Собственные дети заставляют нас переоценить свой детский опыт.
Когда мы растим своих детей, в нас самих с необычайной силой возрождаются давно забытые детские впечатления, переживания из собственного детства.
И это здорово!
Дети дают возможность по-новому взглянуть на то, что с нами было, - на свой личный детский опыт.
Дети помогают нам провести переоценку ценностей - переоценку собственного детского опыта.
В нас оживает прошлое, и мы глядим на него другими глазами— глазами взрослого человека. Мы уже можем понять, почему было что-то так, а не иначе, простить и утешить самих себя, найти и оценить те отрадные моменты прошлого, когда нас по-настоящему любили. Мы вдруг понимаем те знаки любви, которые в детстве воспринимали как должное или как родительские претензии («Почему я должна приходить раньше!»). И в то же время тот маленький ребёнок, который живёт внутри каждого взрослого, излечивается от старых ран—что «меня не любили родители», что «ко мне придирались».
И это целительно.
Но, возвращаясь к нашим детям, которые нас выводят из себя, хорошо бы сделать ещё две вещи:
А. Понять,на что вы на самом деле реагируете: на ребёнка или на те болезненные старые эмоции, которые он в вас всколыхнул.
Б. А потом вместе с ним прожить(и получить) то, чего вам не хватало.
Тогда вы отпустите свои страдания, свои застывшие чувства на свободу - вы освободитесь.
Такая работа - дело не одного дня и, может быть, даже не одной недели. Но это тот случай, когда цель оправдывает средства. Если вы поймёте и осознаете свои детские обиды, свои невыплаканные слёзы, причины своих детских страданий и своей радости, вам будет легко простить и понять своего ребёнка и не выходить из себя, когда он делает что-то (по вашему разумению) не то и не так.
Простить не значит позволить делать всё, что ему хочется.
Простить - это значит непредвзято, без вредных эмоций относиться к нему.
Вам легко будет отделить поступок ребёнка от него самого. Хороший поступок, плохой поступок - вы оцениваете его, а не ребёнка и принимаете нужные меры. А может быть, сам ваш взгляд на «плохо» и «хорошо» в чём-то поменяется. И то, что вам казалось просто безобразным, на деле окажется вполне приемлемым и терпимым.
Но при этом самого ребёнка, несмотря ни на что, и любить, и принимать, и ценить продолжаете. Это и есть безусловная любовь.
Здесь всё взаимосвязано.
Если вы умеете любить по-настоящему, вырастете вместе со своим ребёнком. Если вырастете вместе с ребёнком, вы избавляетесь, освобождаетесь (освобождаете себя!) от тех застарелых болей, которые сидят в вас много лет.
ПРАКТИКУМ
Как определить «что именно меня выводит из себя»
Способ № 1
Возьмите чистый лист и подпишите: «Какая ситуация вызвала во мне гнев» (можно написать: злость, обиду - что там у вас чаще случается). Вспоминайте и записывайте подряд, не напрягаясь и не анализируя, все-все ситуации, которые всплывут в вашей памяти. Кто говорил, что говорил, что произошло, какое чувство возникло, как вы с ним поступили, долго ли переживали потом и т. д. и т. п.
И если вы честно вспомните серьезные неприятности и столкновения со своей деткой, то обязательно увидите определённую закономерность, одинаковую модель развития событий. Похожи ситуации. Похожа ваша эмоциональная реакция. Вероятно, схожи и последующие события.
В общем, спасибо негативным эмоциям за подсказку!
Поняв причины, вы сможете более спокойно и объективно оценитьситуации и проблемы.
Способ №2
Все мы были когда-то детьми и сталкивались с теми же проблемами. Значит, чтобы понять, что происходит с сыном или дочерью, когда они сопротивляются вашим требованиям, надо просто вспомнить себя в том же возрасте и задать себе два вопроса: «Чем меня больше всего «доставали» мои родители?», «Чего мне не хватало?».
Многое вы вспомните и сами. Что-то подскажут вам старые фотографии, письма, записки, дневники. Спросите у близких родственников - устройте вечер воспоминаний. Иногда давняя песня, мелодия из детства или запах способны легко оживить почти позабытые ощущения и чувства, эмоции.
Легче всего вам будет разобраться в своих истинных чувствах (эмоциях), если все такие случаи, когда поведение ребёнка возмущает вас до глубины души, вы сопоставите со своими собственными воспоминаниями. Сведёте в одну таблицу.
Выглядеть это может примерно так:
Что не так (что не нравится, возмущает, больше всего выводит из себя) | Параллели из моего детства (чем меня «доставали» родители; что выводило из себя, обижало, не нравилось) | Что я могу сделать и для ребёнка, и для себя, что «возьму на заметку», как исправлю ситуацию (мысли, идеи, рекомендации) |
1. Разбрасывает вещи, в комнате вечный беспорядок. | Я выполняла безотказно. Я всегда всё убирала на место, а если был беспорядок, меня не пускали на улицу гулять. | Что делаю для себя: Раз в неделю - никакой уборки, вместо этого отправляюсь в гости к своим друзьям. |
2. Одевается очень вызывающе. | Мне не позволяли. Все подружки носили модные береты, а меня родители заставляли одевать вязанную шапочку. | Делаю для него: Мне тоже хотелось одеваться так, как мои друзья. Буду советовать, но не требовать беспрекословного подчинения. |
3. Ни на минуту не хочет оставаться один, капризничает, зовёт. | Моя детская слабость. Мне было года 4, я сидела одна дома, вдруг... и так испугалась, что описалась; за это меня долго стыдили. | Надо понять, что же его пугает на самом деле. Кажется, я его избаловала, все дела бросаю в любую минуту и кидаюсь на первый же зов. |
4. Вечно всё не доделывает, увлечённо начинает, но бросает. .. не умеет... обижается на любое замечание. | Похож на меня, я тоже бросила музыкальную школу, несмотря на протесты родителей. Училась шить, но так и не выучилась. . …это для жизни плохая черта. | Спокойно напоминать, помочь составить план или памятку, контролировать и хвалить, когда сделает всё. А может, и неплохо, что он многим увлекается? Найдёт со временем дело по душе. |
5. Безынициативный какой-то... | Не похож на меня в этом. Я принимала участие во всех школьных мероприятиях. | Проследить, не слишком ли я много запрещаю. Планируем вместе, как будем проводить ближайшие выходные и каникулы. Зато как разбирается в компьютере, и ведь сам научился! |
6. Страшно сердится, когда входу в его комнату. | Меня много контролировали. Проверяли, что ношу в карманах, и выкидывали лишнее. | Для него: постучать, прежде чем войти. Для себя: создать свой уголок, где меня не будет никто тревожить. |
7. Слишком активный интерес к противоположному полу, разговоры о сексе; а плакаты в комнате висят - просто ужас! | Понимаю, но считаю, что это нехорошо. Моя мама правильно говорила: «слишком рано»... | Читаю литературу на эту тему. Разрешаю приглашать в дом друзей и одноклассников/одноклассниц; постараюсь познакомиться с ними поближе. |
8. Вмешивается, перебивает, иногда даже кричит, еслис кем-то долго разговариваю. | Не хватает родительской любви. Со мной так не возились. | Каждый день отвожу время и на совместные занятия и игры с ребёнком, и на индивидуальные, лично для себя. |
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Как они растут
Чтобы освободиться от подавленных эмоций, надо:
1) признать, что они существуют;
2) разрешить себе сделать то, что не позволялось в детстве;
3) рассказать, пережить снова это чувство, состояние.