Глава 1. особенности воспитания детей младшего школьного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 7
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста 7
1.2. Психологические аспекты развития двигательных функций младших школьников 14
1.3 Особенности воспитания ловкости у детей младшего школьного возраста 19
ГЛАВА 2. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.. 24
2.1 Понятие о «координационных способностях». 24
2.2 Виды координационных способностей. 27
2.3 Методы развития и оценки координационных способностей. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 47
ВВЕДЕНИЕ
Значение такой способности как ловкость для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов, она являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями.
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.
В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для воспитания этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп воспитания координационных способностей. Ведущую роль в трактовке координационных способностей отводят координационным функциям центральной нервной системы.
Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и др.). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий.
Координационное совершенствование направлено также на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.
Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:
- быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
- дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;
- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;
- прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;
- ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.
Одной из важнейших задач физического воспитания является воспитания двигательной функции и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью» [1, с. 89].
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
Разнообразные варианты упражнений, необходимые для воспитания координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности. Поэтому совершенствование координационных способностей помимо физических качеств в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении [2, с. 137].
Объект: физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет: методика воспитания ловкости у детей младшего школьного возраста.
Цель: Обоснование методики воспитания координационных способностей детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по воспитанию координационных способностей.
2. Проанализировать методы воспитания координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить наиболее эффективные средства и методы воспитания координационных способностей младших школьников.
Гипотеза. Предполагается, что применение различных средств таких как физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры могут качественно повысить уровень координационных способностей детей 7-9 лет.
Работа состоит из 2 глав, введения и заключения. В первой главе рассматриваются вопросы воспитания физических качеств детей младшего школьного возраста, их анатомо-физиологические характеристики, а также особенности воспитания координации движений у младших школьников, обосновывается значимость воспитания координационных способностей детей.
Во второй главе исследуются координационные способности как один из видов двигательных способностей, изучается понятие «координационные способности». Уделяется внимание видам координационных способностей, методам воспитания и оценки координационных способностей.
Основные выводы сообщаются в заключении. Работа опирается на исследования отечественных и зарубежных авторов, полный список которых составляет 22 наименования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив научно-методическую литературу и опробовав комплекс упражнений для развития координационных способностей детей 7-9 лет, выяснилось, что наша рабочая гипотеза, а именно - применение различных средств как физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей 7-9 лет – подтвердилась.
Младший школьный возраст ребенка - это возраст глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.
1. Изучив научно-методическую литературу, мы выяснили, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Выделяют специальные, специфические и общие КС.
Под общими КС понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Специальные КС - это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Специфические КС - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.
Основными методами оценки КС служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов. Основным методом диагностики КС учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.
2. Проанализировав методы развития координационных способностей, мы пришли к выводу, что для воспитания КС детей школьного возраста используют разнообразные методы. А методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения являются главными методами развития КС, а также игровой и соревновательный методы.
3. Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения.
Координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее воспитание. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического воспитания детей и уровнем воспитания их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на воспитание координации движений, со всеми учащимися без исключения.
Занятия с использованием средств гимнастики способствовали формированию устойчивого интереса у детей к урокам физической культуры и спорту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн // М.: ФиС. 2001. – С. 89.
2. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген // М.: Физическая культура и спорт. - 2005. - 234 с.
3. Вавилова, Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет / Е.Н. Вавилова // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. – М.:- 2000. – С. 77.
4. Вопросы биомеханики физических упражнений: сб. научн. трудов // под ред. В.Л. Уткина. – Омск. - 2002. -146 с.
5. Давыдов, С.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3-6-летнеко возраста различных типов конституций / С.Ю. Давыдов // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №11. - С.24-32.
6. Григорян, Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом / Э.А. Григорян // Киев. - 2006. - С. 119.
7. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников // Сост. Н.А. Ноткина. - СПб: Образование. - 2003. – 164 с.
8. 3имницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры / Р.Э. Зимницкая // Минск. - 2003. - 195 с.
9. Ильин, Е.П. Ловкость - миф или реальность? / Е.П. Ильин // Теория и практика физической культуры. -1992. - № 3. - С. 51-53.
10. Карпеев, А.Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей / А.Г.Карпеев // Вопросы биомеханики физических упражнений: сб. научн. трудов. – Омск. - 1992. - С. 24-25.
11. Контрольные упражнения для оценки координационных возможностей юных спортсменов: метод. Рекомендации // под ред. К.И. Семенова. – Минск. - 2001. – С.42.
12. Коссов, А.И. Психомоторное развитие младших школьников / А. И. Коссов // М.: АкадемПресс. - 2003. – С. 67.
13. Кофман, П.К. Настольная книга учителя физической культуры / П.К. Кофман // М.: Физкультура и спорт, 2000. – С. 33.
14. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях // М.: Физкультура и спорт. - 2001. – С. 67.
15. Лях, В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. -1994. - №1.- С. 44-50.
16. Лях, В.И. Критерии определения координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. -1991. - №11. - С. 28-30.
17. Майорова, Л.Т., Лопина, Н.Г. Закономерности развития координационных способностей у детей 7-10 лет / Т.Л. Майорова, Н. Г. Лопина // Красноярск. - 2006. – 134 с.
18. Минаева, Н.А. Педагогическая характеристика проявления координационных способностей гимнастов / Н.А. Минаева // Ежегодник: Гимнастика. - М.: Физическая культура и спорт, 2004. - Вып.1. – 136 с.
19. Назаров, В.П. Координация движений у детей школьного возраста / В.П. Назаров // М.: Физкультура и спорт. 2004. – 144 с.
20. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников. // Под ред. В.И. Усакова. - Красноярск, 2006. – 126 с
21. Сулейманов, И.И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция / И.И. Сулейманов // - Омск: ОГИФК. - 2001. – 81 с.
22. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов // М.: Физкультура и спорт. - 2000. – С. 48-50.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 7
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возраста 7
1.2. Психологические аспекты развития двигательных функций младших школьников 14
1.3 Особенности воспитания ловкости у детей младшего школьного возраста 19
ГЛАВА 2. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.. 24
2.1 Понятие о «координационных способностях». 24
2.2 Виды координационных способностей. 27
2.3 Методы развития и оценки координационных способностей. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 47
ВВЕДЕНИЕ
Значение такой способности как ловкость для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов, она являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями.
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.
В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для воспитания этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп воспитания координационных способностей. Ведущую роль в трактовке координационных способностей отводят координационным функциям центральной нервной системы.
Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и др.). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий.
Координационное совершенствование направлено также на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.
Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:
- быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
- дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;
- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;
- прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;
- ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.
Одной из важнейших задач физического воспитания является воспитания двигательной функции и умение управлять своими движениями. Еще Т.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью» [1, с. 89].
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
Разнообразные варианты упражнений, необходимые для воспитания координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности. Поэтому совершенствование координационных способностей помимо физических качеств в школьном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания. Тем более, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении [2, с. 137].
Объект: физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет: методика воспитания ловкости у детей младшего школьного возраста.
Цель: Обоснование методики воспитания координационных способностей детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по воспитанию координационных способностей.
2. Проанализировать методы воспитания координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить наиболее эффективные средства и методы воспитания координационных способностей младших школьников.
Гипотеза. Предполагается, что применение различных средств таких как физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры могут качественно повысить уровень координационных способностей детей 7-9 лет.
Работа состоит из 2 глав, введения и заключения. В первой главе рассматриваются вопросы воспитания физических качеств детей младшего школьного возраста, их анатомо-физиологические характеристики, а также особенности воспитания координации движений у младших школьников, обосновывается значимость воспитания координационных способностей детей.
Во второй главе исследуются координационные способности как один из видов двигательных способностей, изучается понятие «координационные способности». Уделяется внимание видам координационных способностей, методам воспитания и оценки координационных способностей.
Основные выводы сообщаются в заключении. Работа опирается на исследования отечественных и зарубежных авторов, полный список которых составляет 22 наименования.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА