Глядит мужик, и в самом деле подле его полосы под кустом какой-то парень спит. Он подбежал, парня за шиворот поднял.

- Ты моя доля?! – кричит.

- Ага, - отвечает ему спросонья парень.

Мужик ему в ухо.

- Чего дерешься? – обиделся парень.

- А как не драться?! У брата доля пашет, а ты спишь, прохлаждаешься, вся полоса чертополохом заросла!

- Так у него же доля крестьянская. Я пахать не могу, у меня хоть крестьянское дело, хоть рабочее, из рук валятся, и душа к ним не лежит. Вот как бы ты купецким делом занялся, уж тут бы я!..

- Да как же я им займусь, я же не умею!..

- Да чего тут уметь? Ты только попробуй!

- Да мне и начать-то не с чего, все проели. Один женин свадебный сарафан остался.

- Так его и продай. Поверь своей доле, я не подведу.

Помучался мужик, помаялся, жене пожаловался, а подошел воскресный день, не выдержал, схватил женин сарафан в охапку и бегом на рынок, чтобы не передумать.

И ведь так ему подфартило, так удачно продал сарафан, что вдвое выручил. Да тут же на эти деньги дешево купил нового товару и опять вдвое продал. И за один тот день выручил денег хоть на новую избу.

Но вместо избы поставил себе на рынке лавочку, завел свое дело и принялся торговать. И уже к концу года выбился в знатные купцы. А на рождество купил барскую усадьбу у разорившегося барина и брата в гости позвал… На пир.

Вот ведь, что значит, свою долю выбрать! И не перепутать! Ты подумай, дружок, в том большой смысл прячется.

Игра «Остров Буян»

«Остров Буян» - это детская развивающая игра, которая когда-то использо-валась как вариант Кресения* с детьми до 7 лет.

Основная задача игры – сделать ребенка хозяином в «собственном доме», царем в царстве, имя которому – он сам.

Для этого из сознания ребенка убиралось все лишнее, чужеродное, привнесенное в его сознание извне, помимо его воли.

Ты не уничтожаешь личность ребенка, ты просто перестраиваешь эту самую личность в соответствии с требованиями Жизни, в которой ей приходится существовать.

Некогда эта игра была величайшей тайной Руси.

Именно она определяла то, что русских называли игрецами, то, что игра была одной из составных частей русского национального характера.

… а потом она сохранялась только у хранителей Старины, в нее играли только посвященные.

Они всегда знали, что когда-то придет время, когда в Буян будут снова играть все. Но никто из них не знал когда. Я тоже не знаю этого времени, но я знаю, что если я не верну ее людям сейчас, то, скорей всего этого не будет никогда. Поэтому я считаю, что время пришло.

Если люди будут в нее играть, значит, я все сделал правильно. Да будет так!

Пусть вас не смущает, что это хранится в форме игры – большинство настоящих игр сакрально.

Боги играли в них, Боги и создавали их, чтобы мы могли понимать жизнь».

А.Андреев

Со слов: Елены Сычевой

Записано: Яной Занковой

Июль 2001 г., Екатеринбург

Ход игры и методические моменты

«Остров Буян» - игра-аллегория, построенная на двух важнейших архетипах мышления (культуры): очищение и возвращение к истокам.

В крестьянской среде бабушки играли с внуками на деревянной стене избы или на камне. Поверхность стены и камня – это поле игры, созданное самой природой, оно неоднородно: пятна мха, разводы деревянные, другие пятна, напоминающие какие-то образы. Эти образы рождают у ребенка воспоминания из его жизни.

Начинается игра с обряда согласия на жизнь и очищения.

Перед началом игры необходимо дать мифологическую основу из сказок, чтобы легче было играть, вспомнить знакомые сюжеты.

1 этап. Делаются два Острова Мечты и два Острова Блаженства. Они делаются на гладкой бумаге (примерно формата А5). Лист бумаги складывается пополам и на одной половинке рисуется цветное пятно, клякса.

После складывания листа, получается два одинаковых пятна – два Острова. Чтобы получить Острова Блаженства, нужно вспомнить реальное место, где тебе

хорошо, спокойно. Острова Мечты рисуются, вспоминая свои мечты, то есть, то, чего хочется достичь или хотелось в детстве.

2 этап (после перерыва). В лесу нужно найти природный материал и сделать из него:

- Ольшанку-куклу, которая будет играть за тебя. Ребенок переносит на нее все, что с ним будет происходить, сам он никогда не проигрывает. Это может быть веточка, напоминающая человечка (с пятью окончаниями);
- Коника, Птицу или Волка – помощников Ольшанки в игре, которые переносят в любую точку, в любое время, когда их позовешь;
- Оружие или средства защиты: сабли, пики, мечи, пистолеты (можно придумать самим);
- Волшебные предметы: гребень, полотенце (сказочные предметы). Найти то, что их напоминает;
- Острая шишечка – стрелка (или может быть кость со стрелкой);
- Две веточки со столбовой дорожкой и дорожками с росстанями, примерно одинаковые (больше распятой руки) и достаточно плоские, чтобы прилегать к полю игры.

3 этап. Обряд обжига Ольшанки. На костре, в молчании нужно подойти

и прижечь пять окончаний Ольшанки – это будет защитой для нее, оберегом.

При этом проговорить заговор: «Ольшанка, Ольшанка, пой меня, стой меня». «Пой меня» - значит, говори за меня, «стой меня» - значит, стой за меня, бейся

за меня.

4 этап. Участники игры разбиваются на пары, с тем, кому доверяешь.

Дети играют в парах (до 10 лет), маленькие дети играют со взрослыми, владеющими кресением.

Берется большой лист на двоих (формата А2), делится пополам. Вместе рисуем остров Буян. Сначала обводим Остров красной полосой – Огненной рекой.

Это поле игры.

Каждый рисует свою землю на своей половинке (пятнами, кляксами, как хочет). Быстро, пока краска не высохла, лист складывается пополам и разворачивается.

Получается общий остров – Земля, где смешиваются две жизни, миры разных людей. (Перерыв на время, для осознавания того, что получилось в результате соединения этих миров. Общая картина должна за это время высохнуть).

5 этап. Начало игры. В центр Острова Буяна, на границу втыкается палочка – капь, ось, столб или стол. Это место трона, которое должен занять герой и стать Царем. В этом месте сходятся столбовые дорожки – веточки. Концы веточек скрепляются и надеваются на ось. Кто доберется до трона, тот победил, стал Царем.

За границей Огненной реки, кладутся Острова Блаженства и Мечты (по одному).

Остров Мечты ближе к Огненной реке, дальше – Остров Блаженства.

Стрелка – шишка раскручивается и показывает на того, кому начинать. Путь начинается с Острова Блаженства на Остров Мечты, затем – через Огненную реку – на место, примыкающее к началу одной из дорожек на Острове Буяне, которое должно быть светлым, вызывающим приятные воспоминания, а не пугающим пятном. Выход с островов – это выход за крепостную стену, которой мы закрываемся от внешнего мира. Должна быть охота познать себя, вернуть свою землю.

Дальше первый участник начинает движение по дорожке и двигается до тех пор, пока не встречает на своем пути какое-нибудь пятно. Ольшанка становится головой в это пятно и говорит, что она видит. Нужно рассказать, что напоминает это пятно, кого или какую ситуацию, в которой есть что-то неприятное или пугающее, что-то, от чего хотелось бы освободиться, что-то победить в себе.

Второй участник помогает как кресный, задает вопросы, помогающие выйти из ситуации (что напоминает пятно? что можно сделать?).

Чтобы победить, нужно вступить в битву, (сойти с дорожки), воспользоваться оружием, позвать помощников, что-то сделать.

Есть возможность на помощниках вернуться обратно, за Огненную реку на Острова Блаженства и Мечты, там набраться сил для следующей битвы и идти дальше.

Если победил, идешь дальше по дорожке и останавливаешься на росстани.

Ход переходит ко второму участнику. Первый теперь помогает ему справиться со своей проблемой. Освобожденные тобой земли, прилегающие к дорожкам, становятся надежными тылами, через которые ты всегда можешь вернуться. Продолжается путь к себе, битва за свою землю.

Важно желание ребенка очистить свою землю, чтобы он не проскочил сразу до трона. Если не вспоминается реальная ситуация, связанная с пятном, то нужно придумывать, фантазировать, а то потеряешь ход.

За одну игру можно не добраться до конца, если получится глубокая работа со страхами. Может быть, достаточно сделать 1 - 2 хода, сделать перерыв, а потом продолжать игру. Ольшанка не должна оставаться одна на Острове Буяне без хозяина. Она должна выйти за огненную реку, если игра откладывается.

По окончании игры делимся своими открытиями и победами. III. Помог близким – помоги Родине.
Умывает красно солнышко Руки тёплые в росе. И Россия, как Алёнушка, Предстаёт во всей красе. Ни вблизи, ни вдали Я не знаю земли Лучше той, что меня взрастила. Синих рек рукава, В небе синь-синева, И светла от берёз Россия.   У неё коса пшеничная, Родниковые глаза. И поляны земляничные Щедро дарят ей леса. Ни вблизи, ни вдали Я не знаю земли Лучше той, что меня взрастила. Синих рек рукава, В небе синь-синева, И светла от берёз Россия. А случись дорога дальняя, Загрущу в чужом краю: Вспомню небо журавлиное, Песню русскую спою. Ни вблизи, ни вдали Я не знаю земли Лучше той, что меня взрастила. Синих рек рукава, В небе синь-синева, И светла от берёз Россия.
    Шаферан И., Аедоницкий П.

С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре?

- Воспитание;

- Классы народного воспитания;

- Полезное Образование.

Воспитание

Воспитание – искусство древнее и всегда живое. Воспитание – это способ, каким общество обеспечивает свое выживание, обучая людей, как быть единым народом. В обычных обществах, то есть в обществах, живущих по обычаю, воспитание могло переходить в ученичество, если у ребенка явно проявлялись к нему задатки, но большая часть людей могла прожить жизнь лишь с помощью того, что вложило воспитание.

Через него народ передавал все, что нужно было для жизни человека.

С учетом того, конечно, что при этом он вписан в общество и оно поддерживает его, как одного из своих. Выйти из общества в то время могли только совершенно выдающиеся личности, вроде колдунов и шаманов. Потеря членства в обществе была подобна смерти… Вот почему воспитание связано с питанием и выживанием. Без него – смерть, а оно учит тому, как добывать пропитание себе и своим близким, и этого достаточно на самом исходном уровне. Это Основа или Начало человеческого развития.

«Воспитать, воспитывать кого, заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, возращать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно» - Даль В.

Видно, что в старину в воспитание входило понятие об ученичестве, а сейчас оно заменено на понятие образования.

Мы ищем Учителей с большой буквы потому, что в нас жив слой воспитания, где живет память о том, как нас учили жить.

В слове «воспитание» явственно звучит основа – питание. И Даль, и рус-ские сказки отчетливо связывают воспитание с задачей «кормит ребенка до возрасту». «Возраст» в данном случае – это обозначение того перехода, когда ребенок становится взрослым и может кормить себя сам. Попросту, самостоя-тельно выживать.

Питание воспитания – это некое исходное Начало, заложенное в наше сознание и всегда присутствующее в нем как ядро, из которого растет личность.

Наш мир движется через увеличение знаний, развитие познавательной способности от простого восприятия природы к воображаемым мирам. Когда-то ученичество было не по силам большей части нашего народа, и Петр первый приучал к нему силой.

Люди пошли дальше и выше, получая по нескольку высших образований.

И вот мы живем в огромной «информационной деревне», а наши дети проводят половину жизни в виртуальных мирах, где решают какие-то важнейшие для себя задачи, уже непонятые родителям…

С воспитанием так просто не распрощаться. Воспитание – это та основа, которая превращает живое существо в человека.

Воспитание – обучение на человека.

В сущности, воспитание выражается в определенном способе вести себя.

Люди постоянно заняты воспитанием и изменением себя.

Воспитание и самовоспитание с нами на всю жизнь.

Наука думать, то есть овладение собственным разумом и его совершенствование, лежит глубже воспитания, являясь его основой.

Классы народного воспитания

1. Народная кукла.

2. Сказочная библиотека. Полное собрание русских сказок находится по адресу: sobranieskazok.ru

Полезное Образование

1. Степени родства у русских:

Свёкор — отец мужа.
Свекровь — мать мужа.
Тесть — отец жены.
Тёща — мать жены.
Деверь — брат мужа.
Шурин — брат жены.
Золовка — сестра мужа.
Свояченица — сестра жены.
Свояк — муж свояченицы.
Зять — муж дочери, муж сестры, муж золовки.
Сноха — жена сына по отношению к отцу.
Невестка — жена брата, жена сына для его матери, жена одного брата по
отношению к жене другого брата; употребляется также вместо сноха, золовка, свояченица.
Сват — отец одного из супругов по отношению к родителям другого.
Сватья — мать одного из супругов по отношению к родителям другого.
Дед (дедушка) — отец отца или матери.
Бабушка (бабка) — мать отца или матери.
Двоюродный дед — дядя отца или матери.
Двоюродная бабушка — тетя отца или матери.
Внук (внучка) — сын (дочь) дочери или сына по отношению к деду или бабушке. Соответственно двоюродный внук (внучка) — сын (дочь) племянника или племянницы.
Племянник (племянница) — сын (дочь) брата или сестры (родных, двоюродных, троюродных). Соответственно ребенок двоюродного брата (сестры) — двоюродный племянник, троюродного брата (сестры) — троюродный племянник.
Внучатый племянник (племянница) — внук (внучка) брата или сестры.
Дядька (дядя, дядюшка) — брат отца или матери, муж тетки.
Тетка (тетя, тетушка) — сестра отца или матери по отношению к племянникам. Жена дяди по отношению к его племянникам.
Двоюродный брат — находящийся в родстве по деду или бабушке с детьми их сыновей и дочерей.
Троюродный брат — сын двоюродного дяди или двоюродной тети.
Двоюродная сестра — дочь родного дяди или родной тети.
Троюродная сестра — дочь двоюродного дяди или двоюродной тети.


Кроме современных понятий степени родства,

есть и более старинные названия родственников:
ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Отец и сын.
Отец и дочь.
Мать и сын.
Мать и дочь.

ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Дед и внуки.
Бабка и внуки.

ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Прадед и правнуки.
Дядя и племянники.
Тетя и племянники.

ЧЕТВЕРТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Двоюродные сестры и братья.
Двоюродный дед и внучатые племянники (племянницы).
Двоюродная бабка и внучатые племянники (племянницы).

ПЯТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Двоюродный дядя и двоюродный племянник (племянница).

ШЕСТАЯ СТЕПЕНЬ РОДСТВА
Троюродные сестры и братья.

Знакомясь с терминами родственных отношений, следует помнить, что термины кровного родства состоят из ключевых слов и определений степени родства:
Бабка, бабушка — мать отца или матери, жена деда.
Брат — каждый из сыновей одних родителей.
Братан, братаник, братеня, братеник, брательник — двоюродный брат.
Братанна — дочь брата, племянница по брату.
Брательница — родственница вообще, двоюродная или дальняя.
Братыч — сын брата, племянник по брату.
Внук — сын дочери, сына, а также сыновья племянника или племянницы.
Внучка, внука — дочь сына, дочери, а также дочери племянника или племянницы.
Дед — отец матери или отца.
Дедина, дедка — тетка по дяде.
Дедич — прямой наследник по деду.
Дочь — лицо женского пола по отношению к своим родителям.
Дщерич — племянник по тетке.
Дщерша — племянница по тетке.
Дядя — брат отца или матери. Таким образом, дядя и тетя — брат и сестра матери или отца. «У тетки баловень племянник, а у дяди племянница», — замечает народная мудрость.
Мать — лицо женского пола по отношению к своим детям.
Отец — лицо мужского пола по отношению к своим детям.
Отценачальник — старший в поколении.
Отчинник, отчич — сын, наследник.
Племянник — сын брата или сестры.
Племянник и племянница — сын и дочь брата или сестры. Внучатыми племянниками называют внуков брата или сестры. Кстати говоря, внучатые родственники — это любая родня в третьем колене (троюродная): внучатым братом могут назвать сына двоюродного дяди. В сравнительно недавнюю эпоху к этим исконно русским терминам родства прибавились французские по происхождению слова кузен и кузина, обозначающие двоюродных брата и сестру, а также любых дальних кровных родственников в одном колене.
Племянница — дочь брата или сестры.
Племяш — родич, родственник.
Прародители — первая по родословной известная чета, от которой берет начало род.

2. Интересные факты об исконном русском языке:

Глядит мужик, и в самом деле подле его полосы под кустом какой-то парень спит. Он подбежал, парня за шиворот поднял. - student2.ru


В древнерусском алфавите буква Х называлась «хер». Отсюда произошло слово «похерить» в значении «перечеркнуть что-то на бумаге крестом». И лишь впоследствии это слово приобрело современное значение: «испортить», «потерять».

Почти все слова русского языка, начинающиеся с буквы «а», — заимствованные. Существительных русского происхождения на «а» в современной речи очень мало — это слова «азбука», «аз», «авось».

Кстати, любопытно, что почти все слова, корни которых пишутся через "ѣ", являются исконно русскими (кроме иностранных названий народов, вроде "индѣец").

В корнях иностранных слов "ѣ" никогда не писался.

Молитва «Господи, помилуй!» на греческом языке произносится как «Кирие Элейсон».

Когда христианство появилось на Руси из Византии, все богослужения проходили именно на греческом, что было непонятно простым людям. Особо часто повторяемая фраза «Кирие Элейсон» трансформировалась народом в слово «куролесить» в значении «делать что-то бессмысленное и загадочное». Позже смысл этого слова изменился, и сейчас оно означает «озорничать, проказничать».

В школе изучают шесть падежей русского языка, однако различные нюансы словообразования позволяют сказать, что в русском языке как минимум десять падежей. Во фразе «Чего тебе надобно, старче?» последнее слово — это звательный падеж слова «старик». «Кусочек сахару», «головка чесноку» — это примеры употребления слов в количественно-отделительном, или втором родительном падеже. У ряда слов есть две формы предложного падежа, например, «о шкафе» и «в шкафу» — для второго случая говорят о местном падеже. Также у некоторых слов может образовываться исходный падеж, когда речь идёт о месте начала движения — например, «вышел из лесу».

Слова бык и пчела — однокоренные. Дело в том, что в произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как «бъчела». Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих существительных — производящий определённый звук.

В названии романа Льва Толстого «Война и мир» слово мир употреблено как антоним войне (дореволюционное «миръ»), а не в значении «окружающий мир» (дореволюционное «мiръ»). Все прижизненные издания романа выходили именно под названием «Война и миръ», и сам Толстой писал название романа по-французски как «La guerre et la paix». Однако из-за опечаток в разных изданиях в разное время, где слово написали как «мiръ», до сих пор не утихают споры об истинном значении названия романа.

3.Тайны русского языка:
Глядит мужик, и в самом деле подле его полосы под кустом какой-то парень спит. Он подбежал, парня за шиворот поднял. - student2.ru

Словарь основных понятий

Слово   Понятие   Примечание
Духовность Это то в человеке, что не является в нём телесным.    
Душа Это сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.   Способна присваивать и осваивать ближайшее к ней сознание, связывая его памятью.
Кресение 1. Очищение нашего сознания от грязных, нечистых, инородных содержаний.   2. Очищение нашего сознания от помех спокойной и радостной жизни.   3. Очищение нашего сознания от лишнего, чужеродного, привнесенного в наше сознание извне, помимо нашей воли.      
Очищение Возвращение себя или возвращение утерянного Рая.    
Сознание 1. Духовная среда, заполняющая окружающее человека пространство и способная создавать и хранить образы.   2. Тонкоматериальная среда, находящаяся внутри и вне тела человека, из которой создаются и в которой хранятся мои образы.   3. Психическая среда, хранящая все те образы, которые мы создаём и накапливаем за жизнь.    

Список литературы

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. – М.: Цитадель, 1998.

Кавелин К.Д. Задачи психологии. - СПб.:1872.

Кавелин К.Д. Взгдяд на юридический быт древней России //Собрание сочинений К.Д. Кавелина – Т.1. - СПб.:1897.

Шевцов А.А. Сила. Изд. «Роща», Иваново, 2016.

Шевцов А.А. Введение в общую культурно-историческую психологию. СПб.: 2000.


Шевцов А.А. Общая культурно-историческая психология. СПб.: 2007.

Шевцов А.А. Введение в прикладную культурно-историческую психологию. СПб.: 2007.

Шевцов А.А. Прикладная культурно-историческая психология. Иваново: Издательское товарищество «Роща Академии», 2012.

Шевцов. А.А. Очищение. В 3 томах Т. 2 Душа.- СПб.: 2005.


Шевцов. А.А. Очищение. В 3 томах Т. 3 Русская народная психология – СПб.:2006.

Страшные тайны русских колыбельных. Русская Семерка: russian7.ru

Полезное Образование: https://vk.com/poleznoe_obrazovanie

Полное собрание русских сказок: sobranieskazok.ru

Содержание

Титульный лист…………………………………………………………………... Пояснительная записка………………………………………………………… Содержательная часть…………………………………………………………. Словарь основных понятий……………………………………………………. Список литературы……………………………………………………………… Рецензии…………………………………………………………………………... Содержание………………………………………………………………………. 2 - 4  

Наши рекомендации