Столкновение традиционной и западной культур

Мы уже касались того, что модернизация в Японии может рассматриваться как процесс ассимиляции западной культуры. Во время периода Токугава Япония проводила политику изоляции, ограничивая свои контакты с внешним миром рамками торговли только с Китаем и Голландией на острове Дэдзима в Нагасаки. Поскольку эта политика произрастала из желания сохранить статус-кво и увековечить правление Токугава навсегда, нет ничего странного в том, что новые открытия и изобретения должны были быть лишены хорошего приема. Результатом, конечно же, явилось то, что когда Япония вышла из своей изоляции, она оказалась в области техники далеко позади западных держав.

Вместе с тем в области литературы и искусства в период Токугава наблюдалось энергичное развитие в нескольких сферах, что вело к расцвету отчетливых элементов Японской культуры. И все же контакт с Западом, состоявшийся в конце периода Токугава, изначально вел к осознанию превосходства западной науки и техники, в особенности в военной области и сфере медицины. Соответственно, одним из первых шагов, предпринятых правительством Мэйдзи после своего вступления в правление страной, было принятие политики «цивилизации и просвещения», включая усилия по внедрению иностранной технологии.

Внедрение технологии вызвало к необходимости общественную организацию и сознание, способные ее впитать. Поэтому само правительство Мэйдзи провело реформу путем полного отказа от системы титулов, сословий и учреждения системы префектур в 1871 г. Более того, хотя Япония уже гордилась высшим уровнем посещения школ в мире, достигнутым в период Токугава посредством системы частных начальных школ, в 1872 году правительство утвердило систему всеобщего начального образования. Эта система была сориентирована исключительно на приобретение мастерства в «чтении, письме и арифметике (счете на счетах)», имея в виду таким образом обеспечить широкое образование, подходящее для современного общества. Дело высшего образования также было продвинуто вперед путем найма на службу в качестве учителей и консультантов многочисленных представителей Запада с выплатой им чрезвычайно высоких окладов. Эта мера была подкреплена параллельным увеличением числа японцев, которые отправлялись на учебу в западные страны. Не просто через нескольких представителей элиты, способных изучать западную культуры, а путем перевода число людей, которые были в состоянии извлекать из этого пользу, было преумножено во множество крат.

Этот период иногда нарекают этой «вестернизированной культуры». Хотя таковое может быть чрезмерным, тем не менее, конечно же, это было время, когда привычки принимались в своего рода поверхностной манере, провоцируя на встречную реакцию, вызывающую перекос в сторону традиционной культуры.

Однако то, что западная культура распространялась и глубоко затрагивала жизнь людей, не может быть отрицаемо. При этом тем, что чаще всего происходило, было столкновение между двумя культурами, приводившее в качестве результата либо к взаимному содействию, либо, часто в искусстве, к в значительной мере водходящему сращению форм. Например, поэтические формы вака и хаику находились в упадке, однако претерпели полную трансформацию в середине периода Мэйдзи посредством движения за реформы, ведомого Ёсано Акико и Масаока Сики. Обе формы таким образом пришли к тому, что заняли важное место в литературе наряду с Синтайси (поэзией нового стиля), которой японские поэты научились от западной литературы.

С точки зрения изобразительного искусства дела по началу обстояли печально. Сразу же вслед за революцией Мэйдзи доминирующую роль стали играть радикальные социальные перемены и утилитаризм, ведя к тенденции сделать традиционное искусство облегченным. Лишь пришествие в Японию англичанина Чарльза Уиргмана и двоих итальянцев Антонио Фонтанези и Винченцо Рагуза привнесло современную европейскую технику живописи и скульптуры, а это дало рост новому типу японской живописи. Появилось множество превосходных современных художников, творивших в западном стиле, включая таких как Такахаси Юити, Курода Сэйки, Фудзисима Такэдзи и Аоки Сигэру.

46 Милосердная мать Каннон. Выполнена Кано Хогай (1828–1888 гг.). В сотрудничестве с заслуженными художественными критиками Окакура Тэнсин и Эрнестом Феноллоза Хогай вдохнул новую жизнь в традиционную японскую живопись. Буддийский атрибут заимствован здесь для того, чтобы представить материнскую любовь.

47 У озера. Выполнена Курода Сэйки (1886–1924 гг.). Изучая французский «плейнаризм», художник отказался от закостенелого темного выражения ранней японской живописи маслом в пользу мягких светлых тонов.

48 Дворец на дне моря. Выполнен Аоки Сигэру (1882–1911 гг.). Аоки со своими романтическими героями и красками прозван художником молодости. Его живопись извлекает своих героев из японской мифологии.

49 Женщина. Выполнена Огивара Мориэ (1879–1910 гг.). Огивара учился под началом Родена и создал новый реалистический стиль в японской скульптуре. Эта статуя была сочтена критиками его времени представляющей «женщину, которая воспряла из оков феодального общества».

5 °Cосны. Выполнены Ёкояма Тайкан (1868–1958 гг.). Сочетая традицию японской живописи и технику западного искусства, юный Тайкан и его товарищи утвердили новую норму отечественной живописи.

Американец, Эрнест Феноллоза, выделил неотъемлемую ценность японского классического искусства. Дало ход движение Окакура Тэнсин за восстановление японского искусства на его соответствующем месте. В 1888 году в Токио была образована Токийская школа искусств (Токио Бидзюцу Гакко), которая заложила новый фундамент под японский стиль живописи. В этот период проявляли активность Кано Хогай, Хасимото Гахо, Ёкояма Тайкан, Хисида Сюнсо и другие, все вовлеченные в творчество в живописи, выдержанной в японском стиле.

Несмотря на взаимообмен, осуществляющийся между живописью японского и западного стилей, или попытки достичь соединения японских и западных инструментов в области музыки, существенные различия превалируют и будут продолжать превалировать между этими двумя формами выражения соответственных культур.

В области науки и техники Япония не располагала традицией противостоять Западу, однако в сфере искусства Япония имела богатую зрелую традицию, которой было суждено выжить и продолжать развиваться наряду с ассимиляцией западной культуры. Даже в такой области искусства как Кабуки и музыке японского стиля, которые сами по себе предоставляют мало возможностей для развития, предпринимаются усилия сохранить прошлые традиции.

Современная Япония производит впечатление того, что она представляет собой смесь нескольких разнообразных вариантов ввезенной культуры, о которой может показаться, что она захлестнула собственную японскую культуру. И тем не менее поверх этого образа обнаруживается, что здесь присутствует значительный элемент японского характера. История японской культуры характеризуется смелым восприятием и усвоением иностранных влияний. В Японии имеется почва, готовая к тому, чтобы принять все виды культуры, однако эта почва обусловлена природой и другими обстоятельствами японского характера, которые демонстрируют две основополагающие черты, в течение длительного времени характеризующие японскую культуру: приспособляемость и разнообразность.

51 Национальный стадион, 1964 г. Проект Тангэ Кэндзо. Монументальное произведение, сооруженное для Олимпийских игр 1964 г. в Токио с использованием самых последних достижений в технике современной архитектуры.

52 Национальный театр Японии, 1966 г. Здание сооружено в традиционном стиле «адзэкура» (бревенчатого сруба), но в современной интерпретации. Здесь представлены Кабуки, Бунраку (театр кукол) и другие традиционные жанры сценического искусства.

53 Выставка современного японского искусства. Эта двухгодичная выставка демонстрирует произведения характерных художников, работающих в жанрах японской живописи, живописи западного стиля, оттисков и скульптуры, отбор которых осуществляется жюри, составленным из ведущих художественных критиков.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

1 Глубокая чаша с орнаментом в виде огня, керамика Дзёмон. Из города Нагаока, преф. Ниигата. Середина периода Дзёмон (доисторическая эпоха). Высота 30,0 см. Г-н Кондо Ацухо, Ниигата.

2 Кувшин, орнаментированный человеческой маской, керамика Яёй. Из Одзакатамати, город Симодатэ, преф. Ибараки. Середина периода Яёй (доисторическая эпоха). Высота 68,6 см. Токийский Национальный музей.

3 Дотаку (бронзовое изделие с очертаниями колокола) с узором из перекрещивающихся лент. Из Кагава (?). Период позднего Яёй (доисторическая эпоха). Литая бронза. Высота 43 см. Агентство по делам культуры.

4 Статуэтка сидящей женщины Ханива. Из Ойдзумимати, Ора-гун, преф. Гунма. Период Кофун, 6–7 вв. Обожженная глина. Высота 68,5 см. Токийский Национальный музей.

5 Гробница императора Нинтоку. Расположение: город Сакай, преф. Осака. Период Кофун (протоисторическая эпоха). 5-й век. (Фото Сёгакукан).

6 Идзумо Тайся (Великий храм Идзумо). Расположение: город Идзумо, преф. Симанэ. Настоящая конструкция сооружена в 1744 г.

7 Западный участок Храма Хорюдзи. Расположение: Икаругамати, Икома-гун, преф. Нара. Период Асука-Нара, 7–8 вв. (Фото Японский Фонд).

8 Триада Шака (Шакъямуни). Курацукури-но-Обито Тори. Период Асука, 623 г. Литая позолоченная бронза. Высота Шака (в центре) 86,4 см. Храм Хорюдзи, город Нара.

9 Настенные фрески Храма Хорюдзи. Период Асука-Нара, 7–8 вв. Краска на оштукатуренной стене. Хорюдзи, город Нара.

10 Голова Якуси Нёрай (Байсадзиягуру). Ранный этап периода Нара, 685 г. Бронза. Высота 98,3 см. Храм Кофукудзи, город Нара.

11 Гакко Босацу (Чандрапраба). Ранний этап периода Нара, 7-й век. Глина. Высота 206,6 см. Хокке-до в Тодайдзи, город Нара.

12 Дама под деревом. Период Нара, 8-й век. Панель ширмы, расписана краской по бумаге. 56,0 х 136,0 см. Сёсо-ин, город Нара.

13 Хранилище императорских сокровищ Сёсо-ин. Расположение: город Нара. Период Нара, 8-й век. (Фото Японский Фонд).

14 Главный зал Храма Тосёдайдзи. Расположение: город Нара. Период Нара, 8-й век. (Фото Японский Фонд).

15 Такао Мандара. Ранний этап периода Хэйан, 9-й век. Настенный свиток, краска по шелку. 408,5 х 367.6 см. Храм Дзингодзи, город Киото.

16 Якуси Нёрай (Байсадзиягуру). Ранний этап периода Хэйан, конец 8—начато 9 века. Дерево. Высота 169,7 см. Храм Дзингодзи, город Киото.

17 Амида Нёрай (Амитаба). Дзётё. Поздний этап периода Хэйан, 1053 г. Дерево. Высота 283,9 см. Амида-до в Храме Бёдо-ин, город Удзи, преф. Киото.

18 Амида-до (широко известный как Зал Феникса) в Храме Бёдо-ин. Расположение: город Удзи, преф. Киото. Поздний этап периода Хэйан, 1053 г. (Фото Японский Фонд).

19 Сутра Хокэ-кё в очертании веера. Поздний этап периода Хэйан, 12-й век. Сборник в виде книги с очертаниями веера, расписанный краской содержание которого написано тушью на бумаге. Высота 25,6 см. ширина вверху 49,4 см. Храм Ситеннодзи, город Осака.

20 Cвиток-иллюстрация Гэндзи Моногатари (Сказание Гэндзи). Поздний этап периода Хэйан, 12-й век. Отсоединенный лист настольного свитка, расписан краской по бумаге. 21,8 х 39,5 см. Художественный музей Гото, Токио.

21 Свиток с карикатурами животных. Поздний этап периода Хэйан, 12-й век. Настольный свиток расписан тушью по бумаге. 30,5 х 1148,4 см. Храм Кодзандзи, город Киото.

22 Ворота Нандаймон, ведущие в Храм Тодайдзи. Расположение: город Нара, период Камакура, 1199 г.

23 Конго Рикиси (Ваджравира). Ункэй и Кайкэй. Период Камакура, 1203 г. Дерево. Высота 836,4 см. Нандаймон в Храме Тодайдзи, город Нара.

24 Мудзаку Босацу (Асанга). Ункэй. Период Камакура, 1208 г. Окрашенное дерево. Высота 193,0 см. Нанэн-до в Храме Кофуку-Дзи, Нара.

25 Доспехи с красной тесьмой, включающие в себя шлем и детали, прикрывающие плечи. Период Камакура, 14-й век. Высота туловище 33,3 см. Синтоистский Храм. Кусибики Хатимангу, преф. Аомори.

26 Портрет Минамото-но-Ёритомо. Принадлежит кисти Фудзивара Таканобу. Период Камакура, 13-й век. Настенный свиток, краска по шелку. 139,4 х 111,8 см. Храм Дзингодзи, город Киото.

27 Иппэн Сёнин Э-дэн (иллюстрированная биография священника Иппэн). Эн-и. Период Камакура, 1299 г. Настольный свиток, краска по шелку. 38,2 x 802 см. Токийский Национальный музей.

28 Осенний и зимний пейзажи: Зима. Сэссю (1420–1506 гг.). Период Муромати, 15-й век. Настенный свиток, тушь по бумаге. 46,3 х 29,3 см. Токийский Национальный музей.

29 Сад в Храме Рёандзи. Расположение: город Киото. Период Муромати, 16-й век. (Фото Японский Фонд).

30 Главная постройка башенного типа замка Химэдзи. Расположение: город Химэдзи, преф. Хёго. Период Момояма, 17-й век.

31 Сосна. Принадлежит кисти Кано Эйтоку (1543–1590 гг.). Период Момояма, 16-й век. Восьмисекционная ширма, краска по позолоченной бумаге. 170,3 х 460,5 см. Токийский Национальный музей.

32 Интерьер комнаты для чайной церемонии, Тай-ан. Период Момояма, 16-й век. Мёки-ан, город Киото. (Фото Японский Фонд)

33 Сёин (кабинет и гостиная) на императорской вилле Кацура. Расположение: город Киото. Период Эдо, 17-й век.

34 Веселье под вишнями. Период Момояма, 17-й век. Парные ширмы из шести панелей каждая, краска по позолоченной бумаге. 151,0 x 352,0 см. каждая. Художественный музей Сантори, Токио.

35 Свиток с городским и загородным пейзажами. Сумиёси Гукэй (1631–1705 гг.). Период Эдо, 17-й век. Настольный свиток, краска по шелку. 36,4 х 1094,4 см. Комбу-ин, город Нара.

36 Чайная церемония. Период Эдо, 17-й век. Настольный свиток, краска по бумаге. 18,2 x 521,6 см. Городской художественный музей, г. Осака.

37 Аранжировка цветов. Китагава Утамаро (1754–1806 гг.). Период Эдо, 18-й век. Многоцветный отпечаток с деревянной матрицы. Токийский Национальный музей.

38 Представление унэме Кабуки Период Эдо, 17-й век. Настольный свиток, краска по бумаге. 37,0 х 1669,5 см. Художественный музей Токугава, преф. Аити.

39 Сцена из главы Миоцукуси Гэндзи Моногатари (Сказание Г эндзи). Таварая Сотацу. Период Эдо, 17-й век. Ширма из шести секций, краска по позолоченной бумаге. 151,8 х 354,5 см. Сэйкадо Фаундэйшн, Токио.

40 Цветение красной и белой сливы: белая слива. Огата Корин (1658–1716 гг.). Период Эдо, 18-й век. Парные ширмы из двух секций каждая, краска по позолоченной бумаге. 156,6 х 172,7 см. каждая. Художественный музей Атами, преф. Сидзуока.

41 Лакированная шкатулка для письменных принадлежностей. Хонъами Коэцу (1558–1637 гг.). Период Эдо, 17-й век. Узор в виде моста на понтонах, выполненный из маки-э (золотого лака), с перламутровой инкрустацией. 24,2 x 22,6 см, высота 11,8 см. Токийский Национальный музей.

42 Большое блюдо, фарфоровая посуда Кутани. Период Эдо, 17-й век. Фарфор, украшенный глазурованой эмалью. Узор из птиц. Диаметр 42,2 см. Токийский Национальный музей.

43 Ваза, фарфор Киото. Нинсэй. Период Эдо, 17-й век. Керамика, украшенная глазурованой эмалью. Узор из луны и сливы. Высота 29,9 см. Токийский Национальный музей.

44 Актер Кабука Отани Онидзи в роли Якко Эдобэи. Тосюсай Сяраку (конец 18 века). Период Эдо, 18-й век. Многоцветный отпечаток с деревянной матрицы. Токийский национальный музей.

45 Тридцать шесть видов горы Фудзи: Вид в ясный ветреный день. Кацусика Хокусай (1760–1849 гг.). Период Эдо, 19-й век. Многоцветный отпечаток с деревянной матрицы. Коллекция Сакай, Токио.

46 Милосердная мать Каннон. Кано Хогай (1828–1888 гг.). Период Мэйдзи, 1888 г. Настенный свиток, краска по шелку. 196,0 x 86,7 см. Токийский Университет искусств.

47 У озера. Курода Сэйки (1866–1924 гг.). Период Мэйдзи, 1897 г. Живопись маслом на холсте. 68,0 х 82,0 см. Токийский Национальный исследовательский институт культурного достояния.

48 Дворец на дне моря. Аоки Сигэру (1882–1911 гг.). Период Мэйдзи, 1907 г. Живопись маслом на холсте. 181,5 х 70,0 см. Музей искусств Исибаси, Курумэ, преф. Фукуока.

49 Женщина. Огивара Мориэ (1879–1910 гг.). Период Мэйдзи, 1910 г. Бронза. Высота 99,0 см. Национальный музей современного искусства, Токио.

50 Cосны. Ёкояма Тайкан (1868–1958 гг.). Период Тайсё, 1913 г. Настенный свиток, краска по шелку. 194,0 х 85,0 см. Токийский Национальный музей. (Фото Сюэйся).

51 Национальный стадион. Проект Тангэ Кэндзо. Расположение: Ёёги, Токио. 1964 г.

52 Национальный театр Японии. Расположение: Миякэдзака, Токио. 1966 г.

53 Выставка современного японского искусства. Расположение: Токийская художественная галерея Метрополитэн.

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора

Наши рекомендации