ДВА ОТРАЖЕНИЯ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ — ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ И АРАНЖИРОВКА ЦВЕТОВ
Чай был завезен в Японию в период Камакура буддийским монахом в качестве медицинского напитка, Чайная церемония, которая развилась вокруг него, является при этом чем-то уникальным для Японии. Она была изобретена Мурата Дзюко, который служил Сегуну Асикага Ёсимаса (умер в 1490 году). Дзюко был приверженцем жизни затворником в гармонии с природой и природными явлениями.
В период Муромати властители из военного сословия и богатые торговцы, собираясь для политических и торговых дискуссий, часто пользовались случаем для того, чтобы подать чай. Считалось утонченным удовольствием сидеть в досуге в тихой чайной комнате, огражденным от забот жизни, идущей снаружи, и внимать звукам воды, кипящей на жаровне. Не кто иной как Сэн-но-Рикю, гражданин Сакай и ученик Такэно Дзёъо, возвел чаепитие в искусство. Следует при этом отметить, что он оказался в состоянии развить искусство чайной церемонии в том виде, в котором он это сделал, отчасти из-за вышеупомянутого социального фона.
32 Интерьер комнаты для чайной церемонии, Тай-ан. Умиротворение и отсутствие украшений находятся среди того, что составляет самую суть чайной церемонии. Хотя и простая в своем облике, эта комната для чайной церемонии сооружена с глубокой тщательностью, которой пронизана каждая деталь.
33 Сёин (кабинет и гостиная) на императорской вилле Кацура. Стиль сёин является фундаментальным источником японской архитектуры жилых помещений сегодняшнего дня. Он воплощает в себе черты рационалистического замысла, исключающего чрезмерные пространства и материалы.
У чайной церемонии имеются две явные черты, развившиеся при покровительстве со стороны Тоётоми Хидэёси и отражающие его собственную жизнь и характер. Завоевание страны, совершенное Хидэёси, представляло собой покорение как старого центрального правительства, так и его искусства провинциальной земледельческой силой. Таким образом помпезные дворцы, пресыщенные золотом, и оформление чайных комнат, которые напоминают простой соломенный сельский дом, являются одновременно разнородными и все же двумя сторонами одной медали. Военачальники и преуспевающие торговцы высказывали величие и достаток вовне, однако внутри своих сердец они желали жить в атмосфере спокойствия в созерцания. Если можно сказать, что душа чайной церемонии находится в «моменте облегчения, выхваченном из давления работы», или в гармонии между центробежными и центростремительными силами, то в этом случае чайная комната являет собой место, где правит мир, доверие и дружба.
Чайная комната, сооруженная Сэн-но-Рикю, на первый взгляд могла бы показаться совершенно простой и даже слишком маленькой, и все же она по сути дела планировалась с самой тщательной и тончайшей разборчивостью, вплоть до мельчайшей детали. Она была оформлена скользящими дверями, покрытыми белоснежной полупрозрачной японской бумагой. Опоры в большей своей части были деревянными, сохраняющими свою естественную кору. Потолок был отделан бамбуком или тростником, а открытая фактура стен высоко ценилась. Для того, чтобы создать эффект жилища отшельника в чайной комнате, все безполезное убранство и чрезмерные украшения были отброшены. С тем, чтобы дать чувство ваби (спокойного вкуса) и сибуми (умеренности), вдоль узкой тропы, ведущей к комнате, устанавливались изгородь, камни, по которым можно переступать с одного на другой, газ для мытья рук, каменные светильники. Следовало подготовить свой дух к вхождению в чайную комнату прошествием по этой длинной и узкой тропе. Сама комната была тем пространством, где дух должен был быть насыщен. Тай-ан в Мёкиан в Ямадзаки представляет собой хороший пример идеалов Рикю.
Керамика производилась в различных местах, особенно в местности Сэто. Фарфор Сэто представлял собой производное от сильного влияния со стороны фарфоровой посуды эпохи сунской династии. Подхлестанное популярностью чайных церемоний, производство чайной посуды стало вестись в широких масштабах, в особенности в районе Мино. Характерными ее типами являются, Сэто гуро (или черная Сэто), Сино, Кисэто (или желтая Сэто), а также фарфоровые изделия Орибэ. Их вид и форма удивительно усложнены и разнообразны. Замечательным было и техническое движение, которое они представляли. Именно в Киото под управлением Сэн-но-Рикю Тёдзиро развил новое искусство производства керамики. Он разработал оригинальную японскую чайную пиалу, Раку тяван, форма которой совершенно отлична от той, которая присуща традиционным китайским пиалам (Тэнмоку тяван ) и корейским пиалам (Корай тяван ).
Искусство аранжировки цветов также начало расцветать в это время. Уже существовала традиция их аранжировки в вазах, однако теперь цветы начали аранжировать таким образом, чтобы подчеркнуть восхищение вазой. Икэнобо Сэнкэй был тем, что перенес аранжировку цветов в чайную комнату. Школа Икэнобо завоевала подавляющую поддержку со стороны масс и стала характерной школой этого искусства. Как и следует ожидать, украшение из цветов в чайной комнате не должно преследовать цели производить эффект тонкой красоты, а должно выражать чистоту и простоту в усилии проникнуть в бездну природы.
Естественный мир Японии всегда обеспечивал красивые цветы во все сезоны. Их красота украсила простую каждодневную жизнь людей всех возрастов. В некоторые моменты в жизни людей Японии эта красота обращалась в то, что обретало духовное значение. В начале периода Эдо аранжировка цветов заслужила название Кадо (Путь цветка) со своим сопутствующим значением духовной дисциплины. С тех пор искусство аранжировки цветов укрепилось и расцвело, дав рост многим школам.
34 Веселье под вишнями. Пришельцы из Европы в ранние эпохи вызывали любопытство со стороны людей в Японии, и европейские обычаи превращались в одну из разновидностей моды того времени, как отражено на этой панели из шестипанельной ширмы.
35 Свиток с городским и загородным пейзажами. Исполнен Сумиёси Гукэй (1631–1705 гг.). Стороны простой каждодневной жизни внутри и вокруг столицы того времени Киото отражены легкими прикосновениями и яркими красками. Воспроизводимая часть показывает магазин игрушек.
36 Чайная церемония. Чайная церемония, происходящая от традиции прихлебывать чай, существовавшей среди дзэн-буддийских монахов, развилась в тщательно отработанное культурное действие. Она превратилась в моду среди представителей высшего сословия, а позже и среди простых людей.
37 Аранжировка цветов. Выполнена Китагава Утамаро (1754–1806 гг.). Как и чайная церемония, аранжировка цветов являлась одной из неотъемлемых составных частей хороших манер в культуре для дам в период Эдо. Утамаро был одним из ведущих художников в области бидзин-га (картин женской красоты).
ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ
Стабильность и разрастание городов и торговли означали то, что простые жители были в состоянии играть большую общественную роль. Складная ширма Ракутю Ракугай Дзу (Виды внутри и вокруг Киото), исполненная Кано Эйтоку, которая расписана около 1574 года, отображает жизнь простых людей в суматошном городе Киото. Множество жанровой живописи этих времен представляет пор третное изображение жизни в свободе и досуге, ведшейся горожанами, и описание развлечений крестьянства. Жанровая живопись являлась также значительной в том, что она открыла новую область в японском искусстве.
Случилось так, что на раннем этапе периода Эдо в жанровой живописи произошел большой сдвиг: объекты, которые запечатлевались, начали избираться не из жизни снаружи, а из жизни внутри, и число отображаемых персонажей начало постепенно падать. Жанровая живопись начала иметь дело с молодыми мужчинами и женщинами (например, складная ширма Хиконэ), Куртизанками, чья физическая красота представляла собой фокус интереса (складная ширма Мацуура и другие), девушки-банщицы (которые работали в общественных банях). Позже это повело к изображению красивых женщин, стоящих в одиночестве.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ