Культуры и культурное разнообразие

Слово «культура» часто используется в организационном поведении в связи с понятием корпоративной культуры, растущим интересом к разнообразию рабочей силы и значительными различиями между людьми в мире. Специалисты склонны согласиться с тем, что культура представляет собой приобретенный общепринятый для всех способ действовать в каком-то конкретном обществе. Однако программирование культуры принимает множество различных форм. Конечно, мы не рождаемся, обладая культурой; мы рождаемся в обществе, которое прививает нам культуру. И являясь общей для людей, она помогает определить границы между различными группами и влияет на то, как их члены относятся друг к другу.

Культура— это приобретенный общий способ мыслить и действовать группы людей или общества в целом.

Видимые параметры культуры.К видимым параметрам культуры относятся те, которые сильнее всего бросаются в глаза людям, путешествующим за границей, например: язык, временная ориентация, использование пространства и религия.

Язык.Возможно, самым заметным аспектом культуры и, конечно, тем, что прежде всего замечает путешественник, является язык. В мире насчитываются тысячи языков. На некоторых, например мальтийском, говорит лишь горстка людей, тогда как на других, например английском, испанском и китайском, — миллионы. В некоторых странах, например во Франции и Малайзии, существует один официальный язык; в других, таких как Канада, Швейцария и Индия, существует несколько официальных языков, а в некоторых странах, например в США, вообще нет официального языка.

Центральное место языка в культуре отражено гипотезой Уорфа, согласно которой язык является главной детерминантой нашего мышления. Словарный состав и структура языка представляют собой зеркало истории общества, демонстрируя, как именно его члены относятся к окружающей среде. В арабском языке, например, существует множество различных слов для обозначения верблюда, частей его тела и упряжи. И естественно, не вызывает удивления то, что английский язык оказывается очень скудным в смысле описания этих животных. Тот факт, что множество людей говорят на одном и том же языке, например английском, отнюдь не означает, что все они принадлежат к одной и той же культуре. Некоторые одинаковые слова обладают разным значением в различных культурах и отдельных регионах.

Антрополог Эдвард Т. Холл выявил различия в том, как разные культуры используют язык. Носители низкоконтекстуальных культур недвусмысленно используют слова в устной и письменной речи. В этих культурах (например, в Австралии, Канаде и США) сообщение передается в основном с помощью использованных слов, а не посредством контекста, в котором они были употреблены. Напротив, люди, принадлежащие к высококонтекстуальным культурам, используют слова, которые передают лишь часть сообщения. Остальное подразумевается или интерпретируется на основании контекста, который включает в себя язык тел, физическую обстановку и прошлые взаимоотношения, — все это дополняет смысл сказанного. По мнению Э. Т. Холла, многие азиатские и ближневосточные культуры относятся к высококонтекстуальным, тогда как большинство западных культур являются низкоконтекстуальными.

В низкоконтекстуальных культурахсообщения выражаются главным образом посредством слов устной и письменной речи.

В высококонтекстуальных культурахслова передают лишь часть сообщения; об остальном необходимо догадываться исходя из языка тела и дополнительных контекстуальных ключей.

В полихронной культуре (polychronic culture)люди склонны делать несколько дел за единицу времени.

Временная ориентация.Э. Т. Холл для классификации культур использует также временную ориентацию. Люди, принадлежащие к полихронным культурам, придерживаются взгляда на время, как на «кольцо». Это означает, что время, имея цикличный характер и продвигаясь по кругу, предполагает «повторение». Согласно такой точке зрения, время не оказывает давления и не вынуждает немедленно совершить то или иное действие или поступок.

Носители полихронных культур стараются делать упор на настоящем моменте, часто производя несколько действий одновременно. Так, у важных лиц делового мира или правительства средиземноморских стран рядом с офисом может находиться большая приемная. Посетители, ожидая приема хозяина офиса, могут в то же время решать деловые вопросы и с другими находящимися здесь людьми.

Люди, принадлежащие к монохронным культурам, склонны рассматривать время как прямую линию. Исходя из такого линейного взгляда прошлое уходит навсегда; настоящее быстротечно; а перед нами только будущее. В монохронных культурах, точно измеряя время, создают давление, побуждающее к действию. Люди следуют расписаниям и предварительной записи, говорят об «экономии» и «трате» времени. Долгосрочные цели приобретают важность, а планирование представляет собой способ взять под контроль будущее. В отличие от описанного нами средиземноморского чиновника британский менеджер обычно предусмотрит в своем ежедневнике каждому деловому посетителю определенное количество времени, в течение которого ему полностью будет уделяться все внимание. Следующего посетителя (опять-таки согласно ежедневному расписанию) примут только после того, как уйдет первый.

Использование пространства.Проксемика, наука о том, как люди используют пространство, выявляет важные культурные различия. Можно представить себе личное пространство в виде пузыря, окружающего нас, и его предпочтительные размеры варьируют в различных культурах.

Когда окружающие внедряются в наше личное пространство или излишне приближаются к нему, мы начинаем испытывать дискомфорт. С другой стороны, если люди находятся на слишком большом расстоянии от нас, это затрудняет коммуникацию. Кросс-культурное непонимание вследствие различного отношения к личному пространству встречается достаточно часто.

В некоторых культурах, особенно полихронных, личное пространство организовано таким образом, чтобы можно было заниматься несколькими делами одновременно. Испанские и итальянские города располагаются вокруг центральных площадей, тогда как в американских городах имеется обычно традиционная «Главная улица», вытянутая в линию. Эти культурные влияния отражаются на планировке рабочего пространства. Американцам, явно предпочитающим индивидуальные офисы, может быть трудно приспособиться к японским рабочим, которые предпочитают «открытый пол».

Религия.Религия также является важным элементом культуры и может быть одним из самых заметных ее проявлений. Религия часто предписывает определенные ритуалы, праздничные дни, пищу, которую можно есть. Основы этических и моральных кодексов поведения часто коренятся в религиозных верованиях. Религия может оказывать существенное воздействие на экономические вопросы. На Ближнем Востоке существуют «исламские» беспроцентные банки, деятельность которых осуществляется согласно принципам, постулированным в Коране. В Малайзии деловые обеды начинаются после восьми вечера, чтобы гости-мусульмане могли сначала совершить вечернюю молитву.

Ценности и национальные культуры.Культуры различаются по глубинным основаниям ценностей и установок. То, что люди думают об успехе, процветании и материальных достижениях, риске и изменениях, может повлиять на их отношение к работе и их взаимоотношения с организациями. Схема, разработанная Г. Хофстедом, предлагает подход, позволяющий понять, каким образом различия ценностей в разных национальных культурах влияют на поведение человека на работе. В этой схеме содержится пять параметров национальной культуры, которые можно описать следующим образом:

1. Дистанция власти— готовность культуры принять различия в статусе и власти между ее носителями. Она отражает степень уважения к иерархии и рангам в организации. Считается, что культура Индонезии отличается большой дистанцией власти, тогда как Швеция имеет культуру с относительно низкой дистанцией власти.

2. Избегание неопределенности— это склонность культуры к дискомфорту, связанному с риском и двусмысленностью. Оно отражает то, насколько люди предпочитают структурированные ситуации в организации. Культура Франция считается сильно избегающей неопределенности, тогда как Гонконгу присуща культура, не избегающая неопределенности.

3. Индивидуализм-коллективизм— это тенденция культуры делать акцент либо на индивидуальных, либо на групповых интересах. Она отражает то, насколько люди предпочитают трудиться индивидуально или совместно в группах. Соединенным Штатам присуща крайне индивидуалистическая культура, тогда как Мексике — более коллективистская.

4. Маскулинность-феминность— это тенденция культуры ценить стереотипные мужские или женские признаки. Она отражает то, насколько организация делает упор на конкуренции и напористости, или на чувствительности к межличностным о Культуры и культурное разнообразие - student2.ru тношениям и озабоченности отношениями. Культура Японии считается очень мужской, тогда как культуре Таиланда присущ более женский характер.

5. Долгосрочная или краткосрочная ориентация— это тенденция культуры делать акцент на ценностях, связанных с будущим, например экономности и настойчивости, или на ценностях, сфокусированных вокруг настоящего. Она отражает то, насколько люди и организации принимают долгосрочные или краткосрочные перспективы деятельности. Южная Корея отличается долгосрочной ориентацией, а Соединенные Штаты — более краткосрочной.

Первые четыре параметра Г. Хофстеда удалось идентифицировать в результате исследований многих тысяч работников мультинациональной корпорации, осуществляющей свою деятельность в более чем 40 странах. Пятый параметр — долгосрочной или краткосрочной ориентации — был добавлен после исследования с использованием опросника, проведенного специалистом в области кросс-культурной психологии М. Бондом и его коллегами. Их исследование позволило выдвинуть предположение о культурной важности конфуцианского динамизма с его упором на настойчивость, упорядочение отношений, бережливость, чувство стыда, личную стойкость, равновесие, заботу о «сохранении лица» и уважение традиций.

Используя схему Г. Хофстеда, полезно помнить, что все пять параметров связаны друг с другом и не являются независимыми. Национальные культуры легче всего понять в терминах кластерных карт, на которых сочетаются множественные параметры. Так, на рис. 8.1 показан пример разделения стран на группы на основании индивидуализма-коллективизма и дистанции власти. Заметьте, что большая дистанция власти и коллективизм часто встречаются вместе, равно как и маленькая дистанция власти и индивидуализм. Если, исходя из высокой степени индивидуализма, мы можем ожидать, что командная работа в Индонезии достигается путем консенсуса, то большая дистанция власти может привести к тому, что на консенсус сильно повлияет желание быть формальным лидером. В случае аналогичной рабочей команды, функционирующей в Великобритании или Америке, которые характеризуются большей степенью индивидуализма и меньшей дистанцией власти, принятие решений может сопровождаться более открытыми спорами, в том числе и выражением несогласия с высказанными предпочтениями руководителя.

Коллективизм Колумбия, Перу, Таиланд, Сингапур, Греция, Мексика, Турция, Япония, Индонезия
Индивидуализм Израиль, Финляндия, Германия, Ирландия, Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Соединенные Штаты Испания, ЮАР, Франция, Италия, Бельгия
  Малая дистанция власти Большая дистанция власти

Рис. 8.1. Пример кластеров стран, выделенных на основании таких параметров Хофстеда, как индивидуализм-коллективизм и дистанция власти

Глобальное организационное научение— это способность собирать во всем мире сведения, необходимые для долгосрочной адаптации организации.

Наши рекомендации