Водичка, водичка, умой мое личико

Задачи:

— закрепить привычку к чистоте и опрятности;

— вызвать у ребенка стремление научить умываться других детей.

Материалы: кукла, игрушечное оборудование умывальной ком­наты, предметы туалета (мыло, полотенце, расческа). Игровое задание: сделать куклу опрятной.

Правила игры: учить куклу приводить себя в порядок, заботиться о ней.

До начала игры предложите детям устроить кукольную столо­вую и накрыть там стол.

Предложите детям ситуацию: кукла возвращается с прогулки или встает после сна; увидев стол, она выражает желание поесть. Но дети сами или с вашей помощью останавливают ее: «А руки чистые?» Кукла спохватывается: «В самом деле, руки не вымыты! Да я и не причесана. Но где это сделать?»

Как правило, кто-нибудь из детей предлагает отвести куклу в умывальную комнату. Это хороший повод, чтобы внимательно рас­смотреть вместе с куклой все, что в ней есть. Затем кукла просит детей научить ее мыть и вытирать руки, лицо, а также причесывать­ся. Показать, как это делается, побуждайте детей такими репликами куклы, как: «Какие чистые теперь руки! И щеки стали румяными и свежими! А как надо вытирать руки, чтобы они стали сухими? А без мыла можно вымыть их дочиста?» и др. Дети наверняка радостно и охотно будут отвечать кукле. Узнав, что детей учат умываться взрос­лые, кукла говорит: «Какие у вас хорошие воспитатели! Вот как они заботятся, чтобы вы были чистыми, опрятными, а значит, не болели». Потом кукла спрашивает детей: «Старательно ли вы моете руки? Насухо ли вытираете их полотенцем, как вас учили взрослые?» Кро­ме того, кукла замечает: «Как чисто в умывальной комнате — блес­тящая белая раковина, чистый сухой пол, свежие полотенца! Кто об этом позаботился?» Это побуждает детей вспоминать о труде няни. Рекомендуется задавать такие вопросы: «Вы. конечно бережете труд няни? Не разбрызгиваете воду на пол? Чисто моете руки, чтобы не испачкать полотенца?»

После этого кукла мечтательно вздыхает: «И мне хотелось бы иметь умывальную комнату!» Тогда вместе с детьми вы возвращае­тесь в групповую комнату, где они с радостью обнаруживают ку­кольную умывальную комнату, в которой кукла с помощью детей приводит себя в порядок, после чего садится за стол.

Принимайся за обед

Задачи:

—закрепить названия о мебели и посуде для столовой;

— формировать основы внимательного и заботливого отноше­ния к партнерам по игре.

Игровое задание: накормить куклу обедом.

Материалы: кукла, мебель, посуда для столовой; обеденная ска­терть из полотна или салфеточной ткани; чайная скатерть из свет­лой ткани в клетку или цветочек; столовые и чайные салфетки из сурового полотна с отделкой; дорожки из нарядной ткани, фартук, косынка, пара рукавичек-ухваток (желательно, чтобы все они были выполнены в одном изобразительном ансамбле).

Сначала дети самостоятельно играют с куклой, пока она не выра­зит желания поесть. Дети и рады бы ее накормить, но где? Нет кукольной столовой. Так возникает желание ее сделать. Вместе с куклой дети выбирают среди выставленных на полках игрушек не­обходимую мебель: стол, стулья, буфет, раздаточный столик. Обраща­ясь к детям от имени куклы, воспитатель руководит подбором, а также рациональной и эстетической расстановкой мебели: «Поста­вим буфет за столом, чуть правее, левее. В каком случае столовая выглядит удобнее, красивее? Как вам кажется?»

Окончательное решение принимают все, сообща с куклой. Нако­нец она сидит за столом. А есть не из чего.«Кукла огорчена. Надо вместе с детьми утешить ее: «Сейчас мы накроем стол». Заранее нужно подготовить как можно больше посуды, чтобы дети смогли сделать правильный выбор и сервировать стол к завтраку, обеду или ужину, как они пожелают.

На куклу надо надеть косынку и фартук, она будет помогать детям сервировать стол. Целесообразно задавать детям от куклы сле­дующие вопросы: «Что надо прежде всего поставить на стол? А из чего мы будем есть второе блюдо, пить компот?» Кукла может и ошибаться, например, поставить чашку не на блюдце, а на тарелку. Если дети сами этого не заметят, надо привлечь их внимание: «Наши маленькие няни накрыли на стол так же, как это делает наша няня?» Наконец все готово: няня подает кукле еду, а воспитатель учит ее правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, есть, благода­рить за еду.

Кукла может спросить: «Зачем нужна ложка? Ведь удобнее есть руками, правда, дети?» Воспитатель просит детей подсказать кукле, чем едят первое блюдо, второе, фрукты из компота. Затем кукла спрашивает: «А что нужно сделать после еды, дети?» и т.д.

Мамины помощники

Задачи:

— обогащать активный словарь ребенка;

— воспитывать у детей уважение к труду матери, сочувствие к ней, желание помочь, освободить от хлопот.

Материалы: сюжетные картинки с изображением разных быто­вых ситуаций, например, все члены семьи помогают маме убирать квартиру, накрывать на стол, готовить еду, стирать и т.д.

* * *

Воспитатель вместе с детьми придумывает ситуации, в которых можно проявить заботу о маме и помочь ей. Остановитесь на ситуа­ции, которая нравится всем. Сами дети выбирают нужные картинки или игрушки из подготовленных воспитателем заранее. Когда все готово для игры, начните рассказывать о том, как пользоваться эти­ми вещами, помогая маме. Воспитатель вовлекает в разговор детей. Каждый ребенок рассказывает, как он помогает маме, что делает, чтобы освободить ей время для отдыха, порадовать ее.

Вариант игры. Создайте ситуации, в которых проявлялась бы забота о других членах семьи (отце, дедушке, бабушке, братьях, сест­рах), работниках детского сада, детях в группе и т.д., подбирая соот­ветствующие предметы и картинки.

Где что найдешь?

Задачи:

—закрепить умение самостоятельно и свободно группировать предметы по их назначению;

— учить детей помогать друг другу.

Материалы: предметы или картинки, изображающие посуду, одеж­ду, кухонные принадлежности, оборудование для игровой площадки или медицинского кабинета.

* * *

На столе расставлены «шкафы» для посуды, игрушек, одежды, «ме­дицинский кабинет», «кухня», «игровая площадка» и др. Воспитатель обращает внимание на то, что все они пока что пусты. Попросите детей разложить предметы (картинки) по местам. Дети разбирают предметы, внимательно рассматривают их, думают, куда что положить. Когда все вещи разложены, разделите детей на небольшие груп­пы (2—3 человека), которые будут решать, все ли предметы (картин­ки) лежат на своем месте. Лишние картинки дети забирают и все вместе решают, куда их можно определить.

Кому что подойдет?

Задача: усовершенствовать навыки классификации предметов по их назначению, использованию.

Материалы: большие карточки, изображающие кукол в разных ситуациях (за столом, возле кровати, плиты, на прогулке, в кабинете врача, на празднике, в песочнице и т.д.); маленькие картинки или предметы, соответствующие сюжетам больших картинок (игрушки, разнообразная посуда, белье, одежда, обувь и т.д.).

* * *

Дети самостоятельно выбирают карточки и картинки, рассматри­вают их, обмениваются впечатлениями. С большими карточками ста­новятся рядом, показывают и рассказывают, где находится кукла, чтобы она хотела сделать. Воспитатель замечает, что куклы загрусти­ли: они не знают, где взять все необходимое для приготовления обеда, для интересной прогулки и т.д. Затем просит детей взглянуть на маленькие картинки или игрушки: оказывается, что есть все для того, чтобы куклы повеселели.

Дети несколько раз проходят мимо тех, кто держит большие кар­точки, и вместе с куклами выбирают маленькие предметы и картин­ки, необходимые куклам. Таким образом они группируются по прин­ципу использования тех или иных предметов. Дети, чьи маленькие картинки или предметы не подошли, рассаживаются. Остальные по очереди рассказывают кукле, как она может воспользоваться вы­бранными предметами. Затем воспитатель обращает внимание на ос­тавшиеся картинки и предметы и предлагает детям подумать, для чего они могут понадобиться. <?

Кукла заболела

Задачи:

—учить детей основным приемам ухаживания за больным, пра­вильно пользоваться врачебными принадлежностями в со­ответствии с их назначением;

— формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему. Материалы: «больные» игрушки, набор «Доктор Айболит» (один

на каждый стол).

* * *

Воспитатель. Дети, случилось так, что наши игрушки заболели. Кто их вылечит? Дети. Мы!

Как правило, желающих выступить в роль врача много. У одной куклы забинтовано горло, у другой — царапина на руке, у медвежонка перевя­зана лапа, у лягушонка — вздутый живот и т.д. Поговорив с игрушкой, ребенок понимает, что ее беспокоит, сообщает об этом воспитателю и другим детям, советуется с ними, как лечить.

«Выздоровевшие» игрушки благодарят детей за внимание, хлопо­ты.

Можно использовать следующие стихи Г. Сенченко:

• Все мы скажем «нет» простуде,

Нам морозы нипочем.

Мы дружить с коньками будем,

С клюшкой, шайбой и мячом.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Наши рекомендации