Социально-коммуникативное развитие
— нравственное воспитание,
— патриотическое воспитание,
— правовое воспитание,
— гендерное воспитание,
— коммуникативное развитие,
— трудовое воспитание,
— формирование основ безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
— ознакомление с окружающим социальным миром,
— ознакомление с окружающим природным миром,
— ознакомление с окружающим предметным миром,
— формирование элементарных математических представлений,
— экспериментирование и исследовательская деятельность,
— сенсорное развитие.
Задачи:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
— формирование звуковой культуры речи,
— формирование словаря,
— формирование грамматического строя речи,
— развитие связной речи,
— развитие речевого творчества,
— ознакомление с художественной литературой,
Задачи:
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие
— развитие восприятия произведений искусства и литературы,
— музыкальное развитие,
— рисование,
— лепка,
— конструирование,
— аппликация.
Задачи:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие
— охрана и укрепление здоровья,
— развитие физических качеств,
— формирование представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:
— приобретение опыта в двигательной деятельности детей;
— развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
— овладение подвижными играми с правилами;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Региональное содержание образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования в содержании программы дошкольной организации и рабочей программы педагога должна быть отражена региональная специфика и особенности.
При реализации задач регионального содержания необходимо:
— обеспечить взаимодополнение (интеграцию) образовательных областей;
— применять деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. дети должны сами выбрать ту деятельность, в которой они хотели бы отобразить свои представления;
— создавать развивающую среду, способствующую развитию личности ребенка на основе народной культуры.
Примерные задачи регионального характера по образовательным областям:
«Познавательное развитие»
Задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес к родному городу (поселку).
2. Развивать способности чувствовать красоту природы своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
3. Развивать представления детей об особенностях и культурных традициях жителей родного края.
Методы:
— Рассказывание сюжетных историй о жизни города (поселка), об архитектурных сооружениях.
— Стимулирование любознательности, самостоятельного поиска информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).
— Вовлечение в игры-путешествия по родному городу, проведение экскурсий.
— Побуждение к творчеству на содержании освоенного краеведческого материала.
«Речевое развитие»
Задачи:
1. Овладение речью как средством культуры.
2. Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики.
3. Ознакомление с региональным фольклорным творчеством.
Методы:
— Знакомство с произведениями национальных (местных) писателей, поэтов, с образцами национального (местного) фольклора.
— Формирование у детей опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе (селе), о достопримечательностях родного города (села).
— Творческое придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины.
— Использование народных игр со словами, инсценировок, игр-драматизаций регионального характера.
— Обследование игрушек и предметов народного быта.
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
1. Развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм).
2. Формировать умение отражать полученные знания, умения в разных видах художественно-творческой деятельности.
3. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Методы:
— Беседы в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине.
— Организация различных видов музыкальной деятельности на региональную тематику.
— Создание мини-музеев, организация выставок изделий народных промыслов и ремесел родного края.