Тесты по определению «рукости» (правшества или левшества у взрослых)
1. Считаете ли вы себя левшой, правшой или амбидекст-ром, то есть «двуруким»?
2. Ведущий глаз (Л. П.): переплетение пальцев рук (Л. П.); поза Наполеона (Л. П.); манера аплодирования (Л. П.); развитость венозной системы (Л. П.); с какой стороны на голове волосяной пробор.
3. Переучивали ли вас в детстве, в школе с левой руки на правую? Кого в семье вы сами переучивали? Имеется ли в семье заикание? Заикались ли вы сами?
4. Трудовые и бытовые навыки, в которых пользуетесь левой рукой: держите ложку, чашку, карандаш; можете писать, чертить, рисовать, шить, вязать, выжимать белье, чистить зубы, одежду, обувь, причесываться. Можете ли левой рукой мыть посуду, окна; отпирать дверь; какой рукой можете стричь бумагу, ткань, ногти; мести пол, копать, пилить, забивать гвозди, ввинчивать лампочку; играть на музыкальном инструменте (скрипке, фортепьяно, флейте); выжигать по дереву, заниматься резьбой по дереву; ловить рыбу, водить машину и т. д.
- Однако, к сожалению, левшество левшеству рознь, т. е. оно может быть различным. О тестах, определяющих левшество и правшество, было написано выше. Но одним из наглядных тестов, не упомянутых мною, является сторона волосяного пробора на голове или склонность к прямому зачесыванию волос ото лба к затылку. По этому первичному, но не всегда обязательному тесту, как не абсолютно обязательны все тесты, можно определять наличие левшества и правшества по телевидению у большинства общественных деятелей, ведущих телевидения, актеров, режиссеров и других лиц. При этом вы убедитесь в том, как талантлив наш народ!
Выше мы обсуждали результаты «насильственного» переучивания генетически, наследственно передаваемого левшества, в одних случаях абсолютного, когда ребенок не поддается переучиванию с левой руки на правую, или частичного, неполного левшества, когда ребенок одинаково ловко, а иногда и неловко, пользуется обеими руками.
Но... но во все времена, а в последние десятилетия особенно, появляется множество вынужденных левшей. Это связано с плохой экологией, психотравмами, алкоголизмом родителей и, попросту, с участившимися случаями абортов, когда молодая женщина решается прервать беременность и, не посоветовавшись с родителями, с отцом ребенка, делает аборт и остается, если не навсегда, то на многие годы, бесплодной. Затем мечется, лечится и рождается поздний, долгожданный здоровый ребенок, возможно, генетически запрограммированный левша.
Но бывает так, что молодая будущая мама с перепугу первоначально пытается какими-то средствами ликвидировать беременность и вредит вполне здоровому правше или левше, возможно будущему композитору, музыканту, военачальнику, танцору, инженеру, художнику, мастеру на все руки, типа сказочного Левши, который подковал блоху. Гениями рождаются не только левши, но и правши! И нарушение одной из заповедей Бога «не убий», попытка к убийству младенца, который в будущем, в вашей старости будет вам опорой и поддержкой, приводит к очень грустным последствиям. Травмирование плода, нервной системы будущего человека, как правило, приводит к тому, что рождается больной ребенок. В большинстве случаев болезненность ребенка проявляется сразу после его рождения, иногда это паралич левых или правых ручки и ножки. У здорового ребенка в ручках и ножках после рождения отмечается высокий тонус, когда они как бы сопротивляются, если нажать на ладошки или стопы ног младенца. И для преодоления двигательных расстройств он нуждается в длительных постоянных массаже и гимнастике. При этом нередко возникает вынужденное левшество, т. к. пострадала правая ручка ребенка, что обусловлено травмой головного мозга в первые 1 -3 месяца беременности. Однако любое нарушение двигательных функций ребенка, связанное с травмой головного мозга, сопровождается тяжелыми речевыми расстройствами. Молодая женщина должна свято беречь зародившуюся в ней новую жизнь. На то она и носит в себе такой чудотворный орган как матка! Берегите, будущие мамочки, себя, не переохлаждайтесь, купаясь в холодной воде, не сидите на мраморных парапетах и лестничных ступенях. Помните, что вы продолжательницы рода человеческого. Рожает не отец, а мать, женщина!
Но если бы только первые три месяца беременности надо себя беречь. Его надо беречь и в течение всей беременности: не болеть инфекционными болезнями, гриппом и т. п., готовиться к родам, посещая систематически гинеколога, не увлекаться экзотическими фруктами, все продукты употреблять в меру, не объедаться пирогами, пирожными и булочками, т. е. не раскармливать ребенка, чтобы он легко родился с нормальным весом, точнее, легко явился на свет. Радуйтесь, если он сразу закричит. Это прекрасно. Могут быть и природовые травмы. Все это вы узнаете от своих мам и старших сестер. Но все время будьте начеку, следите за его носоглоткой, избегайте антибиотиков, не простужайте его, правильно кормите, следите за его кишечником. Сами ешьте только свежие продукты. Следите за тем, как он прислушивается к разным шумам (с 3-4-7Х месячното возраста), следит ли он глазками за вами, за игрушками, вовремя ли он стал «держать головку», сидеть на руке, в кроватке, в манеже, вовремя ли он встал на ножки, пошел, заговорил и т. д. В 10-12 месяцев дети уже начинают понимать вашу речь. Девочки, как правило, начинают говорить около одного года, мальчики чуть попозже, но обычный ребенок уже говорит относительно понятно к 2-2,5 годам. Если ребенок не говорит в 2,5 года, обратитесь к «детскому» микроневропатологу и логопеду. Скорее всего ваш ребенок левша (если у него здоровый слух) и вы уже попытались его переучить с левой руки на правую. Предупредите возникновение у ребенка заикания, не пугайте его хлопками и глупыми играми. Будьте бдительны, мама! Советуйтесь с врачами, патронажными, все знающими медсестрами, с опытными микроневропатологами.
Нарушение движений — это полбеды. Нарушение слуха и зрения большая беда, а уж о чем говорить, когда у ребенка выявляется нарушение интеллекта! Это большое горе. И все равно ваш ребенок самый любимый, самый, самый дорогой! Отчего эти погрешности в развитии ребенка? От злоупотребления алкоголем, а пиво тот же алкоголь, особенно в момент зачатия и беременности, употребления наркотиков, сигарет. Помните, что плацента не защитит ребенка от вредного воздействия наркотиков и никотина курящей мамы. Именно поэтому я, логопед, нейропсихолог, дефектолог, взываю к вам, будущие мамочки, не травите своих детей, берегите их, лелейте, вовремя помогайте им, и тогда, будьте уверены, у вас родятся только здоровые, полноценные левши и правши, не только ваша гордость, но и гордость страны.
Конечно, нарушения речи, письма, чтения и счета могут быть следствием травмы головного мозга, если ребенок попал в автомобильную аварию или ему на головенку упала сосулька. Если ребенок левша, то восстановлению высших психологических функций ему поможет наличие у него левшества. Речь у левшей «располагается» в обоих полушариях, и здоровое полушарие головного мозга при определенной, нередко длительной помощи логопеда, поможет преодолеть нарушенные функции. «Вторичное левшество» может возникнуть и в дошкольном возрасте у ребенка, сломавшего правую руку и привыкшего пользоваться левой рукой. Заживет рука и он опять будет писать правой рукой .
И напоследок, никогда не обманывайте детей. Когда ребенок поймет, что вы его обманываете, он будет обманывать вас, берегите ребенка от психотравм, помните мудрые русские пословицы: «Что посеешь, то и пожнешь», «Знал бы, где упасть, соломку подложил бы», и «Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться».
По возможности начинайте его учить читать и считать до 5 лет (примерно с 3,5-4-х лет), заведите в доме глобус или карту мира, рассказывайте и читайте ему не только сказки (обязательно сказки А. С. Пушкина), но учите с ним стихи русских поэтов, С. Маршака, А. Барто,С. Михалкова. Вовремя обращайтесь к логопеду, если ребенок начал заикаться и плохо или совсем не произносит звуки л, р, свистящие и шипящие. Помните, что эти дефекты речи — признаки «переученного» левшества.
Повторяю, как можно раньше начинайте говорить с ребенком, буквально с момента рождения он должен ощущать не только тепло ваших рук, но и слышать интонации, темп и мелодику вашей ласковой речи. Тепло ваших рук и восприятие голоса мамы, ее пения, «воркования» над малышом — первые каналы к восприятию им окружающего мира. Хорошо, если вы будете хорошо знать все о своей родословной и родословной мужа. И как говаривала моя прабабушка моей маме: «Желаю тебе, внучка, мужа не пьющего, не курящего, а работящего». Вот этого вам желаю и я, уже годящаяся вам в бабушки. Бывает и так, что все окружающие будущую маму вопят; «Да ты с ума сошла. Кто отец ребенка? Делай аборт! На нас не надейся. Будешь растить его одна!». Кричат! Требуют аборта! И молоденькая женщина сдается: «Рожу и отдам в дом ребенка!». И сдает ребенка государству. Государство вырастит ее ребенка, но помните, что свое горе вы переложили на плечи своего ребенка! Это великий грех! Спасибо, что не убили его, но всю жизнь будете думать о нем, искать его, выросшего без материнской ласки. Какую психотравму будете носить всю жизнь и ваш ребенок и вы, скажем попросту, преступница. Одной растить ребенка по себе знаю (развелась с мужем) трудно, но зато какой дивный у меня сын, моя опора и подмога!
Учите ребенка быть добрым, ласковым и будете всю жизнь счастливыми мамами, а позже — бабушками. И еще. У вашего первенца должны быть братья и сестры, чтобы в будущем он не был одинок. Желаю вам счастливого материнства.
Логопедом я стала 50 лет назад, помогла многим тысячам детей и взрослых с расстройствами речи, и хорошо знаю, отчего они возникают.
Кандидат педагогических наук М. К. Бурлакова.
Литература
Бурлакова М. К. Коррекция сложных речевых расстройств: Сборник упражнений. — М., 1997. — С. 1-350.
Бурлакова М. К. Не переучивать!: Одна из скрытых причин неуспеваемости в начальной школе // «Семья и школа». — 1996, № 9. - С. 4-6.
Бурлакова М. К. Да что же он пишет! А что он слышит? // «Семья и школа». — 1996, № 10. — С. 2-4.
Макарьев И. Если ваш ребеноклевша. — СПб., 1995.
Пылаева Н. М, АхутинаТ В. Школа внимания. — М., 1997.
РезниченкоТ. С. Если ваш ребенок заикается. — М., 1994.
РезниченкоТ. С. Ребенок заикается? Можно помочь!// «Семья и школа». — 1993, № 4. — С. 2-4.
Оглавление
Предисловие..............................................................................3
I. Одна из скрытых причин неуспеваемости в школе..............4
II. Речь — функция головного мозга.......................................16
III. Развитие речи и мышления у ребенка до пяти лет...........29
IV. Поговорим о заикании.......................................................36
V. Подготовим ребенка к школе..............................................40
VI. Заключение.........................................................................53
Тесты по определению «рукости»(правшества или
левшества у взрослых).......................................................59
Литература................................................................................63
Верстка — М. О. Качёлкин
Лицензия ИД № 02522 от 3 августа 2000 года
Подписано в печать 17.1 J.2003 г. Формат 84x108 '/32.
Объем 2 п. л. Тираж 5000 экз. Заказ 2225
В. Секачёв. 142633 Московская обл.,
Орехово-Зуевский район, п. Верея,
ул. Центральная, д. 17, кв. 16
Отпечатано в ОАО «Молодая Гвардия»
103030 Москва, ул. Сущевская, д. 21
ООО «Платан»