
Все играющие — овцы, они просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Волк отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только траву не щиплете, а то мне спать будет не на чем». Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:
Щиплем, щиплем травку, Зеленую муравку,
Бабушке на рукавички, Дедушке на кафтанчик, Серому волку — Грязи на лопате!
Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волке игра возобновляется.
Правила игры. Гуляя по лесу, овцы должны расходиться по ва площадке.
Стадо
Задачи: совершенствовать координацию движений. Развивать н блюдательность, внимание, дружеские взаимоотношения.
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные — овц, Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных конц; площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок, Заиграй в рожок! Травка мягкая, Роса сладкая, Гони стадо в поле, Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиг лют травку. По сигналу пастуха «Волк!» овцы бегут в дом, на прс тивоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волке защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращатьс в тот дом, из которого они вышли. Волк не ловит овец, а тольк дотрагивается до них рукой. Пастух может только заслонять ове от волка, но не должен задерживать его руками.
Курочки
Задачи:
—развивать координацию движений во время бега, умени< перепрыгивать через препятствие;
— объяснить значение слова «насест».
* * *
Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные — курочки Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевывать. Выходит хозяйкаХозяйка. Петушок, петушок, не видал ли мою курочку? Петушок. А какая она у тебя? Хозяйка. Рябенькая, а хвостик черненький. Петушок. Нет, не видел.
Хозяйка (хлопает в ладоши и кричит). Кыш-ш-ш! Кыш-ш-ш!
Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.
Правила игры. Дома хозяйки и петушка с курочками нужно сделать как можно дальше друг от друга. Для усложнения игры курочки по дороге к дому преодолевают препятствия, перелетают через забор (перепрыгивают через натянутый шнур), или перебегают по мостику через ручеек. В своем доме они взлетают на насест (скамейку).
Лошадки
Задачи:
—развивать умение бежать рядом, согласовывать движения с товарищем;
— объяснить значение слов «кучер», «вожжи».
* * *
Все участники игры делятся на тройки. В каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут. Поворачивают направо, налево и т.д.
На слова ведущего: «Лошадки, в разные стороны!» — кучер отпускает вожжи, и лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: «Найдите своего кучера!» — они как можно быстрее находят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.
Правила игры. Лошадки должны точно выполнять все команды. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получает штраф — к его вожжам привязывают синюю ленточку. Самой трудной в этой игре является роль водящего, который придумывает для лошадок различные движения. Поэтому, когда игра проводится впервые, роль водящего выполняет взрослый. В конце игры, чтобы тройка собралась вместе, можно дать новое задание: «Кучер, найди своих лошадок!»
Игра заканчивается, как только в тройке играющих детей все выполнят роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.
Пирожок
Задача: развивать умение быстро бегать, соблюдать правила игры, обыгрывать различные роли.
Играющие встают друг за другом, держась за пояс, впереди соит булочник — он ведущий, последний — пирожок. К булочнику подходит, покупатель.
Покупатель. Где мой пирожок?
Булочник. За печкой лежит.
Последний игрок — пирожок бежит и кричит: «Я бегу, бегу!»
С этими словами он бежит в сторону ведущего, а покупатель старается его поймать. Если пирожок успеет встать впереди ведущего, он становится булочником, а последний игрок — пирожком, и покупатель вне идет покупать. Если же пирожок будет пойман, то он выполняет роль покупателя, а покупатель — булочника.
Правила игры. Покупатель не должен стоять на одном месте. После слов «за печкой лежит» он бежит в конец колонны и ловит пирожок.