Культурный переворот петровского времени
В годы, «когда Россия молодая мужала с гением Петра», русская культура стремительно европеизировалась, обмирщалась (приобретала светский, в отличие от религиозного, характер), включалась в плодотворный процесс взаимодействия с культурами других стран. Петр верил в преобразующую силу государства, ломающего старые обычаи и насильственно внедряющего новые нравы. Бритье бород, запрет традиционной одежды, введение европейского покроя военных и чиновничьих мундиров, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян на учебу за границу, издание книг, учивших юношество светскому обращению («Юности честное зерцало», 1717),— все это радикально изменило быт придворной знати и дворянства, чиновничества и купечества, вынужденных — нередко вопреки желанию и скрывая раздражение — подчиняться воле монарха, стремившегося одним прыжком преодолеть расстояние, отделявшее Россию от Европы. Петровские преобразования предопределили характер и направления развития русской культуры в XVIII в.
В XVIII в. в России сложилась система светского образования. Начало было положено созданием Школы математических и навигацких наук в Москве. За ней последовали медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные школы, а также цифирные школы для начального обучения. По замыслу Петра I, при Академии наук должны были работать гимназия и университет. Однако первым в России стал основанный в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова Московский университет.
Отличительная особенность системы образования в XVIII в. — ее сословный характер. Учреждались закрытые учебные заведения для дворян (Шляхетский корпус, 1731, Смольный институт благородных девиц, 1764), духовенства (духовные семинарии и академии), купечества, солдат (солдатские школы). Лишь специальные школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесел и др., не были сословными. Решающим шагом в создании единой системы образования стало учреждение в 80-х гг. общеобразовательных школ: четырехклассных главных народных училищ в губернских городах и двухклассных малых народных училищ в уездных центрах В XVIII в. были созданы учебники, вошедшие в золотой фонд русской культуры («Арифметика», «Первое учение отрокам»). Их распространению способствовали успехи в издательском деле: внедрение гражданского шрифта (1708), создание новых типографий, в том числе при Московском университете, открытие в Петербурге первой государственной библиотеки (в дальнейшем — Библиотека Академии наук, 1714), становление периодической печати (газета «Ведомости», с 1702; журналы второй половины XVIII в.).
В 1724 г. Петр I подписал указ об учреждении Петербургской академии наук (открыта в 1725); в 1783 г. была создана Российская академия наук.
В литературе XVIII в. торжествовал классицизм, ориентировавшийся на античные художественные образцы и гражданские доблести. Его ярчайшими представителями были М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, Г. Р. Державин, А. Д. Кантемир, Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков и др. В конце века его сменил сентиментализм, обратившийся к переживаниям и чувствам отдельного человека («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина).
Строительство новой столицы — Петербурга — по плану, в соответствии с целостным градостроительным замыслом стало рубежным этапом в становлении русской архитектуры. Его облик определили постройки Д. Трезини (здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор, дворец А. Д. Меншикова и др.). С Б.Ф. Растрелли (Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе и др.) в Россию пришла архитектура барокко — стиля яркого, блистательного, пышного. Увлечение античным искусством второй половины XVIII в. нашло выражение в строгом, сдержанном, математически точном, благородном классицизме. С классицизмом связаны и выдающиеся достижения скульптуры («Медный всадник» Э. М. Фальконе, памятник А. В. Суворову работы М. И. Козловского, памятник Минину и Пожарскому работы И. П. Мартоса, скульптурные портреты, созданные Ф. И. Шубиным).
Излюбленный жанр русских живописцев XVIII в. — портрет. Отметим, что в 1757 г. по инициативе И. И. Шувалова была образована Академия художеств.
Годом раньше в Петербурге открылся первый профессиональный театр.
Русская культура 18 века
XVIII столетие в истории России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временем коренных перемен, вызванныхпетровскими реформами. Своими преобразованиямиПетр I круто повернул Россию на Запад. Некоторые авторы укоряют Петра за то, что он разрушил прежнюю целостность русской культуры, сделал ее разорванной, противоречивой и больной, расколол на две части, одна из которых — культура высших слоев общества — утратила самобытность русской культуры, стала чужеродной для основной массы народа. Сторонники петровских преобразований придерживаются иной точки зрения. Так, историк С.М. Соловьев полагает, что европеизация оказалась вполне совместимой с культурно-историческим развитием России.
Русская наука XVIII в
XVIII век стал временем создания в России системы светского образования и науки, которые раньше практически отсутствовали. Происходившие глубокие преобразования во всех областях общественной жизни остро ставили проблему подъема культурного и образовательного уровня населения, которую нельзя было решить без широкой сети новых учебных заведений.
В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия, созданная по инициативе Петра и открытая в 1725 г. Первоначально в состав Академии входили главным образом иностранные ученые, изъявившие желание работать в России.
В отличие от западных Российская академия не занималась богословием, являясь целиком светским государственным учреждением. В то же время она была тесно связана с отечественным искусством. В 1732 г. при ней было организовано художественное отделение. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня.
Исключительную роль в развитии отечественной и мировой науки сыграл великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765), ставший первым русским членом Академии в 1745 г. Он был не только великим естествоиспытателем, но и поэтом, филологом, художником, историком.
Русская литература XVIII в
Художественная культура России XVIII в. также переживает глубокие изменения. Она все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада. К середине столетия в ней вполне сложились основные европейские стили: классицизм и барокко. В литературе классицизм представляют А.Д.Кантемир, В.К. Тредиаковский иМ.В.Ломоносов. Первый из них добился литературной славы своими сатирами. Из-за содержавшихся в них острот, шуток и сарказмов, направленных против власти имущих и духовенства, нажил себе влиятельных врагов при дворе, что задержало их публикацию на три десятилетия.
Он также внес значительный вклад в теорию литературы, разработав принципы русского стихосложения. Многие его последующие произведения были также написаны в форме од, имевших глубокое философское содержание и высокое гражданское звучание. Помимо этого он является автором трагедий, сатир и эпиграмм. Некоторые его произведения по стилю близки к барокко.
Русская архитектура XVIII в
В архитектуре западное влияние сказалось наиболее сильно. Новая столица России - Санкт-Петербург — представляла собой резкий контраст с Москвой. Город Петра создавался на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер, покоившегося на строгой плакировке улиц, площадей, административных зданий и дворцов. До недавнего времени именно Петербург считался настоящим современным городом, тогда как Москву часто называли «большой деревней».
XVIII век стал временем расцвета русской живописи. Русская портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства.
В XVIII в. в России рождается и успешно развивается современная скульптура. Здесь также ведущее место занимает портрет.
В XVIII в. заметные изменения происходят и вмузыке, хотя и не такие глубокие, как в других видах искусства. Создается новый национальный инструмент -балалайка (1715). С середины столетия получает распространение гитара. Продолжает успешно развиваться церковно-певческая, хоровая музыка. В то же время возникают новые жанры. Многие аристократы заводят домашние оркестры.
В XVIII в. рождается первый профессиональный русский театр. Его создателем стал великий актерФ.Г. Волков.
Глубокие изменения затронули не только рассмотренные области культуры, но и весь уклад повседневной жизни. Здесь одно из главных изменений было связано с введением нового летоисчисления и календаря. По указу Петра вместо прежнего счета годам от «Сотворения мира» впредь предписывалось исчислять года от Рождества Христова. т.е. с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда. Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу устанавливалась и новая традиция - торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи.
По другому указу Петра вводилась новая форма общения людей — ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит также традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы — французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том. что дамы дворянского общества начинают музицировать на клавесине.
Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения. Правила хорошего тона среди детей дворян пропагандирует популярная в те времена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».
Культурные преобразования и нововведения XVIII в. касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Низшие сословия они почти не затрагивали. Они вели к разрушению прежнего органического единства русской культуры. К тому же эти процессы проходили не без издержек и крайностей, когда некоторые представители высших кругов общества начисто забывали русский язык и культуру, русские традиции и обычаи. Тем не менее объективно они были необходимы и неизбежны. Культурные преобразования способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.