Часть II. Социальное влияние
Глава 5. Гены, культура и гендер
Природа человека и культурные различия
Гендерные различия и сходства
Эволюция и гендер: делать то, что предначертано природой?
Культура и пол
Постскриптум автора. Кто мы такие? Создатели наших социальных миров или их создания?
Глава 6. Конформизм
Классические исследования
Когда проявляется конформизм?
Почему проявляется конформизм?
Кто проявляет конформизм?
Сопротивление социальному давлению
Постскриптум автора. Быть членом общества и оставаться индивидуальностью
Глава 7. Убеждение
Способы убеждения
Слагаемые убеждения
Примеры исследований в области убеждающего воздействия: как секты вербуют сторонников
Сопротивление убеждению: прививка установок
Постскриптум автора. Быть открытым, но не легковерным
Глава 8. Влияние группы
Что такое группа
Социальная фасилитация
Социальная леность
Деиндивидуализация
Групповая поляризация
Огруппленное мышление
Влияние меньшинства
Постскриптум автора. Вредны ли для нас группы?
Часть III. Социальные отношения
Глава 9. Предрассудки: антипатия к другим
Природа и власть предрассудков
Социальные источники предрассудков
Эмоциональные источники предрассудков
Когнитивные источники предрассудков
Постскриптум автора. Можем ли мы победить предрассудки?
Глава 10. Агрессия: причинение вреда другим
Что такое агрессия?
Теории агрессии
Факторы, провоцирующие агрессию
Ослабление агрессии
Постскриптум автора. Реформирование культуры, проповедующей насилие
Глава 11. Влечение и близость, дружба и любовь
Дружба
Любовь
Поддержание близких взаимоотношений
Завершение отношений
Постскриптум автора. Искусство любить и быть любимым
Глава 12. Альтруизм: помощь другим
Почему люди помогают друг другу?
Когда мы помогаем друг другу?
Кому мы помогаем?
Как сделать оказание помощи более распространенным явлением?
Постскриптум автора. Внедрение социальной психологии в жизнь
Глава 13. Конфликт и примирение
Конфликт
Примирение
Постскриптум автора. Коммунитаризм
Модули. Прикладная социальная психология
Модуль А. Социальная психология в клинике
Как клинические психологи выносят свои суждения
Социальное познание и проблемное поведение
Социально-психологический подход к лечению
Социальная поддержка и благополучие
Постскриптум автора. Как быть счастливым?
Модуль Б. Социальная психология и правосудие
Показания свидетелей
Другие источники влияния на суждения
Присяжные как индивидуальности
Жюри присяжных как группа
Из лаборатории — в жизнь: настоящие жюри присяжных и их имитации
Постскриптум автора. Психологическая наука формирует критическое мышление
Модуль В. Социальная психология и надежное будущее
Глобальный кризис
Социальная психология материализма и умеренности
На пути к разумному потреблению
Постскриптум автора. Послесловие
Глоссарий
Алфавитный указатель
Об авторе
Дэвид Дж. Майерс — профессор психологии Хоуп-колледжа в штате Мичиган. Он не только блестящий педагог, но и выдающийся ученый: за исследования групповой поляризации Американская психологическая ассоциация (9-е отделение) присудила ему премию Гордона Оллпорта. Его научные статьи опубликованы более чем в двух десятках журналов. Д. Майерс — редактор-консультант журналов Journal of Experimental Social Psychology и The Journal of Personality and Social Psychology,автор десятков книг, в том числе научно-популярных.
Предисловие
Когда мне впервые предложили написать этот учебник, я представил себе книгу, которая должна быть одновременно строго научной и человечной, наполненной проверенными фактами и интригующей. Она должна рассказывать о социальной психологии не менее увлекательно, чем репортер-криминалист рассказывает о каком-либо расследовании, а для этого в ней должны быть как обобщенные результаты самых последних исследований важнейших социальных явлений, так и сведения о том, как ученые изучают и интерпретируют их. Материал должен быть изложен достаточно полно, но он также должен и стимулировать мышление студентов — их готовность вникать в суть проблем, анализировать их и соотносить принципы науки с тем, что происходит в реальной жизни.
Как же автор должен отбирать материал для «достаточно полного» вводного учебника в ту дисциплину, которой занимается? Материал, который воспринимался бы как цельное повествование, но при этом не отпугивал бы своей громоздкостью, потому что его можно усваивать и по частям? И я решил представить те теории и данные, которые, с одной стороны, вполне доступны рядовому студенту, а с другой — не освещаются в иных курсах по социологии или психологии, и при этом обратить основное внимание на материал, который дает возможность изложить социальную психологию в духе интеллектуальной традиции, присущей гуманитарным наукам. Гуманитарное образование, которое обращается к шедеврам литературы и к величайшим достижениям философии и науки, развивает наше мышление, расширяет наш кругозор и освобождает нас от власти сиюминутного. Внести свой вклад в достижение этих целей может и социальная психология.
Лишь немногие из тех, кто в студенческие годы изучает психологию, становятся профессиональными психологами, едва ли не все избирают другие специальности. Сосредоточившись на аспектах этой науки, важных с гуманистической точки зрения, можно изложить ее фундаментальное содержание таким образом, что она будет полезной всем студентам и окажет на них стимулирующее воздействие.
Социальная психология — это настоящий праздник идей! На протяжении всей истории человечества социальное поведение человека научно изучалось лишь в течение одного века, того самого, который недавно завершился. Если принять во внимание, что мы находимся лишь в самом начале пути, можно сказать, что достигнутые результаты делают нам честь. Мы обогатились важными сведениями об убеждениях и иллюзиях, о любви и ненависти, о конформизме и независимости.
Хотя многое в поведении человека еще остается загадкой, социальная психология уже сегодня может частично ответить на многие интригующие вопросы:
— Станут ли люди вести себя по-другому, если они сначала воспримут новые установки? Если да, то какой способ убеждения наиболее эффективен?
— Почему люди иногда помогают, а иногда причиняют вред друг другу?
— Как возникают социальные конфликты и что нужно сделать для того, чтобы его участники разжали кулаки и пожали друг другу руки?
Ответы на эти вопросы — а именно в этом и заключается моя миссия как автора данной книги — позволяют нам лучше понять самих себя и те социальные силы, которые воздействуют на нас.
Как построен учебник?
Изложение основного курса предваряет отдельная глава, которая знакомит читателя с методами социально-психологических исследований. Она также предупреждает студентов о том, что результаты, уже ставшие известными, могут восприниматься как нечто само собой разумеющееся, и о том, что собственные нравственные ценности социальных психологов проникают в изучаемую ими науку. Задача, которую ставил перед собой автор, работая над этой главой, заключалась в том, чтобы подготовить студентов к восприятию изложенного в остальных главах.
Книга построена в соответствии с приведенным в ней определением социальной психологии как науки о том, как люди думают друг о друге (часть I), влияют друг на друга (часть II) и относятся друг к другу (часть III).
Часть I посвящена социальному мышлению,т. е. тому, как мы воспринимаем самих себя и окружающих. В ней приводится оценка точности наших впечатлений, интуиции и объяснений.
В части II рассматривается социальное влияние.Отдавая должное культурным источникам наших установок и изучив природу конформизма, убеждения и огруппленного мышления, мы можем лучше понять воздействующие на нас скрытые социальные силы.
Часть III посвящена проявлениям как негативных, так и позитивных социальных отношений (в форме установок и поведения). Она построена таким образом: рассказу об агрессии предшествует изложение материала о предрассудках, а рассказу об альтруизме — материал о взаимных склонностях людей; завершается она рассмотрением динамики конфликта и его разрешения.
О практическом использовании результатов социально-психологических исследований рассказывается как в каждой главе, так и в отдельной главе «Прикладная социальная психология», состоящей из трех самостоятельных модулей: «Социальная психология в клинике», «Социальная психология и правосудие» и «Социальная психология и надежное будущее».
В этом издании, так же как и в предыдущем, большое внимание уделено различным культурам, в чем можно убедиться, в частности, на примере главы 6, в которой рассказывается о роли культурных традиций; об этом же свидетельствует и использование во всех главах книги результатов исследований, проведенных в разных странах. Все авторы — дети своей культуры, и я не исключение. И все же благодаря знакомству с мировой психологической литературой, переписке с исследователями, живущими в разных уголках земного шара, и поездкам за границу у меня появилась возможность представить читателям из разных стран мир социальной психологии. Основное внимание, как и в предыдущих изданиях, уделяется фундаментальным принципам социального мышления, социального влияния и социального поведения в том виде, в каком они сформулированы на основании результатов тщательно проведенных экспериментальных исследований.В надежде расширить наши представления о той единой семье, которая зовется человечеством, я стремился проиллюстрировать эти принципы транснациональными примерами.
Чтобы облегчить читателям изучение этой книги, я вновь разделил каждую главу на три или четыре не очень объемных раздела. Каждому разделу предпослан небольшой анонс, а завершает его резюме, систематизирующее содержание раздела и подчеркивающее ключевые концепции.
Веря, как и Торо, в то, что «обо всем живом можно просто и естественно написать понятным языком», я, работая над каждым параграфом, стремился к созданию как можно более увлекательного и полезного учебника. Благодаря новому художественному оформлению книги рисунки и фотографии приобрели большую выразительность. Как и в предыдущем издании, в конце книги приводится глоссарий, в котором расшифровываются термины, использованные в ходе изложения.
Хотя на обложке этой книги стоит только одно имя, на самом деле в ее создании участвовал большой коллектив ученых. Несмотря на то, что никто из них не несет никакой ответственности за написанное мною и на то, что не все они и не во всем согласны со мной, их замечания и предложения, бесспорно, пошли мне на пользу.
В книге сохранены многие из тех полезных замечаний и усовершенствований, которые были сделаны консультантами и рецензентами первых шести изданий. И я искренне признателен каждому из них.
Неоценимую помощь оказали мне Hope College (штат Мичиган) и University of St. Andres (Шотландия). Благодаря людям, работающим в этих учебных заведениях, и царящей в них обстановке я получил удовольствие от самого процесса «вынашивания» «Социальной психологии». В Hope College поэт Джек Ридл помог мне обрести ту интонацию, которую вы услышите, когда начнете читать эту книгу, а Кэти Адамски вновь вложила в нее свою доброжелательность и секретарский талант. Филлис и Рик Вандервельде справлялись со всеми рисунками исключительно профессионально и быстро. Кэтрин Браунсон, Дженнифер Хюбер и Рейчел Браунсон работали над библиографией, корректурой и выполняли всю канцелярскую работу. Кэтрин Браунсон, кроме того, работала над созданием новой рубрики «Социальная психология в моей работе», ею выполнена и большая часть такого неблагодарного труда, как составление авторского указателя и постраничная сверка ссылок.
Если бы не издательство McGraw-Hill в лице Нельсона Блэка, мне в голову никогда не пришла бы идея написать учебник. Элисон Меершаерт руководила версткой первого издания. Ребекка Хоуп и Шарон Гири помогли мне составить план седьмого издания и учебных пособий, являющихся приложением к нему. Руководитель проекта Сьюзн Браш, при активном участии редактора Лори Бэрон, терпеливо руководила процессом превращения рукописи в готовую книгу.
Я искренне благодарю всех, кто помогал мне и поддерживал меня. Сотрудничество с ними превратило создание этой книги в приятное и увлекательное занятие.
Дэвид Дж. Майерс
davidmyers.org