Особенность греческой культуры и ее мировое значение
Греция играла роль посредника между различными культурами (крито-микенской, древнеегипетской, финикийской, вавилонской) и вследствие этого могла пользоваться к своей выгоде результатами чужеземных достижений. Греция явл-ся родиной демократических порядков и гражданских законов. Великий реформатор Солон добивался обязательного исполнения закона всеми гражданами, независимо от их имущественного, социального или любого другого положения, способствуя тем самым формированию единого правового поля. В античном мире нормой было столкновение противоположных точек зрения, а значит и ограничение личного мнения путем обращения к высшему арбитру – разуму. (Вспомним знаменитое изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».)
Характерные особенности греческой культуры:
· доминантой сознания грека – гражданина полиса является ощущение свободы;
· особое государственное устройство – полисная система;
· особенность греческого бытия – принцип состязательности, благородного соревнования;
· политеистический характер религии, где боги представали в антропоморфном виде;
· наличие в культуре аполлоновского и дионисийского начал (человек – это единство двух начал);
· в Элладе возникло понятие личности.
Древнюю Грецию называют колыбелью европейской цивилизации, т.к. многие идеи, определившие собой своеобразие европейской цивилизации, были рождены именно на почве Эллады (это касается и философских, и научных, и политических, и эстетических взглядов).
· Образцом внеакадемического философствования стала деятельность Сократа. Платоновская же Академия, как и Ликей Аристотеля, послужили образцами профессиональных исследований в области гуманитарного и естественно-научного знаний. Ликей, например, стал прообразом научного центра в основанной А.Македонским Александрии (Египет). Центр назывался Мусейон, там была огромная библиотека, лаборатория, обсерватория, зоопарк и ботанический сад (в свою очередь – это своего рода прообраз университета).
· Наука, возникшая в классический период античности, не возникла и не существовала ни в Египте, ни в Индии, ни в Китае в той именно форме знания, в какой она существовала в Древней Греции. Предшествовал этому процесс самопознания, т.е. поиск истины человека в самом себе (по высказыванию Протагора «Человек есть мера всех вещей»). Наука же – это поиск истины вне человека, в окружающем мире.
· Оценивая вклад греков в науку, следует отметить, что почти до сер. 20 в. основополагающей теорией геометрии была геометрия Евклида, в механике использовались открытия Архимеда, в математике Пифагора.
· Противоречивость мировоззрения древних греков послужила основой их представления о единстве различных начал: рационального (олицетворяемого Аполлоном) и иррационального (Дионис), получившего дальнейшую проработку в трудах философов и психологов.
· Первый синтез религий произошел в Древней Греции, здесь можно обнаружить влияние восточных религий. В период эллинизма греки переняли некоторые восточные культы, проводя аналогию между их и своими богами (например, Исида=Деметра). Это объясняется тем, что восточные религиозные культы носили мистический характер, что отвечало настроениям в греческом обществе эпохи эллинизма. Это совпадало с ростом интереса к отдельной личности.
· В эпоху расцвета классической культуры возникла история как рациональная, а не мифологизированная форма познания общества. В этом состояло основополагающее значение трудов «отца истории» Геродота и Фукидида.
· Греки были основоположниками полисной государственности. Благодаря своим небольшим масштабам полис, бывший, в общем-то, полноправным государством, интенсифицировал развитие античной культуры.
· Демократия – одна из основных черт классической древнегреческой культуры. Греческое гос-во не существовало «вне» и «над» гражданами, они сами в своей живой совокупности и были гос-вом со всеми культовыми, гражданскими и эстетическими установлениями.
· В эпоху эллинизма (после завоеваний Македонского) изменяются отношения между личностью и гос-вом, происходит синтез различных культур, распространяются идеи космополитизма и человеческой общности.
· В Древней Элладе в социальной жизни сформировался критерий подлинной ценности человека; сложились такие духовные ценности, как: гражданская свобода, гражданский долг, человечность, гармоничность развития личности, проблема соотношения личного и общественного.
Космополитизм (от греч. kosmopolítes — космополит, гражданин мира), идеология т. н. "мирового гражданства"; реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет.