Методика осуществления учебного проекта.
Этапы работы методом проектов.
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1. Погружение в проект;
2. Организация деятельности;
3. Осуществление деятельности;
4. Презентация результатов.
Что делает каждый ученик проектной работы на разных этапах, очень кратко можно пояснить с помощью следующей таблицы.
Таблица 6
Учитель | Учащиеся |
Первый этап - погружения в проект. | |
Формулирует: | Осуществляют: |
1) проблему проекта | 1) личностное присвоение проблемы |
2) сюжетную ситуацию | 2)вживание в ситуацию |
3) цель и задачи | 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач |
Второй этап – организация деятельности. | |
Организует деятельность – предлагает: | Осуществляют: |
4) организовывать группы; | 4) разбивку на группы; |
5) распределить амплуа в группах; | 5) распределение ролей в группе; |
6) спланировать деятельность по решению задач проекта; | 6) планирование работы; |
7) возможные формы презентации результатов; | 7)выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. |
Третий этап – осуществление деятельности. | |
Не участвует, но: | Работают активно и самостоятельно: |
8) консультирует учащихся по необходимости; | 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; |
9) ненавязчиво контролирует; | 9) консультируются по необходимости; |
10) даёт новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; | 10) «добывают» недостающие знания; |
11) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. | 11) подготавливают презентацию результатов. |
Четвёртый этап - презентация | |
Принимает отчёт: | Демонстрируют: |
12) обобщает и резюмирует полученные результаты; | 12) понимание проблемы, цели и задач; |
13) подводит итоги обучения; | 13) умение планировать и осуществлять работу. |
14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и др. | 14) найденный способ решения проблемы. |
15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | 15) рефлексию деятельности и результата. |
16) дают взаимооценку деятельности и её результативности. |
Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над 1-2 проектами, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте.
Тем не менее, каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
Й этап
Учитель Ученик
>
Й и 3-й этапы
Учитель Ученик
Последний этап
Учитель Ученик
Как видим роль учителя, несомненно, велика в первом и последнем этапе. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект,- зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлениям. При обучении элементам проектирования (специфическим умениям), в рамках ли работы над проектом или вне проектной деятельности, степень включённости педагога в деятельность детей может быть разной в зависимости от степени сформированности этих умений.
Проектом в физкультуре может быть подготовка к соревнованиям. Спортивной командой организуется (разрабатывается план тренировочных занятий) и осуществляется подготовка. После выступления в соревнованиях осуществляется презентация, в которой отмечается весь ход проекта: что делали, как делали, что получилось. Проектом может быть улучшение своего физического состояния, коррекция фигуры, улучшение нормативного результата учениками. Проекты могут быть групповые (от двух человек до целого класса) или индивидуальные.
Примеры проведения уроков
Учебный проект
Приведём пример проекта, выполненного студентом второго курса факультета физической культуры Н.И. А предыстория его такова. Студент хорошо физически развит, нормативы сдаёт легко, но не выполняет другие требования, которые входят в критерии получения зачёта.
Проблема: противоречие между необходимостью получения зачёта и невыполнением требований учебного плана.
Цель: увеличить свой результат в течение одного месяца на 10 см в прыжках в длину с разбега (с 5м 10см до 5м 20см).
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повысить уровень ОФП и специальных физических качеств прыгуна.
2. Развить основные физические качества: силу, быстроту, прыгучесть, ловкость и другие.
3. Совершенствовать технику прыжка в длину с разбега.
Таблица 7
Реализация работы над проектом
День недели | Работа | Для чего? |
Понедельник | 1. Разминка: бег 10 минут, ОРУ, ОБУ 2. Круговая тренировка 4 круга: -прыжки в длину из положения полного приседа 3 х 30 м; -отжимания 30 раз; -подтягивания 8 раз; -упражнения на пресс; -прыжки в шаге 2х50м; -приседания со штангой 40кг – 15 раз; -бег в среднем темпе 500м. 3. Заминка, растяжка. | На мой взгляд, эта тренировка позволит мне улучшить ОФП, развивать те мышцы, которые необходимы для прыгуна в длину. Эта тренировка соответствует задачам №№ 1,2. |
Среда | Скоростная тренировка. 1. Разминка, ОРУ, СБУ. 2. Ускорения: 10х200; 5х100; 5х30м. 3. Заминка, прыжки в длину. | Эта тренировка необходима для развития быстроты, силы, выносливости, что необходимо для динамичного разбега. |
Пятница | Техническая тренировка. 1. Разминка, ОРУ, СБУ. 2. Подводящие упражнения. 3. Прыжки в длину. | Эта тренировка соответствует задаче № 3. |
Результаты:
После 1 недели: 1. 4,98м; 2. 4,95м; 3. 5,08; 4. 5,05.
После 2 недели: 1. 5,02; 2. 5,10; 3. 5,10; 4. 5,05
После 3 недели: 1. 5,08; 2. 5,09; 3. 5,14; 3. 5,07.
После 4 недели: 1. 5,09; 2. 5,14; 3. 5,18; 4. 5,17.
После 2-ой недели я только достиг того уровня, который у меня был.
После 3-ей недели мой прирост составил 4 см.
После 4-ой недели прирост составил 8см.
Вывод: я не достиг своей цели на 2см. Этому есть ряд причин.
1. Отсутствие соревнований (конкуренции).
2. Нужно было увеличить срок исследований.
3. Отсутствие хорошо подготовленной прыжковой ямы.
В данном случае проблема оказалась значимой для студента (сбивать чёрным сапогом с травы прозрачную траву, идя в караул, хоть и романтично, но эту романтику приятнее ощущать, слушая песню, будучи в статусе студента). Цель была поставлена преподавателем, остальное – дело студента. Презентация – это предоставление продукта (прыжок на результат) и результата: план тренировок, его выполнение и рефлексия (она представлена в выводах).
Если мы решим задачи, поставленные в начальной и основной школе, то организовать работу проектным методом не составит труда.
Эксперимент
Чтобы научить учеников проводить исследования, необходимо уметь это делать самому учителю. К сожалению, до 2000 года на этот компонент педагогической деятельности в профессиональной подготовке учителя не уделяли особого внимания, поэтому учителя среднего и старшего возраста (которых сейчас большинство в школах) имеют о нём смутное представление. Попытаемся в популярной форме этот недостаток устранить.
Для примера возьмём ситуацию, возникшую после проведения открытого урока по лёгкой атлетике преподавателем факультета физкультуры. Он был подвергнут критике со стороны коллег за то, что применял в подготовительной части занятия силовые упражнения. Преподаватель не согласился и для доказательства своей правоты он провёл эксперимент.