Тесты по определению «рукости» (правшества или левшества у взрослых)

1. Считаете ли вы себя левшой, правшой или амбидекст-ром, то есть «двуруким»?

2. Ведущий глаз (Л. П.): переплетение пальцев рук (Л. П.); поза Наполеона (Л. П.); манера аплодирования (Л. П.); разви­тость венозной системы (Л. П.); с какой стороны на голове во­лосяной пробор.

3. Переучивали ли вас в детстве, в школе с левой руки на правую? Кого в семье вы сами переучивали? Имеется ли в се­мье заикание? Заикались ли вы сами?

4. Трудовые и бытовые навыки, в которых пользуетесь ле­вой рукой: держите ложку, чашку, карандаш; можете писать, чер­тить, рисовать, шить, вязать, выжимать белье, чистить зубы, одежду, обувь, причесываться. Можете ли левой рукой мыть по­суду, окна; отпирать дверь; какой рукой можете стричь бумагу, ткань, ногти; мести пол, копать, пилить, забивать гвозди, ввин­чивать лампочку; играть на музыкальном инструменте (скрип­ке, фортепьяно, флейте); выжигать по дереву, заниматься резь­бой по дереву; ловить рыбу, водить машину и т. д.

- Однако, к сожалению, левшество левшеству рознь, т. е. оно может быть различным. О тестах, определяющих левшество и правшество, было написано выше. Но одним из наглядных тестов, не упомянутых мною, является сторона волосяного пробора на голове или склонность к прямому зачесыванию волос ото лба к затылку. По этому первичному, но не всегда обязательному тесту, как не абсолютно обязательны все тесты, можно определять наличие левшества и правшества по телевидению у большинства общественных деятелей, ведущих телевидения, актеров, режиссеров и других лиц. При этом вы убедитесь в том, как талантлив наш народ!

Выше мы обсуждали результаты «насильственного» пере­учивания генетически, наследственно передаваемого левшества, в одних случаях абсолютного, когда ребенок не поддается переучиванию с левой руки на правую, или частичного, непол­ного левшества, когда ребенок одинаково ловко, а иногда и не­ловко, пользуется обеими руками.

Но... но во все времена, а в последние десятилетия особен­но, появляется множество вынужденных левшей. Это связано с плохой экологией, психотравмами, алкоголизмом родителей и, по­просту, с участившимися случаями абортов, когда молодая жен­щина решается прервать беременность и, не посоветовавшись с родителями, с отцом ребенка, делает аборт и остается, если не на­всегда, то на многие годы, бесплодной. Затем мечется, лечится и рождается поздний, долгожданный здоровый ребенок, возмож­но, генетически запрограммированный левша.

Но бывает так, что молодая будущая мама с перепугу перво­начально пытается какими-то средствами ликвидировать беремен­ность и вредит вполне здоровому правше или левше, возможно будущему композитору, музыканту, военачальнику, танцору, ин­женеру, художнику, мастеру на все руки, типа сказочного Левши, который подковал блоху. Гениями рождаются не только левши, но и правши! И нарушение одной из заповедей Бога «не убий», по­пытка к убийству младенца, который в будущем, в вашей старос­ти будет вам опорой и поддержкой, приводит к очень грустным последствиям. Травмирование плода, нервной системы будущего человека, как правило, приводит к тому, что рождается больной ребенок. В большинстве случаев болезненность ребенка проявля­ется сразу после его рождения, иногда это паралич левых или пра­вых ручки и ножки. У здорового ребенка в ручках и ножках после рождения отмечается высокий тонус, когда они как бы сопротив­ляются, если нажать на ладошки или стопы ног младенца. И для преодоления двигательных расстройств он нуждается в длитель­ных постоянных массаже и гимнастике. При этом нередко возникает вынужденное левшество, т. к. пострадала правая ручка ребен­ка, что обусловлено травмой головного мозга в первые 1 -3 месяца беременности. Однако любое нарушение двигательных функций ре­бенка, связанное с травмой головного мозга, сопровождается тяже­лыми речевыми расстройствами. Молодая женщина должна свято бе­речь зародившуюся в ней новую жизнь. На то она и носит в себе такой чудотворный орган как матка! Берегите, будущие мамочки, себя, не переохлаждайтесь, купаясь в холодной воде, не сидите на мраморных парапетах и лестничных ступенях. Помните, что вы продолжатель­ницы рода человеческого. Рожает не отец, а мать, женщина!

Но если бы только первые три месяца беременности надо себя беречь. Его надо беречь и в течение всей беременности: не болеть инфекционными болезнями, гриппом и т. п., готовиться к родам, посещая систематически гинеколога, не увлекаться экзо­тическими фруктами, все продукты употреблять в меру, не объе­даться пирогами, пирожными и булочками, т. е. не раскармливать ребенка, чтобы он легко родился с нормальным весом, точнее, лег­ко явился на свет. Радуйтесь, если он сразу закричит. Это прекрас­но. Могут быть и природовые травмы. Все это вы узнаете от своих мам и старших сестер. Но все время будьте начеку, следите за его носоглоткой, избегайте антибиотиков, не простужайте его, пра­вильно кормите, следите за его кишечником. Сами ешьте только свежие продукты. Следите за тем, как он прислушивается к раз­ным шумам (с 3-4-7Х месячното возраста), следит ли он глазками за вами, за игрушками, вовремя ли он стал «держать головку», си­деть на руке, в кроватке, в манеже, вовремя ли он встал на ножки, пошел, заговорил и т. д. В 10-12 месяцев дети уже начинают по­нимать вашу речь. Девочки, как правило, начинают говорить около одного года, мальчики чуть попозже, но обычный ребенок уже го­ворит относительно понятно к 2-2,5 годам. Если ребенок не гово­рит в 2,5 года, обратитесь к «детскому» микроневропатологу и ло­гопеду. Скорее всего ваш ребенок левша (если у него здоровый слух) и вы уже попытались его переучить с левой руки на правую. Пре­дупредите возникновение у ребенка заикания, не пугайте его хлоп­ками и глупыми играми. Будьте бдительны, мама! Советуйтесь с врачами, патронажными, все знающими медсестрами, с опытны­ми микроневропатологами.

Нарушение движений — это полбеды. Нарушение слуха и зрения большая беда, а уж о чем говорить, когда у ребенка выяв­ляется нарушение интеллекта! Это большое горе. И все равно ваш ребенок самый любимый, самый, самый дорогой! Отчего эти по­грешности в развитии ребенка? От злоупотребления алкоголем, а пиво тот же алкоголь, особенно в момент зачатия и беременно­сти, употребления наркотиков, сигарет. Помните, что плацента не защитит ребенка от вредного воздействия наркотиков и нико­тина курящей мамы. Именно поэтому я, логопед, нейропсихолог, дефектолог, взываю к вам, будущие мамочки, не травите своих де­тей, берегите их, лелейте, вовремя помогайте им, и тогда, будьте уверены, у вас родятся только здоровые, полноценные левши и правши, не только ваша гордость, но и гордость страны.

Конечно, нарушения речи, письма, чтения и счета могут быть следствием травмы головного мозга, если ребенок попал в авто­мобильную аварию или ему на головенку упала сосулька. Если ре­бенок левша, то восстановлению высших психологических функ­ций ему поможет наличие у него левшества. Речь у левшей «располагается» в обоих полушариях, и здоровое полушарие го­ловного мозга при определенной, нередко длительной помощи ло­гопеда, поможет преодолеть нарушенные функции. «Вторичное левшество» может возникнуть и в дошкольном возрасте у ребен­ка, сломавшего правую руку и привыкшего пользоваться левой рукой. Заживет рука и он опять будет писать правой рукой .

И напоследок, никогда не обманывайте детей. Когда ребенок поймет, что вы его обманываете, он будет обманывать вас, берегите ребенка от психотравм, помните мудрые русские пословицы: «Что по­сеешь, то и пожнешь», «Знал бы, где упасть, соломку подложил бы», и «Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться».

По возможности начинайте его учить читать и считать до 5 лет (примерно с 3,5-4-х лет), заведите в доме глобус или карту мира, рассказывайте и читайте ему не только сказки (обязательно сказки А. С. Пушкина), но учите с ним стихи русских поэтов, С. Маршака, А. Барто,С. Михалкова. Вовремя обращайтесь к ло­гопеду, если ребенок начал заикаться и плохо или совсем не про­износит звуки л, р, свистящие и шипящие. Помните, что эти де­фекты речи — признаки «переученного» левшества.

Повторяю, как можно раньше начинайте говорить с ребен­ком, буквально с момента рождения он должен ощущать не толь­ко тепло ваших рук, но и слышать интонации, темп и мелодику вашей ласковой речи. Тепло ваших рук и восприятие голоса ма­мы, ее пения, «воркования» над малышом — первые каналы к вос­приятию им окружающего мира. Хорошо, если вы будете хорошо знать все о своей родословной и родословной мужа. И как говари­вала моя прабабушка моей маме: «Желаю тебе, внучка, мужа не пьющего, не курящего, а работящего». Вот этого вам желаю и я, уже годящаяся вам в бабушки. Бывает и так, что все окружающие будущую маму вопят; «Да ты с ума сошла. Кто отец ребенка? Де­лай аборт! На нас не надейся. Будешь растить его одна!». Кричат! Требуют аборта! И молоденькая женщина сдается: «Рожу и отдам в дом ребенка!». И сдает ребенка государству. Государство вырас­тит ее ребенка, но помните, что свое горе вы переложили на плечи своего ребенка! Это великий грех! Спасибо, что не убили его, но всю жизнь будете думать о нем, искать его, выросшего без мате­ринской ласки. Какую психотравму будете носить всю жизнь и ваш ребенок и вы, скажем попросту, преступница. Одной растить ребенка по себе знаю (развелась с мужем) трудно, но зато какой дивный у меня сын, моя опора и подмога!

Учите ребенка быть добрым, ласковым и будете всю жизнь счастливыми мамами, а позже — бабушками. И еще. У вашего первенца должны быть братья и сестры, чтобы в будущем он не был одинок. Желаю вам счастливого материнства.

Логопедом я стала 50 лет назад, помогла многим тысячам детей и взрослых с расстройствами речи, и хорошо знаю, отче­го они возникают.

Кандидат педагогических наук М. К. Бурлакова.

Литература

Бурлакова М. К. Коррекция сложных речевых рас­стройств: Сборник упражнений. — М., 1997. — С. 1-350.

Бурлакова М. К. Не переучивать!: Одна из скрытых при­чин неуспеваемости в начальной школе // «Семья и школа». — 1996, № 9. - С. 4-6.

Бурлакова М. К. Да что же он пишет! А что он слышит? // «Семья и школа». — 1996, № 10. — С. 2-4.

Макарьев И. Если ваш ребеноклевша. — СПб., 1995.

Пылаева Н. М, АхутинаТ В. Школа внимания. — М., 1997.

РезниченкоТ. С. Если ваш ребенок заикается. — М., 1994.

РезниченкоТ. С. Ребенок заикается? Можно помочь!// «Семья и школа». — 1993, № 4. — С. 2-4.

Оглавление

Предисловие..............................................................................3

I. Одна из скрытых причин неуспеваемости в школе..............4

II. Речь — функция головного мозга.......................................16

III. Развитие речи и мышления у ребенка до пяти лет...........29

IV. Поговорим о заикании.......................................................36

V. Подготовим ребенка к школе..............................................40

VI. Заключение.........................................................................53

Тесты по определению «рукости»(правшества или

левшества у взрослых).......................................................59

Литература................................................................................63

Верстка — М. О. Качёлкин

Лицензия ИД № 02522 от 3 августа 2000 года

Подписано в печать 17.1 J.2003 г. Формат 84x108 '/32.

Объем 2 п. л. Тираж 5000 экз. Заказ 2225

В. Секачёв. 142633 Московская обл.,

Орехово-Зуевский район, п. Верея,

ул. Центральная, д. 17, кв. 16

Отпечатано в ОАО «Молодая Гвардия»

103030 Москва, ул. Сущевская, д. 21

ООО «Платан»

Наши рекомендации