Изготовления тряпичных кукол
Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно-образовательных задач.
· Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
· Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
· Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.
· Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.
· Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.
· Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол.
· Дать знания по использованию инструкционно-технологических карт при работе по изготовлению кукол.
· Формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности.
· Прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.
Дети должны знать общие сведения о народных ремеслах, обрядах и традициях, историю народной тряпичной куклы; грамотно подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение; освоить технологию изготовления народной куклы.
тряпикла дети воспитательный
Русская культура сильна своими традициями, и сегодня не утратилась духовная ценность традиционной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость.
Основополагающими принципами приобщения детей к народным тряпичным куклам являются:
· постановка точной цели, опора на четкое представление и знание того, что необходимо, можно и нужно развивать средствами народного искусства в целом и на занятиях по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой в частности. Необходимо ответить на вопрос, для чего нужно ребенку овладевать художественно-практическими навыками, какие психические процессы и личностные качества дает возможность развивать в человеке работа по изготовлению лоскутной куклы;
· поставленные цели и задачи должны коррегироваться особенностями конкретного возраста, уровнем общего психического развития детей, индивидуальными различиями в природных задатках и уровне созревания разных структур. Дети приходят с разным уровнем развития, сам темп обучения очень индивидуален и избирателен. Данный принцип должен учитываться при отборе художественного материала, текстов, иллюстраций, содержания, форм и методов, которые на данном этапе развития ребенка будут наиболее эффективными и приведут к желаемому результату;
· поэтапное формирование художественно-творческих способностей (Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин);
· развитие предполагает активное включение в него самого ребенка. Процесс этот происходит изнутри, а внешняя среда создает для этого либо благоприятные условия, либо тормозит его;
· обязательный внешний, фиксируемый контроль за развитием тех качеств, которые поставлены как цель деятельности;
· принцип учета реальных возможностей при обеспечении материальными и информационными ресурсами;
· принцип ориентации на потребности общества и личности ребенка;
· единство восприятия и созидания в процессе интеграции различных видов художественной деятельности;
· постоянство связи с жизнью через привлечение в беседах о народном декоративно-прикладном искусстве эмоционального и визуального опыта детей, их воспоминаний, переживаний, жизненных наблюдений. Данные принципы универсальны для реализации в различных творческих объединениях детей.
Основные методы обучения детей изготовлению традиционных тряпичных кукол
· Комплексный подход к выбору методов — необходимое условие оптимизации процесса приобщения к народным тряпичным куклам. Для последовательной реализации педагогических задач на занятиях целесообразно использовать следующие методы обучения.
· Методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности
· Создание ситуации успеха: подбор для занятия ряда заданий нарастающей сложности, дифференцированная помощь детям в выполнении учебных заданий одной и той же сложности (карточки-консультации, технологические карты).
· Поощрение: похвала ребенка, положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребенком направления деятельности или способа выполнения задания.
· Использование игр и игровых форм организации: игровые ситуации, игровые «оболочки», дидактические игры и др. Создание на занятиях игровой, сказочной атмосферы посредством разыгрывания небольших сюжетных сцен с помощью изготовленных детьми кукол позволит раскрепостить замкнутых, малообщительных детей. «Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции. На образном уровне он «держит себя в руках», учится адекватно выражать свои чувства. Кукла является хорошим средством самовыражения для чрезмерно застенчивых детей. Эмоционально откликаясь на задания, дети полностью включаются в работу. Эмоциональная возбудимость ребенка — основной источник яркой выразительности его творчества. Где эмоциональность, переживание, там и выразительность.
Таким образом, создание игровой ситуации позволяет решать практические художественно-творческие проблемы. Создание ярких наглядно-образных представлений через восприятие искусства, природы, музыки, художественной литературы и т. д. с целью вызвать чувство удивления, восхищения и желание изготовить тряпичную куклу.
Методы развития познавательного интереса:
· Создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки и т.д.
· Создание творческой ситуации. В зависимости от возраста следует организовывать предварительно-подготовительную работу. В разных вариациях она может включать в себя знакомство с литературой по народному творчеству и народному костюму в библиотеке, сообщения ребят по итогам творческого поиска, подбор иллюстраций, выполнение эскизов в качестве домашнего задания.
· Иногда можно планировать в предварительную работу задания с наглядным материалом: зарисовки и репродукции подлинных тряпичных кукол, репродукции работ художников, использовавших народный и светский костюм, альбомы по истории костюма, работы мастеров, работы профессиональных художников-игрушечников, лучшие работы детей.
Создание креативного поля: свободный выбор темы, задания, содержания, альтернативного решения.
Волевые методы: предъявление учебных требований – информирование об обязательных условиях деятельности, поведения; формирование ответственного отношения к работе; оперативный контроль; с целью выявления затруднений у детей и пр.
Социальные методы: постановка системы перспектив; участие в конкурсе, «Подарок для...», «Подготовка к празднику»; организация выставок. Развивающая кооперация (совместное проектирование, поиск оптимальных способов решения задания): создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы.
На занятиях по изготовлению кукол развивается воображение детей. Одним из путей является создание ситуаций уподобления. Например, при работе над куклами-оберегами предложите детям представить быт людей того времени, их представления о жизни, отказавшись от инструментов, попытаться выполнить куклу так, как это делали в старину. Обратите внимание детей на то, что народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей, рецептов: все их параметры определялись величиной ладони, пальцев, горсти, руки –до локтя, до плеча. Следует сосредоточить внимание ребят на точности движений рук, аккуратности и тщательности при выполнении работы.
Необходимо включать задания, связанные с формотворчеством, когда дети перерабатывают реальную форму в декоративную. Создание куклы требует определенной меры условности. Детей надо научить анализировать формы человеческого тела и сопоставлять их с пластическими возможностями имеющихся материалов, выстраивать (в воображении и практически) возможные варианты их использования, добиваться получения желаемого результата разными способами.
Немаловажным моментом в развитии творческой активности и воображения является подготовка художественных материалов. Детей надо не только научить навыкам работы с различными художественными материалами, дать знания их свойств, но и предоставить возможность самостоятельно выбрать матерная для решения того или иного художественного образа.
Ребенок наблюдает, накапливает запасы образов и сведений, пытается размышлять, систематизировать свои знания, творчески их перерабатывать. Но наряду с этим он воспринимает опыт, накопленный теми, с кем он общается, а через них — всеобщий исторический опыт человечества. Ребенок подражает, и роль подражания во всей его жизни, деятельности, творчестве чрезвычайно велика.
Не следует противопоставлять воспроизводящую, чисто исполнительскую деятельность детей и творческую. Воспроизводящие и творческие работы органически связаны между собой. Как в воспроизводящих действиях содержатся элементы творчества, так и творческие действия непременно включают воспроизведение ранее усвоенных знаний и умений. При этом уровень и объем творческих элементов в деятельности детей повышается по мере накопления их опыта.
Детское творчество заключается не столько в создании новых способов решения образовательных задач, сколько в своеобразном комбинировании уже освоенных, известных им приемов и способов действия. Дети, как правило, ничего объективно нового не открывают и не изобретают. Познавая новое, они делают открытия для себя, и очень важно, чтобы эти открытия они делали осознанно и самостоятельно.
Руководя обучением, следует привлекать детей к решению творческих задач разного типа: повтор показанных педагогом способов выполнения, вариации, импровизация.
При повторе главная задача состоит в том, чтобы повторить традиционные приемы выполнения куклы. Необходимо отметить, что в результате выполнении одного и того же задания все куклы получаются разными: на характер кукол накладывает отпечаток индивидуальность учащегося.
В вариативных заданиях дети имеют большую свободу в выборе материалов при изготовлении и декорировании костюмов для своей игрушки.
Наиболее сложная задача – это импровизация с целью создания образа куклы, декоративного решения ее костюма. Ритм орнаментов, цвет, фактура материалов разнообразна. Они могут исполняться как по мотивам народного творчества, так и на основе более опосредованной, отдаленной ассоциации, выходя за пределы традиций. Импровизации используются на этапе, когда дети овладели традиционными способами изготовления куклы и готовы создавать собственные оригинальные изделия.
Система художественно-творческих задач построена с таким расчетом, чтобы обеспечить их решение последовательно в процессе освоения программы.
Заключение
Искусство традиционной народной куклы как любая из традиций, нуждается в бережном отношении, сохранении и дальнейшем развитии.
Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти ее значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения. Кукла рождалась в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестер, сверстников. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды.
Коллективным было и искусство. Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима и выражалась буквально во всем: в поступках, в поведении, в вещах, в труде, в творчестве. Потребность эта четко выражалась и в кукле. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым – далеким и все равно близким. Потешная копилка народной памяти – в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы.
Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой.