Попробуйте придумать подобный «совет наоборот», связанный с употреблением в речи известных вам этикетных слов.
Задание 5.Как вы думаете, почему в русском языке много сложных слов с первой частью добро-?Запишите такие слова, объясните их лексическое значение.
С помощью каких прилагательных можно описать ту атмосферу, которая должна сопровождать речевое общение людей?
Задание 6. Внимательно прочитайте текст. Объясните его название. Назовите разные ситуации установления и поддержания контакта. Перечислите слова, с помощью которых устанавливается этот контакт в разных ситуациях.
РЕЧЕВЫЕ ПРАВИЛА ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ
Общаясь друг с другом, люди передают ту или иную информацию, тот или иной смысл, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако, прежде чем перейти к обмену информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны.
Заметным становится как раз нарушение неписаных правил: продавец обратился к покупателю на ты, знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок… Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта – ведь без этого деловые отношения невозможны.
Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом – сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы, совета и многое другое. Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения. Богатый набор языковых средств дает возможность выбрать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата ты или вы форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора.
(Н. Формановская)
Задание 7. Прочитав данный текст, установите, правильно ли вы объясняете значение словосочетания речевая ситуация.
ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ
Речевая ситуация складывается из элементов кто – кому – о чем – где – когда – почему – зачем и др. В самом деле, чтобы возникла речь, должен появиться «кто» – говорящий. Он говорит «кому» – рассчитывая на адресата. Должна быть и тема беседы – «о чем». Речевой акт происходит в пространстве и времени – «где», «когда». Наконец, должен быть мотив речевого действия – «почему» и цель – «зачем». Ясно, что все это совершается при помощи определенного кода – в нашем случае естественного языка. Всякое речевое взаимодействие обусловлено и организовано как минимум этими элементами – внешними условиями общения и внутренними реакциями общающихся, комплекс которых в конечном счете выражается в той или иной фразе.
Непосредственное речевое общение происходит при соприсутствии говорящего («я») и его собеседника («ты»), при этом «здесь» и «сейчас». Компоненты речевой ситуации я – ты – здесь – сейчас становятся как бы координатами, от которых отсчитываются грамматические категории высказывания. Так, в сказанной одним из собеседников другому фразе: Ольга потеряла ключ или Завтра будет хорошая погода – есть лишь отсчет от «я» – «ты» к некоему третьему лицу «она» (Ольга, погода), к предшествующему и последующему времени от точки «сейчас» (потеряла, будет). Фраза же: я говорю тебе – несет в себе указатели собеседников «я» – «ты» и моменты общения «сейчас» в точке их встречи, контакт а– «здесь».
Именно такие, как в последнем примере, характеристики свойственны формулам речевого этикета. «Приветствую вас!» – это значит: я сейчас в месте нашей встречи вам посылаю сигнал доброжелательства в начальный момент контакта; «Благодарю вас!» – это значит: я здесь и сейчас посылаю вам знак доброжелательства за услугу; «Извините меня!» – я здесь и сейчас признаю свою ошибку и прошу вас снять мою вину. Одни выражения открыто содержат в своей структуре грамматические формы первого и второго лица настоящего времени глагола, другие выражения лишь скрыто их предполагают. Но коль скоро можно сказать и благодарю вас, и синонимичное спасибо в том же случае, то и в формуле спасибо мы с полным основанием находим все те же отраженные элементы ситуации я – ты – здесь – сейчас, но уже скрытые, невыраженные.
(Н. Формановская)
Задание 8. Расскажите, что обозначает данная схема.
Задание 9. Прочитайте высказывание русского писателя. Согласны ли вы с этой мыслью? Обоснуйте свою точку зрения.
«Здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо», «извините» – внедрение в обиход этих четырех слов я считаю важнее собирания макулатуры, и было бы совсем не плохо, если бы коллективными усилиями было создано нечто вроде кодекса бытовой социальной гигиены.
(А. Крон)
Задание 10. Напишите, как вы приветствуете своих родных, друзей, преподавателей, соседей, директора. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, соученики, соседи, учителя, знакомые.
Задание 11.Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсуждении выполненного задания обратите внимание на поведение его участников, их мимику, жесты, интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил.
а) Вы - студент-первокурсник. Вам необходимо обратиться с просьбой к ректору, преподавателю, одному из родителей, одногруппнику.
б) Вы - провизор. К вам пришел: ваш однокурсник, незнакомый юноша (девушка), пожилая женщина, директор фирмы-поставщика вашей аптечной сети.
в) Вы – врач-терапевт. Вам необходимо срочно покинуть кабинет на полтора часа. Вы должны об этом предупредить: медсестру, пациентов в очереди, заведующего отделением.
г) Вы - работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить:
— ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике;
— ученого из университета выступить в колледже с лекцией;
— руководителя фирмы помочь благоустроить спортивную площадку.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ЗАНЯТИЙ № 14-15
Тема: Речевой этикет
1. Продолжительность изучения темы - 3 акад. часа.
1. Цели практического занятия:
1)Учебная:
-закрепить новые теоретические знания по теме;
- сформировать практические умения по целесообразному применению формул речевого этикета в определенной коммуникативной ситуации;
- способствовать формированию общей речевой культуры студентов.
Конкретные задачи:
Студент должен знать:
- понятие речевого этикета и иметь представление об истории его развития,
- основополагающие принципы речевого этикета,
- назначение речевого этикета,
- формулы речевого этикета применительно к конкретной ситуации общения,
- специфику русского речевого этикета,
- формулы обращений в соотношении с социально-возрастной принадлежностью адресата (собеседника).
Студент должен уметь:
- целесообразно применять формулы речевого этикета в той или иной коммуникативной ситуации;
- вербально проявлять свою вежливость и воспитанность.
2) Развивающая:
- совершенствовать навыки мыслительной деятельности: способностей сопоставлять, анализировать и синтезировать информацию (на данном учебном материале);
- развивать познавательный интерес к родному языку.
3) Воспитательная:
- формировать навыки грамотного, коммуникативно, этически и эстетически развитого специалиста;
- развивать интерес к научной деятельности в профессиональной области.
Мотивация: Речевой этикет необходим в повседневной жизни, поскольку он способствует гармонизации и оптимизации процесса общения; является показателем воспитанности человека, его тактичности, вежливости и толерантности. В медицинском дискурсе роль речевого этикета невозможно переоценить: психологический настрой пациента на благоприятный исход лечения во многом зависит от речевой культуры врача, его коммуникативных и нравственных качеств, что проявляется в целесообразном применении средств речевого этикета.
2.
|
Межпредметные связи
| |||
|
3. Этапы занятия и контроль их усвоения:
№ п\п | Этапы занятия | Формы и методы проведения каждого этапа (описание деятельности студента) | Формы кон-троля усвое-ния, уровни усвоения | Примерное время |
1. | Вводная часть · Организационный момент · Мотивация · Цели занятия | Готовность преподавателя и студентов к занятию. Создание эмоционального и делового настроя. | 5 мин. | |
2. | Основная часть занятия · Контроль исходного уровня знаний · Формирование новых знаний, умений и навы-ков, применение их на практике | 1.Самостоятельная работа 2.Коллективная, групповая и индивидуальная работа (репродуктивные и частич-но-поисковые методы работы) | Устный опрос Текущий контроль | 25 мин. 70-80 мин. |
3. | Заключительная часть · Заключительный контроль · Подведение итогов · Домашнее задание | 1.Рефлексия: обсуждение полученных в процессе занятия знаний и умений. 2.Оценка работы каждого студента. 3.Информация преподавателя о следующем занятии. | Тестовый контроль | 15 мин. 5 мин. 5 мин. |
- Представление содержания учебного материала
1. Объяснение теоретического материала занятия, включающее следующие аспекты:
- понятие речевого этикета;
- история развития речевого этикета;
- национальная специфика речевого этикета;
- функции речевого этикета;
- формулы русского речевого этикета в контексте определенных коммуникативных ситуаций;
- история формул русского обращения;
- функции обращения;
- правила применения обращений в зависимости от социально-возрастной принадлежности адресата (собеседника).
2. Формирование практических навыков и умений: выполнение упражнений для самоконтроля (с. 352-360) и дополнительных обучающих заданий на выбор преподавателя.
3. Текущий контроль: доклады студентов по теме «Национальная специфика речевого этикета» (на примере любой страны на выбор студента), самопроверка и анализ результатов.
- Рекомендуемая литература:
а) Основная литература
Орлова Е.В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов: Феникс. – Москва, 2011.
б) Дополнительная литература
1. Акишина А.А., Формановский Н.И Русский речевой этикет . - М., 1978.2. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – Москва, 1983.
3. Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 1998.
4. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 – 1994.
5. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет // Русский язык в школе. № 5 – 1993.
Приложение 1
Дидактические материалы и дополнительные обучающие задания
к занятию № 15
Задание 1.Напишите, как вы считаете, есть ли зависимость между характером человека, его воспитанием, положением в обществе, настроением и теми формулами приветствий, которые он использует? Аргументируйте свой ответ.
Задание 2. Скажите, влияют ли особенности ситуации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируйте ответ примерами.
Задание 3. Познакомьтесь с приветствиями и скажите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?
— Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгеньевич!
— Здравствуй, Толик!
— Здрасьте!
— Здорово!
— Добрый день!
— Привет.
— Приветик.
— Приветствую вас!
— Рад вас приветствовать!
— Разрешите приветствовать вас.
— Разрешите поприветствовать вас.
— Какая радость!
— Какая встреча!
— Ну и встреча!
— Кого я вижу!
— Ба! Кого я вижу!
— Какая неожиданность!
— Ты ли это?!
Задание 4. Напишите двадцать обращений, которые указывают на степень родства или возраст, пол и одновременно являются эмоционально окрашенными. Например: тетечка, мальчугашка.
Задание 5. Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие из них используются в официальной, какие в неофициальной речи; какую функцию выполняет каждый из вариантов.
Задание 6. Напишите известные вам клички людей. Как они образованы и какую функцию выполняют, выступая в роли обращения?
Задание 7. Из любого художественного произведения современного автора выпишите все обращения и проанализируйте, как они характеризуют того, кто обращается, и того, к кому обращаются.