Италия и «связка розог», или «пучок хвороста»
Слово «фашизм» первоначально использовалось для обозначения идеологии партии Partito Nazionale Fascista в Италии. Лидером итальянских фашистов стал бывший журналист Бенито Муссолини. Много лет Муссолини увлекался социалистическим движением, но во время Первой мировой войны стал националистом.
После Первой мировой войны экономика Италии была разрушена, безработица достигла рекордно высокого уровня, а демократические традиции пришли в упадок. Война стоила жизни более 600 тысяч итальянцев, и хотя Италия относилась к победившей стороне, страна находилась в кризисе. Многие считали, что в результате Версальского мира Италия проиграла.
23 мая 1919 года была образована первая фашистская группа Fasci di Combattimenti. Умело используя социальное брожение в стране, Муссолини превратил свою группировку в массовую организацию. Когда осенью 1921 года она была преобразована в политическую партию, в нее входило уже 300 тысяч человек. Еще через полгода движение объединяло 700 тысяч членов. В выборах 1921 года фашистская партия получила 6,5 % голосов и вошла в парламент.
Однако партия национал-фашистов (Partito Nazionale Fascista) не была обычной политической партией. Фашистское движение привлекало, прежде всего, юношей. Многие из них были ветеранами войны, умели подчиняться дисциплине и обращаться с оружием. В движении появились боевые группы, где превозносилось право сильного, и постепенно насилие стало важной частью всей партийной идеологии. Своими кровавыми атаками на коммунистов и других представителей рабочего движения фашисты приняли сторону работодателей во время забастовок, а правительство консерваторов использовало их для подавления социалистической оппозиции.
В 1922 году фашисты взяли власть в Италии. Муссолини пригрозил, что выступит со своими боевиками маршем на Рим. После этой угрозы 31 октября его пригласили на аудиенцию к королю Виктору Эммануилу III, который предложил Муссолини пост премьер-министра в консервативном коалиционном правительстве. Это было мирное взятие власти, однако в мифологии фашизма событие называлось «маршем на Рим» и описывалось как революция.
Муссолини находился у власти 22 года, вплоть до 25 июля 1943 года, когда войска союзников вступили в Италию, и король сместил диктатора. Муссолини был арестован, но его освободил немецкий парашютный десант, дав ему возможность бежать в Северную Италию, где 23 сентября дуче провозгласил печально известную «республику Сало» – немецкий протекторат. «Республика Сало» просуществовала до 25 апреля 1945 года, когда войска союзников заняли этот последний бастион итальянского фашизма. 28 апреля 1945 года Бенито Муссолини попал в плен к партизанам и был казнен.
Тоталитарное государство
Муссолини, как и многие его соратники, во время Первой мировой войны попал на фронт солдатом. Жизнь в окопах представлялась ему идеальным обществом в миниатюре, где все, независимо от возраста или социального происхождения, трудились во имя общей цели: обороны страны от внешнего врага. Придя к власти, Муссолини задумал изменить Италию до основания, создать страну, где все общество было бы вовлечено в гигантскую производственную машину и где фашисты имели бы тотальный контроль. Выражение «тоталитарное государство» возникло в первые годы фашистского режима в рядах его политических противников для описания именно такого способа правления. Затем Муссолини стал использовать этот термин для описания собственных честолюбивых планов. В октябре 1925 года он сформулировал лозунг: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».
Вся политическая власть в обществе должна была исходить лично от Муссолини, которого называли «дуче», то есть «лидер» или «вождь». Чтобы мотивировать это сосредоточение власти в руках одного человека, итальянская пресса начала восхвалять Муссолини. Его описывали как олицетворение идеала мужчины, вокруг него создавались такие мифы и такой культ его личности, который в глазах современного человека кажется смешным. Например, его описывали как «сверхчеловека», который способен работать 24 часа в сутки, обладает фантастической физической силой и однажды якобы остановил взглядом начинавшееся извержение вулкана Этна.
Наследники римской державы
Итальянское государство было относительно молодым и социально и даже лингвистически неоднородным. Однако и до прихода к власти фашистов националисты стремились объединить граждан вокруг единого исторического наследия – истории Древнего Рима. Древнеримская история была важной частью школьного обучения с конца XIX века. Еще до начала Первой мировой войны создавались исторические фильмы-колоссы.
Естественно, в этой атмосфере Муссолини попытался выставить фашистов наследниками римлян, выполняющими предопределенную судьбой историческую задачу – возвращение былой власти и блеска рухнувшей империи. В годы правления дуче основное внимание уделялось периоду возникновения Римской империи, ее военному превосходству, а общественное устройство того времени изображалось похожим на то, которое стремился построить Муссолини. Именно из римской истории позаимствованы многие символы, используемые фашистами.
«Связка хвороста» – «фасция»
Само слово «фашизм» имеет общий корень с партийным символом Муссолини и его приспешников. Fascio littorio, ликторская фасция
– так называлась связка хвороста или розог с бронзовым топориком в центре. Такие «связки», или «снопы», несли римские ликторы – служащие низкого ранга, расчищая ими в толпе пусть для важных персон.
В Древнем Риме такая «связка хвороста» была символом права ударить, избить и вообще наказать. Позже она стала символом политической власти вообще. В XVIII веке, в эпоху Просвещения фасция олицетворяла республиканское правление в противоположность монархии. В XIX веке она стала означать силу через единство, поскольку связанные вместе прутья намного крепче суммы каждой хворостины или плетки. Во второй половине столетия слова «фашина», «фасция», «связка» стали означать небольшие левацкие группы в политике. А после того, как в середине 1890-х годов на Сицилии профсоюзы провели несколько забастовок, этот термин приобрел оттенок радикализма.
В начале XX века слово «фашисты» было довольно распространенным. Так называли радикальные итальянские политические группы, как правые, так и левые. Однако с распространением партии Fasci di Combattimenti по всей стране Муссолини монополизировал этот термин. Постепенно слово «фасция» стало ассоциироваться именно с идеологией итальянских фашистов, а не вообще с политическим авторитетом, как раньше.
«Связка хвороста», или «пучок розог», были не только символом восприятия фашистами самих себя в качестве наследников Рима. Символика означала также духовное и физическое «возрождение» итальянского народа, основой которого были авторитет и дисциплина. Связанные в один пучок ветви стали олицетворением объединенной Италии под руководством дуче. В своем манифесте «Доктрина фашизма» (Dottrina del fascismo, 1932) Муссолини писал: «[фашизм] желает преобразовать не только внешние формы жизни человека, но и само ее содержание, человека, характеры, веру. Для этого требуется дисциплина и авторитет, который производит впечатление на души и совершенно их покоряет. Поэтому их знаменуют ликторская фасция, символ единства, силы и справедливости».
После прихода Муссолини к власти фасции заполонили повседневную жизнь итальянцев. Они встречались на монетах, знаменах, официальных документах, крышках канализационных люков и почтовых марках. Их использовали частные объединения, организации и клубы. Два огромных размеров «снопа» стояли по бокам Муссолини, когда он произносил речи к народу в Риме.
С 1926 года члены фашистской партии были обязаны носить этот знак – партийную эмблему – и на штатской одежде. В декабре того же года был издан декрет о придании символу государственного значения. Три месяца спустя «сноп» был включен в изображение государственного герба Италии, заняв место слева от герба итальянского королевского дома. В апреле 1929 года фасция заменила двух львов на щите королевской династии. Так государство и фашистская партия слились воедино. И фасция стала зримым символом «нового порядка.
Фашистский «стиль»
Муссолини не только хотел изменить общество, но он стремился и трансформировать в соответствии с фашистским идеалом итальянский народ. Дуче начал с членов партии, которые первыми стали одеваться и вести себя в соответствии с фашистской моделью, которую потом стали связывать с правоэкстремистскими движениями во всем мире. Для фашистов слово «стиль» было не только вопросом вкуса в выборе одежды. Речь шла о близости к фашистскому идеалу во всем: в привычках, поведении, действиях и отношению к жизни.
Фашизм был идеологией войны, и его сторонники одевались, как солдаты. Они маршировали, пели песни борьбы, давали клятвы верности, приносили присягу и носили униформу. Форма включала сапоги, брюки, особый головной убор и черную рубашку.
Первоначально черные рубашки носили члены боевых фашистских групп, которые дрались на улицах с коммунистами и другими политическими противниками. Выглядели они как элитные войска времен Первой мировой войны и назывались «ардити». Когда в 1922 году Муссолини пришел к власти, он распустил боевиков и вместо них организовал национальную милицию. Но черные рубашки остались и со временем приобрели такой статус, что человек, надевший ее в неподобающее время, мог быть арестован и отдан под суд.
В 1925 году Муссолини сказал на партийном съезде: «Черная рубашка – это не одежда на каждый день и не униформа. Это боевой мундир, который могут носить лишь люди, чистые душой и сердцем».
В «десяти заповедях» фашизма, которые были сформулированы в октябре 1931 года, говорилось: «Тот, кто не готов без малейших колебаний принести в жертву свое тело и душу за Италию и на службу Муссолини, тот не достоин носить черную рубашку – символ фашизма». После прихода к власти черные рубашки стали носить государственные служащие всех ведомств. В 1931 году всех профессоров, а несколько лет спустя – и учителей на всех уровнях обязали носить черные рубашки на торжественных церемониях. С 1932 по 1934 годы были разработаны детальные правила ношения рубашек (носить крахмальные воротнички было «абсолютно запрещено») в сочетании с аксессуарами – сапогами, ремнем и галстуком.
Римское приветствие
В фашистский стиль поведения входил и так называемый римский салют. Приветствие вытянутой правой рукой ладонью вниз со второй половины XVIII века связывали с Древним Римом. Неизвестно, использовалось ли оно на самом деле, но существуют изображения, на которых запечатлены похожие жесты.
Французский художник Жак-Луи Давид изобразил клятву или присягу Горациев на полотне 1784 года, где близнецы, три брата, вытянув руки, клянутся пожертвовать своими жизнями ради Римской республики. После Великой французской революции Давид написал еще одну картину, где новое, революционное, правительство присягает на верность новой конституции тем же жестом, выбросив вперед и вверх правые руки. Вдохновленные полотном Давида, художники еще целое столетие изображали подобное приветствие в картинах на древнеримские темы.
В середине XIX века вытянутая правая рука все больше принимала характер военного приветствия, распространенного как среди разных политических группировок, так и на уровне целой страны. В США, например, с 90-х годов XIX века школьники салютовали правой рукой в момент поднятия американского флага. Это продолжалось вплоть до 1942 года, когда Америка вступила в войну против Италии и Германии и использовать для приветствия тот же жест, что и фашисты, стало политически невозможно.
Итальянские фашисты считали этот приветственный жест символом наследия Древнего Рима, а пропаганда описывала его как салют мужественности в отличие от обычного рукопожатия, которое начали считать слабым, женственным и буржуазным приветствием.
Экспорт стиля
Итальянские фашисты считались родоначальниками стиля, который перенимали все остальные группы подобного идеологического направления в Европе 20-х и 30-х годов. Среди фашистов распространилась привычка маршировать в рубашках темных тонов.
Вслепую копировали итальянцев члены Британского союза фашистов (British Union of Fascists), нидерландской партии Mussertpartiet и болгарской Национална задруга фашисти– все они были «чернорубашечниками». Испанские фалангисты в 1934 году отказались вводить черные рубашки, чтобы отличаться от итальянских фашистов, и перешли на синюю форму. Также поступили португальские национал-синдикалисты, шведские сторонники Линдхольма, ирландцы в Army Comrades Association и несколько французских групп: Faisceau, Solidarité Française и Le Francisme. В Германии члены штурмовых отрядов Национал-социалистической партии (НСДАП) носили коричневые рубашки. Зеленые рубашки носили члены венгерской «Партии скрещенных стрел» (Nyilaskeresztes part) – «нилашисты», хорватские усташи и румынская «Железная гвардия». Серые рубашки носили члены швейцарского Национального Фронта и исландские национал-социалисты. В США была небольшая группа, называвшая себя «серебряные рубашки».
Римское приветствие вскинутой рукой использовалось разными националистическими группами Европы еще до прихода Муссолини к власти в Италии. С победным шествием итальянских фашистов этот жест стал распространяться все шире. Символ фасции перенимали и другие фашистские объединения, вдохновленные успехами Муссолини, – например, Британский союз фашистов, болгарская Национална задруга фашисти, швейцарский Fascismus и шведская Svenska fascistiska kampförbundet.
В природе фашизма заложено, однако, восхваление собственной культуры. Поэтому большинство группировок в других странах вместо ликторской фасции стали использовать местные национальные символы или знаки, которые лучше отражали локальный вариант фашистской идеологии.