Роль отца в развитии ребенка

Долгое время отрицательные последствия нарушения нормальных детско-родительских отношений рассматривались исключительно с точки зрения разрыва или искажения связи ребенка с матерью, чем, собственно, объясняется и повсеместное предпочтение термина «материнская депривация» другим - таким как, например, «отцовская депривация» или «родительская депривация». Однако в самое последнее время наблюдается явная тенденция включать в контекст обсуждения проблемы депривации и рассмотрение роли отца.

Для психологии давно, по крайней мере со времен работ З.Фрейда, очевидна специфическая и ничем не заменимая роль отца.

«Фигура отца» является одним из основополагающих понятий и даже объяснительных принципов психоанализа, хотя эту позицию неоднократно критиковали за декларативность и внеисторичность.

В ХХ веке появилось множество исследований, которые показали, как на протяжении истории менялся феномен отцовства. Заметим, что в последние годы эти изменения даже более значительны, чем изменения феномена материнства. Если материнство трудно оторвать от его биологической, инстинктивной основы, то отцовство - феномен преимущественно социальный и поэтому подвержен относительно более резким изменениям, зависящим, в частности, от господствующего типа семьи и ее места в обществе.

Постоянно растущее число исследований, большинство из которых было проведено в конце прошлого - начале настоящего века[4], демонстрируют наличие двух важных сторон в понимании отцовства как социального института и фактора развития ребенка.

1. Акцентирование особой роли отца в становлении личности ребенка, принципиального отличия этой роли от роли матери.

Было показано, что в отличие от матерей, который значительную часть проводимого с ребенком времени тратят на уход и заботу, отцы прежде всего играют с ребенком, ведут себя с ним как товарищи по играм. Они тратят на эти игры в 4-5 раз больше времени, чем на кормление, переодевание, гигиенические процедуры и т.п.

Общаясь с ребенком, подбрасывая его, щекоча, возясь с ним, устраивая игры-потасовки, отцы оказывают значительно сильнее, чем матери, развивают органы чувств ребенка, его моторику, пробуждаеют его активность.

Эти же исследования показывают, что матери, в свою очередь, больше, чем отцы, разговаривают с ребенком, чаще играют с ним в традиционные игры (типа «ку-ку», «ладушки», «коза рогатая», «прятки» и т.п.), читают им.

Ряд отличий в отцовских и материнских функциях был выявлен в исследованиях Р.Парке, который считается одним из ведущих исследователей роли отца в развитии ребенка. В частности, им было показано следующее:

¨ дети, которых отец помогал пеленать, купать и кормить, оказываются в дальнейшем более терпеливыми к присутствию незнакомого человека;

¨ уже в раннем детстве ребенок по-разному относится к отцу и матери: если ему требуется забота и ласка, он обращается к матери, а если ему хочется поиграть - к отцу (двое из трех детей, которые учатся ходить, выбирают в качестве партнера для игры именно отца) ; глядя на мать ребенок чаще улыбается, а глядя на отца - смеется и т.п.;

Интересны данные исследований, касающиеся неполных семей, в которых дети растут без матери, только с отцом. В таких семьях, естественно, отцы много времени тратят на заботу о ребенке и уход за ним. Однако все равно они значительно больше, чем матери в неполных семьях играют с детьми, и игры эти более активные.

Однако не эти различия оказываются наиболее существенными. Наиболее существенным и практически ничем не заменимым оказывается воздействие отца на становление психосексуальной идентичности, гендерной роли как мальчиков, так и девочек.

Исследования и психотерапевтическая практика свидетельствуют о пагубности смешения мужской и женской роли в семейном воспитании, их подмены друг другом. Так, криминологи связывают делинквентность подростков с воспитанием в неполной семье, прежде всего с отсутствием отца или заменяющего его лица. Сексологи, в свою очередь, видят причину ряда форм мужской импотенции с тем, что мальчиков воспитывали одинокие, авторитарные матери. Психологи также считают, что многие личностные нарушения определяются тем, что в семье нет отца.

Проблема мальчиков, воспитывающихся без отца, как правило, коренятся в том, что ему в качестве общественно одобряемой навязывается женская модель поведения. В подростковом возрасте, пытаясь утвердить себя как мужчина, он активно отвергает такую модель, что нередко приводит к дезорганизации поведения и трудностям в развитии личности.

Для формирования гендерной идентичности девочки отец также необходим, но совершенно по-иному. Девочка становится уверенной в себе девушкой и женщиной лишь в зеркале взгляда и отношения к себе со стороны лишь бескорыстно и безусловно любящего ее мужчины. Кроме того, для построения женской идентичности девочки важна возможность оттолкнуться от противоположной гендерной модели, соотнести себя с ней.

Эти и многие другие подобные объяснительные конструкции сегодня достаточно широко известны и общепризнанны. Поэтому матерям, воспитывающих детей в неполных семьях, без отцов, психологи часто советуют найти для ребенка своеобразного «заместителя отца» - человека, который выполнял бы такую роль. Носителем мужской модели может выступать и дедушка, и дядя, и друзья семьи.

Необходимость мужской модели поведения учитывается и в эффективно работающих учреждениях для детей-сирот. Назовем, к примеру, созданную замечательным человеком Германом Гмайнером после П мировой войны и действующую в настоящее время более чем в 130 странах мира, в том числе и в России, систему «детских деревень - SOS»[5].

Детская деревня-SOS - это учреждение, которое, как правило, состоит из примерно дюжины отдельных домов, в каждом из которых живет семья: «мать» и 6-8 детей. Эти дети либо не имеют родителей, либо же их родители лишены родительских прав. От детей никто не скрывает их реальной истории жизни, и они знают, что «мать» в детской деревне – не их родная мать. В деревне дети живут до 16-17 лет, пока не начнут самостоятельную жизнь. В отдельном доме живут помощницы «матерей» – «тети», которые замещают «мать» в ее выходные дни, а также если она заболела, уехала или ушла куда-то по делам. При этом дети учатся в обычной, расположенной по соседству школе, ходят в обычную поликлинику, посещают разные кружки и секции за пределами детской деревни.

Это «женское» воспитание обязательно дополняется, уравновешивается мужским влиянием. Поэтому руководит детской деревней всегда мужчина, который также проживает в отдельном доме вместе со своей семьей. Помимо чисто директорских обязанностей он является как бы отцом для всех живущих в деревне детей и своеобразным мужским эталоном. Важно, что в деревне обязательно есть и другие мужчины: педагог (заместитель директора), мастер, шофер, работники охраны, которые также общаются с детьми, обучая их водить машину, чинить технику, столярничать, играть в футбол, боксировать и т.п.

2. Сближение мужской и женской роли в воспитании детей, вплоть до отказа признать, что такая специфика вообще существует. Сегодня женщины все больше становятся похожи на мужчин: заняты карьерой, все меньше времени проводят дома, все меньше заняты хозяйством, а мужчины, напротив, все охотнее занимаются домашними делами, все чаще оказываются на вторых ролях в материальном обеспечении семьи, все больше занимаются детьми, вплоть до того, даже в отпуск по уходу за новорожденным берут отцы, а не матери. Любопытно, что отмеченные изменения гендерных ролей получают разную общественную оценку. Если в отношении изменений женской негативно-скептическая оценка все же преобладает, то все увеличивающаяся роль отца в воспитании детей оценивается сугубо положительно.

Например, в последние годы популярным становится присутствие отца при родах. Во многих эмпирических исследованиях показано, что такие отцы впоследствии значительно больше общаются и играют даже с совсем маленькими детьми. Стали появляться неполные семьи которая традиционно связывалось с представлением о матери-одиночке, отцом-одиночкой. Изменяется и юридическая практика: при разводах суды все чаще оставляют ребенка с отцом. Наконец, изменение роли отца находит свое отражение и в художественных произведениях. Вспомним хотя бы знаменитый фильм «Крамер против Крамера».

* *

*

Подводя итоги раздела, можно сказать, что феномены материнства и отцовства, общественное к ним отношения изменялись на протяжении истории человечества и сегодня разнятся в разных странах, культурах, народах, и даже разных социальных группах.

Наши рекомендации