Этнические процессы и межэтнические контакты.
Как ни один человек не может жить без каких-либо взаимоотношений с другими людьми, так и этническая общность не способна существовать в абсолютной изоляции от других народов. Практически каждый этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других этносов и одновременно готов поделиться собственными культурными достижениями и ценностями. Но, к сожалению, далеко не всегда межэтнические контакты приносят положительные результаты для всех взаимодействующих этносов. История этнокультурных отношений знает довольно много случаев, когда отдельные этнические общности и группы оказывались неприемлемыми друг для друга. Как отдельные люди, так и этносы в целом могут хорошо понимать друг друга, но могут и не найти общий язык. Поэтому в настоящее время интерес этнологов вызывают не только особенности отдельного парода, но и проблема взаимодействия различных народов и их культур.
Многочисленные этнокультурные исследования убедительно свидетельствуют, что этнические изменения происходят в результате многочисленных, сложно и противоречиво протекающих культурных контактов между народами. Содержание межэтнических взаимоотношений во многом зависит от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое в основном определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией этносов —участников контактов. В этнологии эти взаимоотношения этносов получили название межэтнической коммун и к а ц и и, под которой понимается~оомен~между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах. Исходя из этого, межэтнические отношения в широком смысле слова рассматриваются как взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни — политике, искусстве, науке п т.д., а в узком смысле — как межличностные отношения людей разной этнической принадлежности, которые также происходят в разных сферах общения — трудовой, семейно-бытовой и неформальных видах взаимоотношений. Из всей совокупности отношений между этническими группами этиологи обычно исследуют .межкультурные взаимодействия.
В качестве самостоятельного направления этнологических исследований проблема межэтнических коммуникаций (взаимодействия культур) сложилась еще в XIX в., но в 1960—1970-х гг. она приобрела особую актуальность в связи с исследованиями в области массовых коммуникаций и массовой культуры. За прошедшее время были сформулированы гипотезы, позволяющие в системном виде представить этот процесс. В отечественной этнологии принято выделять две основные разновидности этнокоммуникационных процессов: э т н о г р а н с ф о р м а ц и о и и ы е и э т н о э в о л ю ц и о н н ы е. К первой относятся процессы, в результате которых происходит изменение этнического сознания: ко второй — процессы, обусловливающие значительные изменения отдельных характеристик этноса, но не ведущие к перемене этнического самосознания.
Одной из наиболее интересных гипотез, описывающих процессы межэтнических коммуникаций, является концепция этногенеза Л.Н. Гумилева (§ 5.3).
Согласно его гипотезе, процесс этногенеза связан с созданием этнического поля (аналогичного биополям), которое имеет физическую природу и характеризуется единой частотой колебания. Пассионарии тянутся друг к другу потому, что их собственные пассионарные поля колеблются с одинаковой частотой. Более того, пассионарии «заражают» своими идеями нормальных людей, ведут их за собой, передавая им свой ритм колебаний. Именно так создается этнос, а люди, входящие в него, проникаются общими интересами, приобретают общий стереотип поведения.
Очевидно, что этническое поле каждого этноса действует и при встрече с другими этносами. Если колебания их этнических полей совпадут или будут гармоничны, этносы будут доброжелательны друг к другу, почувствуют то, что Гумилев называет комплиментарностью, неосознанным чувством расположения. Если пет — контакт будет невозможен или очень затруднен, люди ощутят «чужого».
Именно этим он объясняет тот факт, что русские землепроходцы прошли до Чукотки почти без сопротивления, проникли через Алеутские острова в Америку, договорились с алеутами, затем — с эскимосами, но, встретившись с индейцами, натолкнулись на жестокое сопротивление и не сумели установить с ними контакт. Го же произошло с англосаксами, которые также безуспешно контактировали с индейцами. Но если русские отступили назад, в более благоприятные для себя места, то англосаксы просто уничтожили физически большую часть индейцев.
Ученые-этнологи сходятся во мнении, что процессы межэтнических коммуникаций определяются несколькими группами взаимозависимых факторов: историческими, социальными, культурными, психологическими, ситуативными и политическими.
Из исторических факторов, безусловно, важное значение имеют три класса явлений: ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; исторические события, получившие символическое значение в межэтнических контактах; особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт.
Этносы вступают во взаимоотношения в результате разных исторических обстоятельств. Когда возникают межэтнические напряжения, то чаще всего актуализируются такие исторические события, как завоевания, насильственные присоединения, колониальные захваты прошлого. При этом учитываются как формы колонизации (завоевание или добровольное присоединение), так и отношения с метрополией. В этнической памяти все эти события сохраняются, способствуя сплочению этноса. Они становятся символичными, вокруг них создаются идеологемы либо этнически ущербного характера, либо героического. И очень часто разные этносы оценивают одни и те же события по-разному.
Среди социальных факторов наиболее существенными являются: взаимосвязь социальной и этнической стратификации; влияние социально-структурных изменений; этнический фактор в социальной мобильности. Для межэтнических отношений идеальна ситуация, когда контактирующие этносы обладают одинаковым статусом. Но такой тин взаимоотношений встречается очень редко, более распространен дискриминационный вариант. В таких случаях необходимо изменение социального положения взаимодействующих этносов. Но движение к равностатусному общению, как это ни парадоксально, ведет к напряжениям в межэтнических отношениях.
Источником конфликта становится то обстоятельство, что доминирующая этническая общность должна «потесниться» в своем статусе. Вместе с тем у подчиненного этноса начинают быстро расти потребности в укреплении своего статуса.
Культурные факторы подразделяются на две группы: 1) просвещение и информированность; 2) традиционные нормы этнической культуры. То обстоятельство, что образование и просвещение способны разрушать межэтнические границы, снимать межэтнические предубеждения, установлено многочисленными исследователями. Ведь чаще всего негативные гстсростереотипы и этнические предубеждения порождаются культурной замкнутостью этносов. Этнические общности с высоким уровнем образования более расположены к кон тактам, особенно в деловой сфере.
Относительно традиционных норм поведения в межэтнических отношениях принято считать, что традиции чаще всего определяют поведение людей в быту, по в действительности они просто очевиднее проявляются на этом уровне. Эндогамные браки преобладают у всех народов не только вследствие возможности заключения однонациональных браков, но и благодаря установкам на такие браки. Однако традиционные нормы влияют и на деловые и профессиональные отношения: сказываются в выборе деловых партнеров, в нормах общения в трудовых коллективах.
Сущность ситуационного фактора заключается в том, что стечение обстоятельств в экономической, политической и социальной сферах влияет на восприятие окружающей обстановки, усиливая или ослабляя межэтническую солидарность и этнокультурные контакты.
Наконец, политические факторы межэтнических отношений включают в себя принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государствен пой национальной политики. Особенно важное значение имеет политика государства, проводимая по отношению к этническим «меньшинствам». В ней можно выделить два направления, которые непосредственно сказываются па форме .межэтнических отношений: интегрирующая политика и политика культурного плюрализма. Последняя касается не только области культуры, языка, образования. В широком понимании это и представительство различных этнических групп в институтах власти («соучастие во власти»).
С учетом всех этих факторов очевидно, что результаты взаимодействия для этносов, участвующих в нем, чаще всего будуг различмы. Контакт может ограничиваться одним простым количественным изменением в культуре этноса, но способен привести и к глубоким структурным сдвигам. Есть четыре варианта контакта:
• прибавление — этнос, сталкиваясь с другой культурой, осваивает некоторые ее достижения (так, индейская Америка дала Европе целый ряд культурных растений и навыков);
• усложнение — качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры (таково влияние китайской культуры на японскую, в результате чего японскую можно считать дочерней):
• убавление — потеря собственных навыков в результате столкновения с более развитой культурой (потеря айнами навыков изготовления керамической посуды из-за импорта готовой продукции);
• обеднение (эрозия) — деструкция культуры (постепенное исчезновение айнской культуры под влиянием японской с конца XIX в.).
Чем выше уровень культуры этноса, тем благоприятнее для нее знакомство с другой культурой. Обычно действует селективный механизм, отбирающий только полезное и определяющий глубину проникновения одной культуры в другую. Поданному показателю (масштабам, глубине проникновения) межэтнические коммуникации делятся на два основных типа: ассимиляцию и интеграцию.
Этническую ассимиляцию в полной мере можно отнести к категории этпотрансформационных процессов, поскольку она представляет собой процесс полного или частичного поглощения одним этносом другого, обычно слабого более сильным. Чаще всего это происходит путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» подчиненного этноса этносом господствующим. В ходе этого процесса одна этническая общность постепенно адаптируется к обычаям, ценностям, образу жизни, а часто и к языку доминирующего этноса. Итогом ассимиляции становится утрата исконных этнических свойств, изменение этнической идентичности, самосознания людей. Ассимиляция проводится разными путями: непосредственным, прямым и равноправным включением индивидов в общество, что влечет за собой формальное равенство в юридических, политических, экономических и других общественных институтах, независимо от расовых, культурных, языковых или конфессиональных различий (универсалистская инкорпорация); включением индивидов в общество на неравноправной основе, в результате чего возникает подчиненная, недоминирующая общность, которая может превосходить по численности доминирующие группы, но формально являться меньшинством (дифференциальная инкорпорация).
Выделяют два типа этнической ассимиляции: полную и частичную. Суть первой заключается в том, что этническая группа, пребывая в иноэтнической среде, отказывается в силу разных исторических обстоятельств от своей культуры и стремится полностью усвоить необходимые для жизни ценности чужой культуры. Этот процесс протекает более эффективно при наличии «доброй воли» контактирующих сторон.
Частичная ассимиляция состоит в том, что индивид или этническая группа жертвует своей культурой в пользу ииокультурной среды лишь частично, т.е. какой-то одной из сфер своей жизнедеятельности. Например, на работе представители соответствующей этнической группы руководствуются нормами и требованиями чужеродной среды, а в семье, на досуге — нормами своей традиционной этиокуль-туры. Таким образом чаще всего ассимилируются эмигранты.
Кроме того, в этнологии различают естественную и насильственную ассимиляции. Естественная ассимиляция возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп и обусловлена потребностями упрочения их общем! социальной, хозяйственной п культурной жизни. Насильственная ассимиляция представляет собой целенаправленную систему мероприятий органов власти во всех сферах общественной жизни, направленных на ускорение процесса ассимиляции путем подавления языка и культуры национальных меньшинств.
Естественно, что чем многочисленнее тот или иной этнос и чем богаче его культура, тем труднее он поддается насильственной ассимиляции.
Под межэтнической и н т е г р а ц и с й (единением) в этнологии понимается появление новой этнокультурной общности в результате взаимодействия двух или нескольких этнических групп, позволяющего разным культурам сохранить свои основные этнические черты, свои индивидуальности. Это означает формирование в рамках полиэтнических государств таких межэтнических или межэтнических общностей, в которых составляющие их этнические группы сохраняют свою этническую идентичность и особенности культуры.
Этноинтеграционные процессы в зависимости оттого, проистекают ли они внутри социальных организмов или развиваются между этносами, находящимися в нескольких социальных организмах, могут быть разделены на внутригосударственные и межгосударственные. В зависимости от участников этих процессов они делятся на: а) консолидационные, при которых межэтнические отношения строятся на равноправных отношениях; б) симбиозные, когда межэтническое взаимодействие осуществляется через ассоциации зависимых друг от друта этнических групп, сохраняющих при этом свои этнокультурные различия; в) сегрегационные, при которых взаимоотношения этносов строятся на неравноправных отношениях.
Статус этноса в межэтнических коммуникациях и тип его взаимоотношений с другими этносами определяется целым рядом факторов, среди которых наиболее важными являются численность этноса, его миграционная подвижность, наличие необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своего языка и культуры. В зависимости от сочетания этих факторов в этнологии все этнические общности принято разделять на этнические меньшинства, коренные народы и титульные народы. Эта типология появилась сравнительно недавно и была вызвана ростом этнического самосознания, национальными движениями и активизацией миграционных процессов, когда каждому отдельному человеку стало важно, к какой из этих трех групп он принадлежит, поскольку все они имеют вполне определенный социальный и политический смысл.
Титульными народами принято называть этносы, которые имеют свои государственные образования, носящие их имя. Титульные пароды еще часто называют коренными, хотя это название неточно. В международно!! практике ккоренным народам относят аборигенов, «ведущих племенной образ жизни». Применительно к этнической картине России коренными называются народы, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности.
Особым субъектом межэтнических взаимоотношений в современном мире является национальное (этническое) меньшинство — отдельная этническая общность, проживающая на территории инонационального государства и сохраняющая свою этническую самобытность и специфические традиционные черты культуры, осознающая свои отличия и причисляющая себя к самостоятельной этнической группе. К этническим меньшинствам относят группы населения, которые, во-первых, численно меньше, чем этническое большинство (титульная нация) в государстве; во-вторых, находящиеся в недомппирующем положении; в-третьих, обладающие этнокультурной спецификой и желающие сохранить ее. В качестве этнических меньшинств могут выступать: часть титульной нации, проживающая на территорийдругого государства (этнические диаспоры); группы, сохраняющие свою этническую идентичность, но разбросанные по многим странам и не имеющие своего государства (цыгане, курды); народы внутренней колонизации, т.е. коренные народы, численно уступавшие приезжему населению (эвенки, чукчи, якуты); этнические группы, обосновавшиеся на постоянное жительство в результате массовой иммиграции (немцы Поволжья).
Взаимоотношения между титульными этносами, коренными народами и этническими меньшинствами носят самый разный характер и определяются политическими, социально-экономическими и историческими целями и интересами. Основным критерием в определении типа и характера этих отношений служит степень реализации права этнической группы на самоопределение (т.е. права народа самому определять свою судьбу). Право на самоопределение, как правило, признается всеми народами и правительствами, однако до настоящего времени четкий механизм и критерии реализации этого нрава отсутствуют. Поэтому на практике становятся возможными такие формы межэтнических взаимоотношений, как геноцид, апартеид, сегрегация, дискриминация.
Геноцид как форма межэтнических взаимоотношений означает стремление доминирующей этнической общности полностью или частично уничтожить какую-либо этническую, расовую или религиозную группу, с которой она вступает в контакт. При этом в оправдание выдвигается тезис о расовой, этнической или психической неполноценности уничтожаемой группы. Геноцид может существовать в форме массовых репрессий и вести к физическому уничтожению представителей этнического меньшинства; умышленного создания для соответствующей этнической группы таких жизненных условий, которые обрекают ее на полное или частичное вымирание; мер по предотвращению деторождения в угнетаемой этнической группе, насильственной передаче детей из одной этнической группы в другую.
Апартеид с точки зрения межэтнических отношений можно определить как форму этнического господства одной расовой группы над какой-либо другой с целью систематического угнетения последней. Специфические признаки апартеида: лишение членов угнетаемой расовой группы права на жизнь и свободу личности; умышленное создание для соответствующей расовой группы жизненных условий, обрекающих ее на вымирание, максимальное ограничение возможностей развития и лишение всех ее членов основных прав и свобод человека, разделение всего населения по расовому признаку путем создания резерваций и гетто: запрещение смешанных браков между членами разных расовых групп; использование принудительного труда членов угнетаемой расовой группы.
Сегрегация означает независимое существование и отражает стремление этнических групп к этнокультурной изоляции. Этот вид этнической коммуникации реализуется через целенаправленную политику самостоятельного развития этносов, инициированную или этническим большинством, или этническим меньшинством населения какого-либо государства.
Под д и с к р и м и и а ц и е й в этнологии понимается любое различие, исключение, ограничение пли предпочтение одного человека другим, основывающееся на расовых признаках, цвете кожи, этническом происхождении и имеющее своей целью ограничение нрав и свобод человека - представителя какой-либо этнической группы. I [ри этом принимаются особые меры по созданию наиболее благоприятных условий для существования и развития представителей доминирующей группы.
Современные этнические процессы предполагают установление равных возможностей в межэтнических взаимоотношениях и требуют уничтожения неравноправных форм коммуникаций. И связи с этим в [990-х гг. в рамках новой науки ВИКТЙМО-| - 1 ii ii (базирующейся на методах криминологии, социологии и социальной психологии в исследовании жертв преступлений, несчастных случаев и т.д.) были разработаны методики, позволяющие объективно оценить реальное положение этнических меньшинств. На основе данных, евпдетслытвующих, что представители менышгнетв и недомпнпрующих групп населения чаще становятся жертвами насилия, была создана модель виктп.мизационного процесса. Для диагностики этого процесса в ходе исследований групп коренного населения США и Канады ученые составили перечень параметров (индикаторов), позволяющих с высокой степенью надежности судить о неблагополучном положении этих групп (каждый показатель трактовался с учетом его значения для доминирующих групп)!
— высокий уровень детской смертности;
— высокая смертность взрослых от несчастных случаев и отравлений (включая суицид и насильственную смерть);
— распространение респираторных инфекционных заболеваний;
— алкоголизм;
-большое число неполных семей, разводов, внебрачных детей, абортов, случаев отказа родителей от воспитания детей;
— низкое качество жилья, скученность:
— чувство зависимости, социальная пассивность;
— высокий уровень преступности, включая подростковую:
— безработица.
Концепция культурного шока. Типы этнокультурного взаимодействия развиваются па уровне этнических групп и общностей. В то время как этнические контакты на индивидуальном уровне имеют своп особенности и развиваются специфически. Представители различных направлений этнологической науки сходятся во мнении, что при устойчивых контактах с инокультурной средой у индивида возникает особое состояние сознания, которое в этнологии получило название культурного шока.
Каждая культура создает множество символов социального окружения, вербальных и невербальных способов общения, с помощью которых ее носители свободно и уверенно ориентируются в окружающей жизни. Духовный мир и характер каждого человека зависят от этих явлений культуры, многие из которых им даже не осознаются. Когда же эта система ориентации становится неадекватной в условиях новой культуры, человек испытывает глубокое нервное потрясение — культурный шок. Суть культурного шока заключается в несоответствии или конфликте старых, привычных культурных норм с новыми, непривычными.
Показателями культурного шока, по мнению основоположников этой концепции американских культурантропологов А. Фарнхэма и С. Бохнера, являются чрезмерная забота о питьевой воде, посуде и постели; боязнь физического контакта с представителями другой культуры; чувство беспомощности и желание быть под покровительством представителя собственной культуры; страх быть обманутым или оскорбленным. Культурный шок по сути дела — это защитная реакция психики индивида на чрезмерно большой объем новой информации, справиться с которой человек в течение какого-то времени не в состоянии.
Культурный шок возникает не только и не столько потому, что окружающая человека среда вдруг становится непредсказуемой и возникает опасность для его жизни вследствие неадекватного поведения. Такого рода острые ситуации встречаются исключительно редко. Суть заключается в совершенно необычном ощущении, что можно жить и без привычного знания и понимания мира, что оно не универсально, что окружающие люди живут по своим законам и представлениям, нимало не заботясь о том, как он их при этом понимает и оценивает. Индивид осознает ненужность и бесполезность привычных знаний, чувствует потребность переосмыслить весь свой жизненный опыт.
Взаимодействие с новой культурой оборачивается шоком еще и потому, что может привести к негативной оценке собственной культуры, а также в силу неожиданности. В последние годы многим нашим соотечественникам пришлось испытать на себе воздействие этого шока. Прежде всего это «челноки», студенты, ученые, бизнесмены, туристы, непосредственно столкнувшиеся с инокультурной средой. Однако особенно сильный культурный шок переживают люди, выезжающие за границу на постоянное место жительства. Они, как правило, материально живут гам несравненно лучше, чем в России, но испытывают чувство ностальгии, тоски, неполноценности. Поэтому среди мигрантов встречается больше психических заболеваний, чем среди коренных жителей. Были даже установлены связи между группами мигрантов и характером психических расстройств. Например, британцы в Австралии страдают алкоголизмом, а индийцы в Англии — шизофренией.