Культура архаического периода
В этот период (8-6 вв. до н.э.) проходила Великая колонизация – освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. В рез-те греческий мир вышел из состояния изоляции, в кт оказался после крушения Крито-Микенской культуры. Греки сумели многому научиться у других народов. У лидийцев была заимствована чеканка монеты, у финикийцев – алфавитное письмо, кт греки усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. Зарождение греческой науки (астрономия, геометрия) проходило под влияние египтян и вавилонян. На греческое искусство оказали сильное влияние египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органически вошли в греческую культуру.
В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса - города-гос-ва, охватывающее сам город и прилегающую к нему территорию. Полисное устройство гос-ва воплощалось в участии граждан в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах гос. важности. Такое государственное устройство явл-ся прототипом демократии. (наиболее крупные полисы – Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы). В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-гос-в, но именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляется понятие «эллины», «Эллада», охватывающие греческий мир в целом.
Социальная практика, предполагавшая подчинение законам, избрание высших должностных лиц и суда присяжных, имела прямое влияние на состояние умов, порождая и укрепляя в сознании граждан доверие к своему разуму. Характер мировоззрения греческого общества складывался начиная с крито-микенского периода. Это становление продолжалось и в архаический период. Мировоззрение было ориентировано на пантеон богов Олимпа. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм (многобожие). Кроме общегреческих богов, в каждой области Греции существовали и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга. Греки считали своих богов бессмертными и всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде (похожими на людей). Власть олимпийских богов была не беспредельной. Сам Зевс подчинялся велению судьбы.
По представлению древних греков первоначально существовал Хаос, из кт выделилась земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов стали дети Геи и Урана – титаны, кт свергли отца. Один из титанов Кронос (время) воцарился над миром, но после ожесточенной борьбы был смещен своим младшим сыном – Зевсом. По преданию Зевс и окружающие его боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами. Победив титанов, Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера – владычицей неба.
Богом света и поэзии был Аполлон, кт обычно сопровождали 9 муз – покровительниц искусств и наук. Аполлон - сын Зевса и Богини Латоны, рожденный на острове Делос. Один из самых древних и почитаемых богов. С одной стороны, это бог-губитель, стреловержец, он насылает смерть, болезни, с другой - это бог солнца, света, покровитель пастухов, путников и мореходов, а так же бог врачеватель, бог муз. Свое прозвище Аполлон Мусагет он получил, после того как Гермес подарил ему лиру. Мусагет означает повелитель муз. Позже Аполлон становится покровителем искусства поэзии и музыки. В Москве на здании Большого театра на колеснице изображен именно Аполлон. Аполлон также предсказатель будущего. Известно его самое большое святилище в Дельфах, где жрица-пифия делала предсказания.
Музы — богини творческого вдохновения в поэзии, пении и других искусствах; спутницы Аполлона. Они — дочери Юпитера (Зевса) и нимфы Мнемозины (Памяти), которые провели на ложе девять ночей подряд. Согласно греческим мифам, они были произведены на свет, чтобы прославлять пением героические подвиги борьбы против доисторических титанов. Первоначально музы были нимфами, главенствовавшими над источниками, обладавшими силой давать вдохновение, такими, как Аганиппа и Иппокрена на горе Геликон и Кастальский ключ на горе Парнас. Последний в конце концов стал их обиталищем. Потому на картинах, изображающих муз, часто фигурируют фонтаны и источники. Со временем установилось их число - девять, и каждая получила свою сферу влияния среди наук и искусств:
Каллиопа, муза эпической поэзии; изображается с трубой, дощечкой (вощеной) и стилем (античные письменные инструменты). (Орфей - сын Аполлона и Каллиопы);
Эрато - муза любовной поэзии; изображалась с тамбурином, лирой, виолой или, реже, треугольником (один из ударных музыкальных инструментов);
Мельпомена - муза трагедии; изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке;
Терпсихора - муза танца и пения; изображалась увенчанной венком, с виолой, лирой или другим - непременно струнным - инструментом;
Полигимния - муза священных гимнов; частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты - орган-портатив, реже лютня или другой инструмент;
Клио - муза истории; изображалась увенчанной лавровым венком; с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков, или с книгой;
Талия - муза комедии и пасторальной поэзии; изображалась со свитком, небольшой виолой, реже с другими музыкальными инструментами; начиная с XVII века - c комической маской;
Эвтерпа- муза музыки, лирической поэзии; изображалась с флейтой (часто - с двойной, или авлосом) или иногда с трубой или другим музыкальным инструментом;
Урания - муза астрономии; изображалась с шаром и циркулем.
В изобразительном искусстве они — молодые женщины, в обществе бога Солнца Аполлона или в одиночку, и представляют то или иное искусство, держа в руках разнообразные атрибуты: книги, свитки, холсты, скрипки, тамбурины, трубы, лиры, арфы, флейты, короны, лавровые венки (как знак успехов на том или ином поприще), маски или, в случае с Мельпоменой, меч или кинжал.
Богиней красоты была Афродита, мудрости - Афина, богом огня и кузнечного дела – Гефест, войны – Арес. Каждая отрасль хозяйственной деят-ти имела своего бога-покровителя: Деметра – земледелие, Афина – ткачество, Дионис – виноделие, Гермес-торговля и т.д.
Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и др.
Важным фактором развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были:
· Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в 4 года в Олимпии, начиная с 776 г. до н.э.;
· Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах;
· Истмийские – в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в 2 года.
В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов греческой культуры – агонистика (греч. Agon – борьба) – стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии. Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их жизни. Главное в системе воспитания архаической эпохи главное – превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и др.
В эпоху архаики наиболее развитой областью Греция была Иония. Именно там возникла первая философская система античности – натурфилософия. Ее представители воспринимали мир как единое материальное целое, пытались осмыслить его закономерности. Фалес (624-546 гг. до н.э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (585 – 525 гг. до н.э.) – воздух, Анаксимандр (ок. 611 – 546 гг. до н.э.) – апейрон (беспредельное), т.е. первоматерию с ее противоположными началами – твердым и жидким, теплым и холодным.
К тому же времени относится и возникновение греческого театра, который вырос из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Эпоха архаики поражает богатством и разнообразием форм узора на греческой керамике. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в т.н. ориентальном, т.е. восточном стиле, аттические чернофигурные и краснофигурные вазы. Поражает своим величием Парфенон – храм Афины-девы. Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей значительную роль в развитии мировой цивилизации.
Пифагор (ок. 540-500 гг. до н.э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в общ-ве происходит вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно изменяется. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем кт был Парменид Элейский (ок. 540-480 гг. до н.э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия. Считая разум, а не ощущения источником познания, множественность вещей, их движение он объяснял обманом органов чувств.
Следует отметить, что не все в культуре Древней Греции было создано непосредственно греками. Они заимствовали у египтян солнечный календарь и сведения об устройстве гос-ва, у вавилонян – многие математические открытия. Но греки не просто использовали достижения других народов, они учились у них.
Классический период
Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен серьезными социально-политическими событиями:
· борьбой рабовладельческой демократии и тирании;
· ожесточенной войной греческих полисов с персами.
Войны с Персией стали для греческого народа суровым историческим испытанием. Грозная опасность сплотила греческие города под руководством Афин в борьбе за свободу и независимость. Разгром персов убедительно показал преимущество общественного строя городов-гос-в Древней Греции, способствовал росту гражданского самосознания эллинов. Этот период связан с расцветом античной рабовладельческой демократии, нашедшей наиболее полное выражение в общественно-политическом строе Афин в период т.н. «золотого века»
Демократия – одна из главных черт классической древнегреческой культуры. Гос-во не существовало «вне» и «над» гражданами, они сами были гос-вом со всеми его культовыми и эстетическими установлениями. Это определило то чувство единства личного и общественного, эстетического и этического, конкретного и всеобщего, кт достигает своего кульминационного выражения именно в классической культуре. Ученые утверждали, что существование такого рода культуры было возможно лишь в сравнительно небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело уже с иным уровнем культуры и ее выражения. Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры: эллину не был свойственен узкий профессионализм. Например, прославленный философ делал замечательные открытия в области математики и астрономии; известный скульптор не только мог построить храм, но и расписать его, создать научный трактат (Поликлет). И большинство из известных греков были еще и поэтами.
Центром античной культуры периода классики стали Афины. В них были собраны блестящие достижения общественной мысли и художественной деят-ти. Афинское гос-во заботилось о культурной жизни граждан, предоставляя им возможность участвовать в празднествах и посещать театр. Бедным ремесленникам и торговцам выплачивалось пособие на посещение театра. Спортивные состязания, бывшие долгое время привилегией аристократов, стали ареной состязания для всех. Гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи сделали физическое воспитание правом любого афинского гражданина. О невежественном человеке говорили так: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Целью его было всестороннее воспитание личности.
Равнодушные к внешним завоеваниям, греки всю силу своей энергии направляли на достижение гармонии красоты и добра, стремились к классическому идеалу равновесия тела и духа. Умеренность в материальном положении вытекала из доверия к богам. Мир, опекаемый богами, не нуждался в чрезмерности и упрочении, для жизни в нем достаточно было уподобиться природе. Такое мирочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, кт не знает образов не только духовного, но и телесного страдания. Величайшие скульпторы этой поры: Мирон, Поликлет, Фидий – изображали богов и героев. Изображения атлетов-победителей – основная тема в творчестве 2-х крупнейших мастеров 5 в. до н.э. – Мирона и Поликлета. Оба скульптора работали в бронзе. К числу лучших работ Мирона относится статуя «Дискобол», изображающая атлета, победившего в состязаниях по метанию диска.
Лучшей работой Поликлета считается скульптура «Дорифор» - бронзовая фигура юноши с копьем. Статуя не была памятником какому-либо определенному атлету-победителю, и ее назвали «каноном» по названию теоретического трактата Поликлета. Мастер сумел найти правильный пропорции, на основе кт может быть построено человеческое тело в скульптуре. Он математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение м/у собой. Слава статуи Поликлета связана также с тем, что он ярко выразил в скульптуре идеал атлета-гражданина, образ всесторонне развитого, здорового и цельного чел-ка. От этих произведений искусства веет спокойствием и величественностью
Канон – свод положений, имеющий характер правила, нормы, эталона.
«Золотым веком» Афин наз. 2 пол. 5 в. до н.э., когда на должность стратега (командующего) в Афинах был избран Перикл (ок. 490-429 гг. до н.э.). Период его правления длился всего 15 лет, но сделал он за это время очень много. Перикл обладал широким кругозором, глубокими теоретическими познаниями, тонким художественным вкусом. Лучшие умы Эллады стремились в Афины, подолгу жили и работали там. Самым притягательным центром стал дом Перикла, где собирались талантливые люди: историк Геродот, философы Анаксагор и Протагор, великий скульптор Фидий, драматург Софокл. Душой этого кружка истинных интеллигентов была жена Перикла Аспазия, кт часто вступала в дискуссии с самим Сократом. Ее роль в преобразовании античной культуры была не меньше, чем роль царицы Нефертити в древнеегипетской реформации.
Перикл преследовал возвышенную цель: создать новый невиданный город-гос-во с высококультурным обществом. Он олицетворял собой идею величия эллинского духа, обращавшую сознание его сограждан к высоким идеалам. Перикл был высококультурным чел-ком, но, страстно желая видеть таких же простых греков, невольно переоценил роль культуры в обыкновенной человеческой жизни. Одним из негативных следствием преобразовательной деят-ти Перикла стал рост массы праздных горожан в Афинах, постоянно требовавших от гос-ва «хлеба и зрелищ». Платон об этом периоде писал, что лучшие помыслы Перикла оказались бессильными перед худшими притязаниями афинского демоса.
Эллинистический период
В последние десятилетия 4 в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Разложению и гибели полисной демократии способствовал захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского и открытием мира. Греки лучше познакомились с культурой Египта, Вавилона, Индии. Постигая необъятность земли, человек вдруг ощутил себя всего лишь крошечной песчинкой в сложной системе мироздания. Бессилие перед судьбой и окружающим миром рождало в человеке трагическое мироощущение, что побудило его обратиться к собственным переживаниям. В этот период существует множество самостоятельных художественных школ, зачастую испытывающих влияние искусства Востока.
Александр М. основал огромную империю от Дуная до Инда. Александр еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель. Но все это не помешало ему захватить персидскую державу, а заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать чтобы ему и в Греции воздавали божественные почести.
Происходил исторический поворот от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. Наступила эпоха эллинизма – синтез эллинской и восточной культур. Точкой отсчета становилась уже не македонская, не эллинская, а сверхнациональная идея. Уже, будучи царем, Александр, был полон решимости устранить все национальные предрассудки. Его раздражали эллинские предубеждения против варваров, против побежденных народов. Александру виделись слитыми воедино Запад и Восток.
В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мера сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях. Угасание политической жизни в бывших полисах совпало в изменениями в деле воспитания. Резкое имущественное расслоение повлекло за собой расслоение образовательное: тип и уровень образования оказались в зависимости от экономического и социального положения. Впервые как сословие появилась интеллигенция. С интеллектуальным расслоением общ-ва стал невозможен всенародный подъем, кт одухотворял праздники прошлых эпох. Особенностью этих праздников было то, что народ на них из участника превращался в зрителя.
Вместе с тем, эпоха эллинизма – время экономического подъема. Росли города, процветали науки, внедрялись изобретения. Но то, что впечатляло Восток, не могло устроить Грецию, поскольку греки помнили свободу. С оглядкой на богов они определяли и направляли свою жизнь, но постоянные войны лишали их этой возможности. Немыслимое в эпоху подъема стремление к безбрачию и бездетности еще более обостряло чувство неуверенности, и только в таких условиях появилась массовая потребность разобраться в своем внутреннем мире.
Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них явл-ся эклектизм – стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают морали. Главным был вопрос: откуда берется зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу? Кризис полиса, падение его коллективистской морали приводят к утрате гражданских добродетелей. В рез-те философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: эпикуреизм, стоицизм.
Основателем первой был Эпикур (342-271 до н.э.). Он утверждал, что целью чел-ка должно быть личное блаженство, высшей формой кт признавалось невозмутимость, душевный покой.
Вторая система стоицизм, созданная Зеноном (335-262 г. до н.э.), идеалом добродетели считалась независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения явл-ся бесстрастие, апатия.
В эллинистическую эпоху пробуждается индивидуализм, что находит свое отражение в искусстве и лит-ре. Появляется стремление сделать более близким к человеческой жизни. Величавую торжественность и нравственную строгость высокой классики сменяет богатый и разнообразный мир человеческих чувств и страстей. Эти тенденции нашли воплощение в творениях выдающихся мастеров поздней классики – Праксителя, Скопаса, Леохара и Лисиппа.
Пракситель – мастер одухотворенного лирического искусства. Одни из лучших его произведений – статуя Гермеса с младенцем Дионисом, статуя Афродиты (богиня собирается купаться). Творчество Скопаса отличалось ярко выраженным драматическим характером: статуя пляшущей вакханки (менады). Классический идеал красоты олицетворяла статуя Леохара – Аполлон Бельведерский. Лисипп создал статую Александра Македонского и юноши-атлета.
В эту же пору создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры – знаменитая Венера Милосская.
В эллинистическую эпоху возникает множество новых городов, строительство кт, а также перепланировка старых осуществляется по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах кт располагались улицы. В городах увеличивается кол-во общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (в эту эпоху это уже школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. Возникла Александрия – настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки, философские школы, где перекрещиваются пути греческих и древневосточных культурных традиций.
В этот период появл-ся и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.