Определение и структура моды
Структура моды
Структура моды состоит из следующих элементов:
· модные стандарты — способы или образцы поведения или действия;
· модные объекты, которые могут быть материальными и нематериальными: вещи, идеи, слова, свойства объектов; модные значения, или ценности, моды;
· модное поведение участников моды — поведение, ориентированное на модные стандарты, объекты и ценности.
Когда модный стандарт или объект приобретает модное значение (т.е. большое количество людей считает его модным), он «входит в моду», когда он утрачивает модное значение — «выходит из моды». Каждое проявление моды предоставляет возможность ее последователям стремиться к достижению определенных целей: казаться современными, выделяться или, наоборот, не выделяться в толпе, сообщать окружающим определенную информацию о себе. Роль моды как средства общения особенно велика в современных крупных городах - мегаполисах, где общение между людьми носит поверхностный и кратковременный характер (на улице, в транспорте, общественных местах), и информацию о человеке передает его костюм — как правило, ту информацию, которую он сам хочет сообщить.
Большое значение в структуре моды имеют ценности, среди которых выделяют первичные (атрибутивные, или внутренние) и вторичные (денотативные, или внешние).
К первичным ценностям моды относятся современность, универсальность, демонстративность и игра.
· Современность — фундаментальная ценность в структуре моды. Однако положительная оценка современности свойственна именно современной западной цивилизации, которая и породила моду.
В архаических и традиционных обществах современность и нововведения воспринимаются как недостаток. В традиционных обществах универсальным социальным регулятором является обычай, функции которого в современном обществе выполняет мода.
Не всякое нововведение становится модным, так же как и не всякие новые модные стандарты и образцы являются действительно новыми. Бывает мода на «старину», например, в начале 1970-х гг. в моду вошел стиль «ретро», когда более современными казались предметы антиквариата или новые вещи, специально сделанные «под старину».
Экологический стиль вызвал моду на использование в одежде не самых новых высокотехнологичных синтетических материалов, а традиционных, которые известны уже несколько тысячелетий — льна, хлопка, шелка.
Кроме того, естественному стремлению человека к новизне противостоит не менее естественная потребность в сохранении культурных традиций (экология культуры).
Новое в моде — это всегда новое по отношению к непосредственно предшествующей моде. Ценность современности позволяет последователю новой моды ощущать себя «идущим в ногу со временем», приспосабливаться к стремительно меняющемуся миру.
· Универсальность (диффузность)связана с тем, что мода не признает никаких границ, кроме временных. Универсальность не является повсеместно распространенной ценностью, например, она не существовала в архаическом и сословном обществах.
В социально значимом масштабе мода возникла в XIX в., когда окончательно сформировалось буржуазное общество, но уже в начале XVI в. можно было говорить о первой общеевропейской моде на основе итальянского костюма, затем по всей Европе распространились «испанские моды».
Развитие моды отражало изменения, которые происходили во всех сферах общества: -- - бурный рост производства,
- возникновение новых средств коммуникации и транспорта,
- усиление культурных контактов между народами.
Если в феодальном обществе культурные образцы были постоянно и неподвижно закреплены за определенными социальными группами, то в буржуазном обществе они становятся более текучими и подвижными.
В движении культурных образцов от одной общности к другой, от одной социальной группы к другой, из одной страны в другую и выражается универсальность как одна из важнейших модных ценностей. В свое время советский ученый В. М. Краснов выделил три формы проявления моды в истории в связи с универсальностью:
1) единичная мода (в первобытном обществе);
2) особенная мода(в сословном обществе);
3) всеобщая мода (в капиталистическом обществе).
Существуют явления, имеющие отношение к ценностям современности и универсальности, сходные с модой, но отличающиеся от нее более короткими сроками развития и степенью распространения, — это так называемые «внутренние течения в рамках моды» (это понятие ввел американский социолог Э.Богардус). К ним относятся fad (прихоть, чудачество, бьтстропроходящее увлечение, которое охватывает не все общество, а отдельные социальные группы и появляется из-за стремления к новизне), сгаzе, или фетиш (форма массового увлечения внутри моды, которая отличается склонностью к преувеличению, мания).
Демонстративность связана с тем, что мода является одной из форм коммуникации, и демонстративность дает возможность участникам модного поведения передавать другим определенную информацию о себе, особенно если речь идет о коммуникации, которая носит непродолжительный и поверхностный характер. В первую очередь мода позволяет продемонстрировать свой социальный статус или создать иллюзию более высокого социального статуса.
Игра
Такая ценность моды, как игра, связана с тем, что мода является эвристической творческой деятельностью, стимулирует поиск нового, создание нового и открытие старого в качестве нового. Культурология XX в. рассматривает игру как универсальный элемент человеческой культуры. В постмодернизме игра становится способом создания культуры путем бесконечного комбинирования культурных ценностей и знаков.
В современном дизайне игровые элементы имеют важное значение, так как игра направлена на развитие творческих способностей человека, для нее важен сам процесс деятельности, а не ее результат (связь с концепцией сотворчества потребителя в дизайне).
Игра является формой постижения мира, а мода — одной из форм игрового поведения со своеобразными «правилами игры» (модные стандарты).
Моде присущи основные черты игры:
· добровольность,
· ограниченность во времени (но не в пространстве),
· выход за пределы обычной жизни (мода создает иллюзии изменений в жизни человека и иллюзии, связанные со статусом в обществе),
· существование определенных «правил игры».
Мода также связана с понятиями ролевой игры и «социальной роли», когда обозначается определенный социальный статус или имитируется более высокий социальный статус.
Вторичные (внешние) ценности моды определяются конкретной ситуацией и категорией участников моды, которые могут преследовать противоположные ценности:
- социальное равенство или элитарность,
- красоту или удобство и т.п.
Одни и те же модные образцы позволяют своим обладателям преследовать разные цели. Так, потертые джинсы для одного — это возможность выделиться, похвастаться их престижной маркой, а для другого — возможность, наоборот, не выделяться, демонстрировать свою «демократичность» и «скромность» в потреблении.
Вторичные ценности демонстрируют отношение человека к миру и самому себе, к обществу и социальным институтам, к природе (экологические ценности). Выбирая те или иные модные образцы, один человек тем самым как бы заявляет: «Я такой же, как все», другой: «Я имею то, что имеют те, на кого я хочу быть похожим», третий: «Я имею то, чего не имеют другие», четвертый: «Я не такой, как другие». Выбирая определенную моду, человек демонстрирует и свое отношение к моде вообще.
Функции моды
Так как мода действует практически во всех сферах современной жизни, то она выполняет самые разнообразные функции, которые превращают ее в необходимый регулятор социальных отношений. Американский социолог Г. Блу-мер предложил семь социальных функций моды, считая что она обеспечивает возможность:
1) безобидной игры фантазии и каприза;
2) безболезненного и обоснованного отказа от тирании обычая;
3) социально санкционированного вторжения в сферу новизны;
4) демонстрации и выставления напоказ своего «Я»;
5) замаскированного выражения сексуальных интересов;
6) вызывающей зависть демаркации высших классов;
7) внешней и поддельной идентификации людей, обладающих низким статусом, с высокостатусными группами.
Блумер считает, что на различных фазах своего развития мода служит различным целям, однако функция модного процесса не может быть сведена к таким целям. С его точки зрения, в общем виде социальная роль моды состоит в том, что она способствует коллективному приспособлению к подвижному миру и в подвижном мире разнообразных возможностей. В свою очередь, именно в таком мире, как справедливо полагает Блумер, и может существовать мода.
В зависимости от угла зрения на моду (как на социально-статусное, эстетическое, социально-коммуникативное или психологическое явление) можно выделить следующие функции моды:
· инновационную— мода стимулирует экспериментальное начало в обществе и культуре, поиск нового, выявляет новые, более совершенные культурные образцы, способствует введению и принятию нововведений в самых разных сферах деятельности;
· регулятивную— мода внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой; облегчает человеку выбор и помогает тем самым приспосабливаться к меняющемуся миру. Мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготавливает к ближайшему будущему;
· психологическую — мода удовлетворяет психологические потребности человека в новизне, создавая иллюзию изменений, в самовыражении, компенсирует неудовлетворенность своим социальным статусом. Мода является способом эмоциональной разрядки и, будучи элементом механизма защиты от психологических перегрузок, предлагает готовые образцы поведения личности в массовом масштабе, удовлетворяет потребность в психофизиологической разрядке, что особенно актуально для обитателей современных мегаполисов с их монотонной и однообразной повседневной жизнью;
· социализации — мода является одной из форм приобщения человека к социальному и культурному опыту, помогая восприятию определенных социальных норм и ценностей и воспроизводству определенной социальной системы; способствует формированию самосознания индивида;
· социальной дифференциации и нивелирования— мода регулирует социальное напряжение в обществе, выполняя регулирующую функцию, т.е. одновременно обозначая и маскируя социально-статусные различия;
· престижную— мода является формой выражения престижа, связанного с определенным социальным статусом, демонстрируя либо высокий социальный статус, либо создавая иллюзию более высокого социального статуса. Путем подражания модным стандартам и объектам элитарных социальных групп мода позволяет преодолевать чувство неполноценности. Мода является фактором, повышающим или понижающим престиж тех или иных культурных образцов;
· коммуникативную— мода представляет собой одну из форм массовой коммуникации — процесс передачи модных стандартов от одних индивидов или социальных групп к другим, т.е. передачи культурных образцов, наделяемых модными значениями, а также передачи информации о самих участниках моды. Такая коммуникация способствует формированию у ее участников согласия и общности в ценностных ориентациях;
· экономическую— мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта. Мода влияет на поведение человека в сфере потребления, на формирование определенной структуры потребностей. В области моды вырабатываются стандарты потребления и социальные образы вещей;
· эстетическую — мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распространения и изменения эстетических оценок в обществе.
Современная мода отражает изменения, соответствующие переходному периоду от индустриального общества к постиндустриальному (эпоха постмодерна). Основными признаками нового мировоззрения становятся децентрализация и многомерное сознание. На смену унифицированной массовой культуре приходит культура разнообразия, уникальности и полицентричности, по сути, множество равноценных субкультур вместо единой модели культуры.
Многообразие, плюрализм и принципиальный эклектизм постмодерна, отвергающего иерархическую систему норм и оценок, привели к тому, что в современной моде отсутствует единый для всех модный стандарт, как это было раньше (так же как отсутствует понятие «хорошего вкуса»). С 1970-х гг. более не существует единой моды, властно диктующей всем свои правила. Вместо одной «моды» мы наблюдаем много «мод», связанных с образом жизни и особенностями поведения разных социальных групп, которые имеют различные системы ценностей и соответственно различные множественные и постоянно изменяющиеся стандарты моды.
С 1970-х гг. в сфере потребления господствует эклектизм, что обусловлено эстетическими предпочтениями массового потребителя. Как выявили исследования, большинство потребителей не обладают способностью к сложным ассоциациям, не чувствуют диссонансов при смешении стилей, что и приводит к эклектизму как следствию потребительских предпочтений. Эклектизм в дизайне одежды в 1980-х гг. получил определение «необарокко». Для эстетики необарокко характерны небрежность, беспорядок, сложность, вольность и прихотливость вкуса, личного выбора, отрицание стандарта.
Цикличность развития моды.
В развитии моды прослеживается связь с общественно-историческими явлениями: социальными и политическими потрясениями, революционными преобразованиями в области искусства, науки и техники. «Толчком» для немедленных изменений в моде служат политические революции, крупные исторические потрясения (войны), например Английская буржуазная революция, Великая французская революция, Тридцатилетняя война, Первая и Вторая мировые войны. Локальные войны (например, Египетский поход Наполеона I Бонапарта, война во Вьетнаме или война в Кувейте) также могут привести к появлению новой моды. Все политические события, которые привлекают внимание всего общества, влияют на возникновение новых стандартов и образцов моды (например, горбачевская перестройка во второй половине 1980-х гг. вызвала на Западе моду на использование советской символики).
По своей природе мода — явление интернациональное, так как к ней может присоединиться любой желающий, для нее не существует границ. Развитие международных связей и средств массовой информации, формирование международного рынка создали основу для интернационализации моды. Этот процесс начался уже в XVI в., когда появилась первая общеевропейская мода — испанская. К концу XVII в. практически исчезли национальные особенности в городском костюме Западной Европы, к концу XIX в. — в крестьянском костюме. Сформировалась европейская мода, которая благодаря колонизации европейскими странами других регионов мира стала претендовать на роль общемировой. Появилось понятие «глобальная мода», т.е. интернациональный стиль в моде и дизайне. Свой вклад в этот процесс внесли транснациональные корпорации, заполнившие своей единообразной продукцией мировые рынки («Кока-кола» — стали говорить о «кока-колонизации» мира, «Макдоналдс» и др.), и развитие новых средств транспорта и связи (авиация, радиосвязь, спутниковое телевидение, глобальные компьютерные сети). Благодаря этому информация о новой моде практически мгновенно достигает любого уголка земного шара.
Однако экологические проблемы заставили по-иному оценивать последствия глобализации моды. Экспансия в другие страны массовой американской культуры, навязывающей стандартные примитивные образцы, все чаще подвергается критике. Даже в Западной Европе нарастает сопротивление «американизации» культуры. Интернациональная мода, ориентированная на западные стандарты образа жизни, приобретает новые качества: возникает интерес к своеобразию культурных традиций разных народов, так как современный мир — это множество национальных и региональных культур, являющихся ценнейшим наследством, полученным современной цивилизацией от предшествующих поколений. Культурная терпимость и этнический плюрализм стали важными завоеваниями современного общества.
Переход к массовому производству готовой одежды, предметов быта и формирование массовой культуры создали основу для демократизации моды. Новые модные стандарты и образцы становятся доступными практически для всех социальных групп, так как возможности современного производства позволяют немедленно тиражировать новую моду и предлагать потребителям модные образцы разной стоимости.
Развитие средств массовой информации также позволяет практически немедленно получать информацию о возникновении новой моды, знакомиться с образцами международной моды.
Создание массового рынка и современные средства массовой информации явились причинами ускорения распространения моды, что, в свою очередь, приводит к сокращению модных циклов.
Важнейшей закономерностью развития моды является цикличность. Наличие колебаний и ритмов в развитии моды свидетельствует о том, что система имеет механизмы самоорганизации.
Процессы внедрения и утверждения нового модного стандарта, т.е. смены модных циклов моды, называются модной инновацией, суть которой заключается в том, что на смену одним стандартам и объектам приходят другие — «новомодные». Инновация может затрагивать одновременно как модный стандарт, так и модный объект, а может затрагивать изменение только объекта (как правило, мода в одежде относится к изменениям объектов — цвет, длина, объем одежды) или только стандарта (например, когда в моду входит новый способ носить какую-то привычную деталь одежды — в 1930-х гг. и шляпы, и береты было модно носить заломленными на бок) или вовсе отказаться от объекта.
Модная инновация может быть осуществлена различными способами:
· посредством традиции, когда модный образец заимствуется из прошлой моды. «Возвратиться» в моду прежний модный стандарт или образец может только тогда, когда произошло его массовое «забывание». Как правило, «забывание» в моде связано со сменой поколений, активно участвующих в моде. Именно благодаря инновации посредством традиции появляются многочисленные «ретро-моды»;
· путем заимствования из других культур или других областей культуры. В одежде новые модные идеи, стили и элементы появлялись из области изобразительного искусства (например, сюрреализм в моде 1930-х гг.), из культур «экзотических» регионов (этнический стиль в моде);
· из молодежных субкультур (например, стиль «гранж» в начале 1990-х гг.) и т.д.;
· путем изобретения (инновация в собственном смысле) — редкое явление в истории моды, когда появляются подлинно новые элементы или новое комбинирование старых элементов. Чаще всего основой изобретения в моде становятся новые материалы и технологии. Примерами подобных «изобретений» можно считать одежду из пленки, предложенную в 1930-х гг. Э.Скьяпарелли и В.Стибелем, одежду из пластика и металла, созданную П.Рабанном в 1960-х гг., мини-моду, новые конструкции одежды, разработанные японскими дизайнерами одежды, и т.п.
Модная инновация является результатом противоречия между модными ценностями и средствами их обозначения в конкретных модных образцах, когда модные стандарты и объекты в результате их массового распространения и многократного воздействия перестают обозначать первичные и вторичные модные ценности. Возникает потребность в замене старых образцов новыми, которые могли бы обозначать модные ценности. Для нормального функционирования моды необходимо избыточное «модное предложение» — множество разнообразных стандартов и образцов, из которых делается выбор, и в результате возникает новая массовая мода.
Цикл моды описывает процесс функционирования, развития и смены отдельных «мод». В основе любых циклов лежат основные стадии существования системы: формирование — установившееся состояние —кризис.
Исследователи моды выявили следующие стадии цикла моды:
1. возникновение новой моды (отличительная стадия, этап яркой индивидуальности).
Эта стадия включает в себя три этапа:
1) открытие новой моды ее создателями или потенциальными сторонниками;
2) присвоение названия новой моде;
3)появление лидеров новой моды;
2. распространение (подражательная стадия, «пик», адаптация). На этой стадии у новой моды появляется все больше последователей. Эта стадия состоит их двух этапов:
1) «пик», или адаптация, когда к новой моде присоединяются неофициальные лидеры
моды, ранние последователи, затем присоединяется «раннее большинство»;
2) потеря исключительности (или экономическое подражание), когда массовое
производство тиражирует модные объекты в тысячах и миллионах экземпляров. К этой
моде присоединяется «запоздалое большинство», а лидеры моды уже ищут и находят
новую моду;
3. спад(стадия отмирания, исчезновение вследствие замены). На этой стадии уже для большинства участников модного поведения прежние образцы перестают обозначать модные ценности, и их принимают консерваторы («отстающие»).
На стадиях экономического подражания и спада цикла моды, когда на первый план выходит нивелирующая функция моды, с экономической точки зрения целесообразно продлить цикл моды путем дифференциации и специализации модных стандартов и образцов. На определенном отрезке времени мода приобретает некоторую устойчивость, что связано с необходимостью массовой адаптации.
Одни исследователи моды отрицали существование четких ритмов в развитии моды, другие предпринимали попытки точно определить скорость смены и период возвращения модных стандартов и объектов в моду, особенно связанные с модой в костюме. Например, американские ученые Дж. Ричардсон и А. Кребер исследовали развитие женской одежды за последние 300 лет и установили продолжительность циклов колебаний моды 111 и 115 лет. Французский историк и теоретик моды Ж. Вильхельм предложил следующую продолжительность циклов моды: в средние века— Шлет, в XVIII в. — 5 лет, в 70-х гг. XX в. — 1 год. Американская исследовательница моды А.Янг на основе изучения изменений женского костюма с 1760 по 1937 г. предложила продолжительность полного цикла 100 лет, в течение которого последовательно сменяют друг друга три типа юбки: «с задней полнотой», «трубчатый тип» и в форме «колокола», каждый из которых господствует примерно треть века. Циклические изменения модной формы костюма изучали в Московском текстильном институте (ныне МГТУ им. А.Н.Косыгина) и выявили циклы продолжительностью 100, 72, 48, 36, 24 года. К категории модных изменений отнесли циклы продолжительностью 12, 6 и 3 года.
Особая роль моды в рыночной экономике, формирующей и регулирующей запросы массового потребителя, способствовала искусственному ускорению циклов потребления в индустриальном обществе. Сознательно ускоряя смену имиджей вещей, закладывая уже при проектировании быстрое эстетическое, а часто и физическое устаревание продуктов дизайна, производитель тем самым заставляет потребителя сокращать срок пользования вещами и тратить деньги на приобретение новых, более модных (концепция планируемого устаревания в коммерческом дизайне).
Прогнозирование моды. Цикличность моды дает возможность прогнозировать моду. Прогнозированием называют специальное научное исследование перспектив развития явления. Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем или об альтернативных путях развития и сроках их осуществления. Виды прогнозов различаются по времени: оперативные — до 1 месяца, краткосрочные — от 1 месяца до 1 года, среднесрочные— от 1 года до 5 лет, долгосрочные — на 5—15 лет, дальнесрочные — более чем на 15 лет. Очевидно, что актуальность прогнозирования моды вызвана потребностями массового производства: необходимостью планировать объемы производства, учитывать возможность появления новых модных образцов и осваивать новые технологии, разрабатывать новые конструкции и т.п. Для моделирования одежды прогнозирование моды также имеет важное значение. Новые коллекции модной одежды демонстрируются примерно за полгода, а проектируются за год —полтора и более до наступления сезона, что диктует необходимость прогнозирования модных тенденций на год и более. Чаще всего речь идет о краткосрочных и среднесрочных прогнозах моды (2 — 5 лет).
В дизайне существует понятие проектный прогноз (дизайн-прогноз), когда прогноз принимает форму проекта. Проектирование новых изделий изначально включает в себя момент прогноза. Объектом проектного прогнозирования является вещь. Поэтому прогнозирование будущих модных тенденций в одежде можно отнести к разряду проектных прогнозов.
В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:
1) оценка перспектив развития прогнозируемого явления с помощью установления аналогии с хорошо известными процессами и явлениями, поэтому при прогнозировании моды в костюме плодотворным может быть проведение аналогии с новыми тенденциями в различных видах искусства: изучение формально-эстетического языка в архитектуре, скульптуре, живописи, компьютерной графике и т.п.;
2) условное продолжение в будущее (экстраполяция) тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем хорошо известны. Цикличность моды как раз дает основания для подобных прогнозов;
3) создание модели явления, разработанной в соответствии с ожидаемыми или желательными условиями, перспективы развития которых известны. В дизайне такую модель называют футуропроектом. К футуропроектам можно отнести коллекции авангардных дизайнеров одежды.
Существует множество точек зрения на возможность прогнозирования моды и выбор определенных методов прогнозирования. Одни отрицают наличие четких ритмов в смене моды, как в природных циклах, и возможность точного количественного измерения модных параметров. Другие признают наличие строгой закономерности развития моды и необходимость точного прогнозирования моды, в том числе с помощью методов математического моделирования. Можно выделить два принципиально различных подхода к прогнозированию моды.
Первый подход (российский теоретик моды А. Гофман назвал его «фаталист-ским», когда модные циклы уподобляют природным циклам, в связи с чем смена «мод» происходит с такой же неизбежностью, как смена времен года) связан с прогнозированием отдельных модных объектов. В дизайне одежды это прогнозирование формы костюма, его структурных элементов. Такой подход можно назвать «формальным», так как исследуется именно форма костюма. В этом случае метод прогнозирования моды основан на изучении закономерностей изменения структуры формы костюма во времени как наиболее устойчивого признака моды в отличие от мобильных элементов костюма (цвет, орнамент, отделка). Для выявления этих закономерностей проводится анализ развития форм костюма на протяжении определенного отрезка времени (как правило, исследуется костюм XIX—XX вв. по журналам мод). Для того чтобы результаты этого анализа можно было обработать с помощью компьютера, предлагается «упрощение» информации о форме костюма. Например, в виде одной их трех фигур — трапеции, прямоугольника, овала — представляются основные элементы костюма (юбка, лиф, рукава), при этом учитываются длина и ширина этих элементов. На основании этих данных строятся графики изменения длины изделия, площади проекций формы и расположения линии талии, выявляется взаимосвязь между ними. Затем строится сводная теоретическая или формализованная «модель моды» — модель ритмического движения модных форм в костюме (математическая модель) — и определяются циклы моды. Выявленные тенденции развития формы костюма экстраполируются (условно продолжаются) в будущее, и прогнозируется структура формы костюма в нужный отрезок времени, т.е. определяется, в какой момент повторятся те или иные силуэты и формы. По подобной схеме пытаются прогнозировать и цвет в костюме, увязывая изменения цветовых предпочтений с изменением структуры формы костюма.
Однако подобный подход к прогнозированию обладает и существенными недостатками: его критикуют за то, что принимается во внимание только один из нескольких способов осуществления модной инновации (на основе традиций), только один источник информации о будущем, а также за субъективное упрощение информации о моде прошлого. Но самый главный недостаток такого подхода заключается в том, что форма одежды не дает информации о модных ценностях, т.е. исследуется только один компонент структуры моды — модный объект, другие компоненты (модные стандарты, модные значения) остаются вне сферы исследований. Кроме того, по мнению А. Гофмана, фата-листское истолкование этих циклов чревато не только ошибками в прогнозах, оно может оказывать отрицательное воздействие на деятельность «творцов» моды — дизайнеров, которым вместо того чтобы делать моду, остается лишь узнавать, когда, в какой именно момент, какой именно стандарт им необходимо извлечь из прошлого, лишь несколько «осовременив» его.
Более плодотворным (и распространенным на Западе) является второй подход к прогнозированию моды, ориентированный на все структурные компоненты моды в целом, когда прогнозируются различные аспекты образа жизни людей и их потребности. В этом случае прогнозируют развитие общества, а не отдельные «моды» (формы костюма).
Новая вещь начинается именно с требований потребителей, создателем новой вещи (и новой моды) является потребитель, поэтому прогнозирование моды тесно связано с прогнозированием социальных потребностей.
Потребность в вещи на различных стадиях своего развития может выступать в трех аспектах:
1) потребность-состояние, когда объект неизвестен субъекту потребления или существует только как возможность для проектирования;
2) потребность-стремление, когда потребитель знаком с объектом, но при этом сам объект недоступен для потребителя (по финансовым соображениям или отсутствует в продаже);
3) потребность-ориентация, когда потребитель осуществляет момент выбора. Опережающее проектирование в дизайне ориентируется именно на потребности-состоянии. Например, французская писательница М.Дюрас так написала о французском кутюрье И. Сен-Лоране: «Он из года в год предлагает женщинам не просто то, чего они ожидают, а то, чего они ожидают, не осознавая этого». Кроме того, один из путей прогнозирования моды — образное мышление и принятие рискованных решений с учетом новых тенденций в развитии формально-эстетического языка в искусстве.
Прогноз моды основывается на социологических прогнозах :
· прогнозе социальных потребностей,
· прогнозе образа жизни,
· демографическом прогнозе,
· прогнозе занятости и уровня образования и т.п.
Социологические прогнозы делаются на основе методов опроса населения и экспертов (которые позволяют определить перспективы развития потребностей общества, мотивы поведения и т.п.), изучения структуры и характера деятельности человека или социальной группы, предметной среды обитания человека, условий его жизни. Именно подобная информация дает возможность прогнозировать будущую моду.
В западных фирмах, занимающихся прогнозированием, есть специалисты, называемые «тренд-скауты», которые изучают стихийную моду улицы, посещают все модные места (ночные клубы, дискотеки), премьеры, места скопления большого количества людей (рок-концерты, стадионы, торговые центры и т. п.), выявляя новейшие тенденции, например:
· нетрадиционные способы ношения одежды,
· сочетания элементов,
· предпочтения определенных стилей и т.п.
Кроме того, «предсказать» будущие модные тенденции можно, внимательно проанализировав последние коллекции тех дизайнеров одежды, которых считают «авангардистами в моде». В крупных компаниях обязательно есть свои отделы, занимающиеся прогнозированием новых направлений моды, в том числе и на основе исследований спроса покупателей.
Именно по подобной методике занимаются прогнозированием цвета — на основе систематических исследований динамики цветовых предпочтений потребителей. Колористический облик промышленной продукции зависит от изменений общественного вкуса в области цвета. Международная ассоциация по цвету как раз занимается изучением проблемы индивидуальных и общественных цветовых предпочтений.
Впервые такие исследования стали проводить в Японии. Японский институт исследований цвета занимается изучением восприятия цвета разными возрастными группами, проводя тестирование на определение остроты восприятия цвета, ассоциативное восприятие цвета. Сопоставление индивидуальных предпочтений цвета с общей тенденцией вкусов, характерных для конкретного времени, выяснение особенностей индивидуального восприятия использования цветов в формировании образных характеристик дают основу для определения общей тенденции цветовых предпочтений и прогнозирования изменений в области цвета. Подобные исследования позволяют определить тенденции развития цвета, которые затем воплощаются в модные тенденции, представленные на международных салонах и ярмарках тканей.
Ориентация на моду в целом позволяет не просто учитывать моду, но воздействовать на нее, управлять ею, опираясь на реально существующие циклические механизмы изменений моды. Для эффективного управления модой необходима не только определенная избыточность новых идей в дизайне, но и понимание социальных причин ее возникновения и изменения, знание характерных особенностей модного поведения.
Регулирующая функция моды.
В традиционном и сословном обществе обычай и право более жестко и четко, чем мода, закрепляют определенные культурные образцы за теми или иными социальными группами. Например, в средние века в Европе представителям низших сословий было запрещено носить одежду ярких цветов, тогда как знать могла носить костюмы из ярких тканей. Использование определенных материалов, видов отделок, форм регламентировалось указами королей. Так, французский король Карл VIII в 1480 г. запретил всем, кроме высшего дворянства, носить одежду из золотой и серебряной парчи, шелка, украшать платье драгоценными камнями, регламентировал длину носков обуви в соответствии с социальным статусом и титулом.
Мода возникла как процесс, постепенно развивающийся внутри и из старых социальных форм, в XII —XIII вв. в городах Западной Европы. Возникновение моды было связано с развитием городской культуры, возникновением потребности в иных формах коммуникации, более поверхностных и непродо