Функции культурологических исследований

Познавательная имеет целью и содержанием изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества
Концептуально-описательная включает в себя разработку теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры
Оценочная осуществляет адекватную оценку того, в какой мере феномен культуры оказывает влияние на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом
Объясняющая дает научное объяснение особенностям культурных комплексов, явлений и событий, их социализирующего воздействия на формирование личности
Мировоззренческо-идеологическая претворяет в жизнь общественно-политические идеалы
Образовательная (обучающая) распространяет культурологические знания и оценки, помогая лучше узнать особенности этого социального феномена, его роль в развитии человека и общества

Раздел 2. Культура как объект исследования в культурологии

Понятие культуры

Концепции Представители Понятие культуры
Рационалистическая модель культуры (Начало теоретической разработки проблем культуры: вторая половина XVIII в.)   Дж. Вико (1668-1744), Вольтер (1694-1778), И. Г. Гердер (1744-1803), Г. Гегель (1770-1831) Культура – мир разума(осмысление действительности, исходя из рациональных представлений о мире). Гердер: культура есть способ реализации человеческого гения, развитие духовных ценностей через язык и речь. Гегель: считал культуру характеристикой развития разума человека.
Этические концепции И. Кант (1724-1804), А. Швейцер (1875-1965) Критерий развития культуры – уровень гуманизма, достигнутый обществом. Кант: ведущие элементы культуры – истина, добро, красота, мораль и нравственность. Культура – цель и способ уйти от «животного» состояния к нравственному развитию. Нравственность – категорический императив. Швейцер: нравственное содержание культуры — ее стержень, ее несущая конструкция. Этический прогресс - это существенное и несомненное, а материальный — менее существенное и менее несомненное в развитии культуры..
Этнологические концепции: - культурная, - социальная, - структурная антропология Э. Тайлор (1832-1917), Л. Леви-Брюль (1857-1939), Ф. Боас (1858-1942), А. Кребер (1876-1960), А. Радклифф-Браун (1881-1955), Б. Малиновский (1884-1942), К. Леви-Стросс (1908-2009) Культура – процесс поступательного совершенствования орудийных форм деятельности, видов искусства, верований, культов (А.Тайлор, основоположник культурной антропологии. «Первобытная культура»). Культура – совокупность взаимосвязанных институтов, которые служат удовлетворению первичных (физиологических и психологических) и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей (Б.Малиновский, основатель социальной антропологии). Культура – совокупность знаковых систем, скрытым механизмом действий которой выступало «коллективное бессознательное» (правила, которые вырабатываются коллективно, стихийно, в течение длительного времени и не фиксируются сознанием) (К. Леви-Стросс, основатель структурной антропологии)
Натуралистическое направление Объединяло медиков, психологов, биологов Культура – такое же приспособление человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире.
К нему примыкают:    
Фрейдизм З.Фрейд (1856- 1939), основоположник теории психоанализа Культура – сознательный отказ людей от удовлетворения их природных страстей. Культура строится на «принуждении и запрете влечений», которые являются содержанием подсознания человека. Направляющая сила поведения – либидо (стихийные влечения, среди которых основной – инстинкт к продолжению рода, половой инстинкт). Энергия аффективных (страстных) влечений либидо находит выход в преобразованном виде в общественной деятельности и культурном творчестве.
Этология(изучает поведение, нравы и психику животных) К. Лоренц (1903-1989), Н. Тинберген (1907-1988), К.фон Фриш (1886-1982) Этологи отождествляли инстинкты животных с естественными истоками человеческой культуры (стереотипы поведения животных соответствовали культурным нормам человека)
Функциональная теория культуры Б. К. Малиновский (1884-1942), основатель социальной антропологии (см.выше) Одна из задач культуры, которая первоначально зародилась как «ответ» на элементарные биологические потребности, развитие и передача потомкам вторичных потребностей (социального опыта). Различия между культурами – различия в способах удовлетворения вторичных потребностей. Основное условие существования цивилизации – «равновесие», гармония социальных институтов.
Социологическая концепция Т.С.Элиот (1888-1965), П.А.Сорокин (1889-1968), А.Вебер (1868-1958), М.Вебер (1864-1920), Э.Дюркгейм (1858-1917), К.Маннгейм (1893-1947) Истоки культуры – в общественной природе и организации. В центре внимания – общество, его структура и социальные институты. Цель социального института – организовать деятельность людей в определенной сфере общества, обеспечить системность и устойчивость общества. Культура – позволяет достичь этой цели, поэтому она - социальный институт. Культура предлагает человеку образцы, в соответствии с которыми он строит свое поведение в самых разных областях.
Аксиологическая концепция   В.Виндельбанд (1848-1915), Г.Риккерт (1863-1936) Культура – мир ценностей (организованная система смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества). Следовательно, культура воплощает все самое важное с точки зрения сообщества людей (что поддерживается и сохраняется для будущих поколений).
Символическая концепция Ф. де Соссюр (1857-1913), Э.Кассирер (1874-1945), Л.Уайт (1900-1975) Культура – искусственный мир, созданный людьми и выраженный определенными символами. Язык, наука, искусство, религия, мифы – составные символического круга, в котором живет человек (в отличие от животного, не имеющего символической системы). Э.Кассирер: Человек – «символическое животное» (в отличие от традиционного определения: человек - «мыслящее животное»).
Деятельностная концепция В.Межуев Н.Злобин Э.Маркарян Культура – совокупность «технологий» (способов совершения действий). Культура рассматривается как многообразие предметной деятельности, в которой человек находит и творит себя как мыслящего, разумного субъекта.
Игровая концепция Й.Хейзинга Х.Ортега-и-Гассет Г.Гессе Э.Берн Культура – свободная, творческая, неутилитарная, близкая к игре деятельность.
Семиотическая концепция Ю.Лотман Ю.Успенский Р.Барт Культура – небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт. Для расшифровки культуры нужно знать коды знаковых систем (например, один из кодов – язык).

Морфология (формы) культуры





Основные формы: мифология, религия, искусство, мораль, право, идеология, наука, философия, экономика.
Миф (греч. – сказание, сообщение). Характерные черты: - синкретизм (нерасчленность, недифференцированность его функций); - отождествление фантазии с реальностью; - объяснение действительности в наглядно-образной форме; - эмоциональная насыщенность, - связь с магией
Социокультурные функции мифа - стереотипизации (создает образцы, по которым строится мышление и поведение людей), - компенсации (компенсирует недостаток знаний о мире, объясняет непонятное), - символизации (в символическом виде отражает явления реальности)
Религия(лат.-набожность, святыня) Мировоззрение, специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, «священного»
В зависимости от представлений людей о Боге выделяют религии   - монотеистические (иудаизм, христианство, ислам), - языческие (политеизм, восточные культы), - этические (философские учения, трансформировавшиеся в религию): конфуцианство, даосизм, буддизм, - религии личного спасения (даосизм, индуизм)
По степени распространенности выделяют - мировые религии (буддизм, христианство, ислам), - локальные религии (иудаизм, даосизм, индуизм и т.д.).

Мировые религии

Буддизм

Буддизм Религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI в. до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни
Идейные истоки буддизма: брахманизм. Поздняя ведическая религия, получившая развитие в Индии в I тыс. до н. э. с формированием социальной дифференциации и под влиянием смешивания традиций и образа жизни ведических ариев и местного населения.
Принципы буддийского вероучения (Четыре благородные истины):   1.Существует страдание. 2.Страдание имеет причину (желания). 3.Существует прекращение страдания (устранить причину: освобождение от желаний). 4.Существует путь к прекращению страдания (путь Будды – достижение Нирваны).

Христианство

IV век Признание христианства как государственной религии в Римской империи.
XI век Раскол христианской церкви на католичество и православие.
XVI век Реформация (появление протестантизма).
Семь таинств: священные действия, через которые человеку тайно дается благодать Святого духа: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, соборование.
  Различия ветвей христианства
  Католичество Православие Протестантизм
Организация Единая церковь (глава – папа Римский) Совокупность автокефальных (самостоятельных) церквей (глава автокефальной церкви – патриарх) Отсутствие единой организации, отмена церковной иерархии
Вопросы богословия Святой дух исходит от Бога-отца и Бога-сына. Церковь – хранитель и распорядитель Святого Духа, потому она – выше светских властей и непогрешима Святой дух исходит только от Бога-отца Посредники между людьми и Богом не нужны. Обращение к отдельному человеку, освобождение человека от оков всевластной церкви
Душа после смерти Ад, рай, чистилище Ад и рай Условия спасения души – вера и добродетельное поведение
В области культа Крестятся слева направо. Причащение хлебом. Крещение обливанием. Миропомазание в 7-8 лет. Главный праздник – Рождество (рождение Иисуса как человека) Крестятся справа налево. Причащение хлебом и вином. Крещение окунанием. Миропомазание при крещении. Главный праздник – Пасха (конец земной жизни Иисуса) Признание только двух таинств – Крещения и причащения, отмена пышных богослужений, индульгенций, икон, упрощение обрядов
Для священников Целибат (обет безбрачия) Семья Отмена монашества
Особенности системы ценностей Акцент на человеческой сущности Христа, стремление к улучшению земной жизни Акцент на божественности Христа, на стремлении к спасению души Хозяйственная деятельность, приумножение богатств угодны Богу. Провозглашение успехов в труде – знак того, что человек избран Богом к спасению

Ислам

Основатель вероучения Мухаммед (ок.610 г.).
Священная книга Коран (записан после смерти Мухаммеда). Источник шариата
Шариат Совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний. Установлены Аллахом и переданы людям через пророка Мухаммеда
  Основные догматы ислама
Вера в единого Бога Аллаха В противовес христианской Троице ислам утверждает, что Бог един
Вера в ангелов и демонов Бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха
Вера в святость Корана Коран – божественное откровение, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22 лет
Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда Среди пророков предпочтение отдается Мухаммеду («посланнику Аллаха»)
Вера в рай или ад Мусульмане, выполняющие религиозные предписания, попадают в рай. Отклоняющиеся от принципов вероучения, неверные – в ад.
Вера в божественное предопределение Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию Бога
Вера в бессмертие души Душа покидает тело в момент смерти, воскресение из мертвых – в день Страшного суда
Особенности мусульманской культуры:   - многонациональность, ислам и арабский язык как объединяющие элементы, - уважение к учености, забота о развитии просвещения, - достижения науки (арабские цифры, развитие алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, химии, минералогии, ботаники, физиологии, языкознания).

Искусство

  Форма культуры, которая отражает жизнь в художественных образах.
Формы искусства:  
Пространственные скульптура, живопись, архитектура, прикладное искусство
Временн,ые литература, музыка
Пространственно-временн,ые танец, театр, кино
Мораль   Форма культуры, в основе которой представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, о запретах на плохие поступки и действия людей
Социокультурные функции морали 1. Мотивационная функция: непосредственно формирует нравственный облик личности; 2. Конститутивная(лат.constitus – утвердившийся, установленный)функция: определяется тем, что принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формы регуляции поведения людей. 3. Координационная функция: в силу приоритетности своих принципов мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.
Экономика (греч. буквально – искусство ведения домашнего хозяйства). Форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.  

Культура как система знаков

Знак предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи
Типы знаков: 1.Естественные знаки (знаки-признаки). 2.Функциональные знаки. 3.Конвенциональные знаки (лат. условие, соглашение). Служат обозначением предмета «по условию». 4. Знаковые системы записи (письменность). 5.Вербальные знаковые системы (язык)
Социокультурная дифференциация языков   - языки международного общения (английский, французский, испанский, русский, арабский), - племенные разговорные языки (не имеющие письменности), - бесписьменные языки (узкая сфера обращения), - национальные языки

Динамика культуры

  Понятие динамики культуры:
Изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер.
Раздел теории культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения.
Динамика культуры – это целостный процесс изменчивости в культуре, который имеет направленный характер.
Понятие динамики культуры тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием “культурные изменения”, но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие “культурные изменения” шире, чем понятие динамики культуры; вместе с тем оно менее определенно.
П.Сорокин: (1889-1968) - ввел термин «динамика культуры» («Социальная и культурная динамика»), - исторический процесс есть циклическая флуктуация (случайность) основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов, - заложил в основу динамики культуры принципы неравновесного развития разных областей, уровней и структурных единиц культуры.

Теории культурной динамики

Эволюци-онные теории Э. Тайлор, Г.Спенсер, Дж. Фрезер, Г. Морган   Процесс культурного развития представлялся однолинейным, общим по содержанию, проходящим общие этапы - от простого к сложному. Основная черта теорий: идея единства человеческого рода и единообразия развития культуры (линейность). Причина культурных различий между народами – их принадлежность к различным стадиям исторического прогресса. Форма культурной динамики — последовательное усложнение социокультурной жизни, сопровождающееся повышением уровня ее организации
Цикличес-кие теории Гердер, Гумбольдт, Кант (заложили основы). О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, П.Сорокин (развитие теории)   История – чередование культур, круговорот «цивилизаций». Они подобны организмам, проходящим общие циклы. У Шпенглера – жизненный цикл культуры имеет три стадии: докультурный (этнический), культурный и цивилизационный. В работе О.Шпенглера «Закат Европы» цивилизация трактуется как фаза заката культурно-исторического типа, его разложение. У Тойнби – четыре стадии: возникновение, рост, надлом, распад. Тойнби: теория «вызова-ответа» (причина изменчивости цивилизаций)
Структура-лизм К.Леви-Строс, М.Фуко, Ж.Рикарду, Р.Барт, Э.Сепир Культурные изменения - результат обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником культурного изменения может быть избыток (либо недостаток) как информации, так и энергии при обмене между социальными системами.
Синергети-ческий подход Г. Хакен, К. Майнцер, Джей Форрестер, И. Р. Пригожин (1917-2003), М. С. Каган Причина изменчивости - системный взрыв, т.е. резкое повышение удельного веса перемен, а также изменение вектора развития с несколькими вариантами будущего (в синергетике – понятие бифуркации). Точка бифуркации – неустойчивое состояние, из которого система может эволюционировать по разным бифуркационным ветвям. (Примеры резкого изменения вектора развития – то, что вызвало к жизни античность или привело к началу Нового времени, сменившего средневековье. Такого рода изменения ряд авторов трактует через понятие бифуркации).

Культурогенез

Теория Представители Причина выделения человека из животного мира
Трудовая Г.Гегель, Ф.Энгельс Создание и использование предметов (артефактов), орудий труда
Игровая Й.Хейзинга «Homo Ludens» - Человек играющий: поэзия родилась в игре, музыка и танец – сплошная игра, право выделилось из обычаев социальной игры и т. д. В современной культуре игровой элемент убывает, происходит путаница игры и серьезного. Современный человек не воспринимает серьезно работу, долг, жизнь. И, наоборот, игровая деятельность приобретает серьезный характер (например, политические речи лидеров Хейзинга оценивает как злое озорничанье)

Понятия,выражающие позицию человека по отношению к сторонам действительности окружающего мира (отсутствуют в природе)

  Определение понятий
Значение информационная составляющая, которую несет объект, играющий для нас (в ситуации его восприятия) роль знака. Она существует, но еще не может быть оценена
Норма диапазон проявления определенного качества, в пределах которого это качество остается ценностью, устойчивое регулятивное образование
Артефакты результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (от лат. arte – искусственный и factus – сделанный)
Ценности Принятые в данном обществе убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек
Предметные ценности природные богатства, полезность продуктов труда, получившие истолкование исторические события, культурное наследие прошлого, научные истины, художественные произведения, эстетические характеристики природных объектов, предметы религиозного поклонения.
Ценности сознания общественные установки (предписания и запреты, представления о нравственности, прекрасном и безобразном, о смысле жизни, о справедливости и т.п.)
Знания (когнитивные смыслы) информация о свойствах объектов действительности
Регулятивы (регулятивные смыслы) правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность

Функции культуры

Информационная Обеспечивает трансляцию социального опыта
Адаптивная Определяет изменение человеком окружающей среды в соответствии со своими потребностями, приспособление ее к собственным нуждам
Коммуникативная Формирует средства человеческого общения (культура существует как момент коммуникации, диалога, где проявляются ее смыслы)
Интегративная Определяет единство социальных общностей на основе общих взглядов, убеждений, ценностей
Гносеологическая (познавательная) Собирает и сохраняет знания, полученные человечеством (культура – своеобразная «база данных» человечества)
Семиотическая (греч. семиотика – учение о знаках) Способствует изучению знаковых систем, без которых нельзя овладеть достижениями культуры
Регулятивная (нормативная) Регулирует различные виды общественной и личной деятельности, поддерживается моралью и правом
Социализации Определяет содержание, средства и способы социализации

Наши рекомендации