I. Карельский язык в пословицах и поговорках
1. 1.Kaksi kauppah sopiu, kolmanella korvarieska. 1.Лёжа ягод не соберёшь, сидя благ не обретёшь. 2.Деньги приносят и счастье, и несчастье. 3.Красота для свадьбы, а в жизни уменье нужно. 4.Двое договорятся, третий не мешай. | 1.Aigu on paras dohturi. 1.На час ума не хватит – век придётся плакать. 2.Время – лучший лекарь. 3.Красив мухомор, да есть нельзя. 4.Не всегда коту блины, попадаются и колотушки. |
2. 2.Hyvä mies, hyvä heponi, hyvä naini kolmantena. 1.Нет худа без добра. 2.Не всё золото, что блестит. 3.Добрый мужчина, хорошая лошадь, вдобавок добрая жена. 4.Не красна изба углами, а красна пирогами. 3. | 2.Bohattu on aivin varavoizilleh. 1.Шепнёшь одному – узнают все. 2.Красив пирог с виду, да сыровато нутро. 3.Богатый всегда со страхом живёт. 4.Красивая ложь хуже некрасивой правды. |
4. 3.Ei paitua ennein poikua. 1.Лёжа ягод не соберёшь, сидя благ не обретёшь. 2.Деньги приносят и счастье, и несчастье. 3.Красота для свадьбы, а в жизни уменье нужно. 4.Не шей рубашонки, пока нет мальчонки. | 3.D’engat kavotah – uvtuu suat, souvestin kavotat. 1.Деньги потеряешь – новые наживёшь, совесть потеряешь – пропадёшь. 2.На солнышке хорошо, а на Родине лучше. 3.Богатый плачет – корабль потопили, бедный – костыль переломили. 4.Не так получается, как барин обещает, а как мужик сделает. |
4.Gazietta eu azietta. 1.Нет худа без добра. 2.Не всё золото, что блестит. 3.Газета – новости со всего света. 4.Не красна изба углами, а красна пирогами. | 4. Gluhoi gromud ei varaida. 1.Болтун в колхозе не в счёт, кто работает, тому почёт. 2.Богатство скроешь, а бедность – нет. 3.В борьбе побеждает то, кто сильней, в споре – кто хитрей. 4.Глухой грома не боится. 1. |
5.Ruoka ruumin vahvistau, vuate varren kaunistau. 1.Ешь плохое, ешь хорошее, но живи достойно. 2.Девки на лавке – квас в ставце. 3.Сапожник без сапог, бондарь без бочки, кузнец без ножа да топора. 4.Пища тело укрепляет, одежда украшает. | 5.Ei lapsi rovus kaduo. 1.Спрашивающий с пути не собъётся. 2.Ребёнок сохранит повадки рода. 3.Рубли богача из копеек бедняка. 4.Не смотришь, куда кладёшь, поищешь, когда брать будешь. 2. |
6. Kala on kaivossa syvässä, liha linnun siiven alla. 1.Без отца - сирота, без матери – вдвойне. 2.Рыба в омуте глубоком, мясо у птицы под крылом. 3.От ребёнка помощь: ягодку соберёт, две съест. 4.Артельная работа спорится. | 6.Gost’a stolas, jallat dorogas. 1.Гость за столом, а ноги в дороге. 2.В гостях хорошо, дома лучше. 3.Неприятность в начале лучше, чем в конце. 4.Солнце рукой не достать, счастье руками не взять. |
7.Ei kai ilmat ikkunas, ei kai kalat kattias. 1.Не весь свет, что видать в окно, не вся рыба, что варится в котле. 2.Не та мать, что родила, а та, что вскормила. 3.Не знаешь, где потеряешь. 4.Не имея лошади, не покупай хомута. | 7. Ei ole biedu ku rugeheh kazvoi kasteheiny, a se on biedu, ku ei kazvanuh ni rugiz, ni heiny. 1.Без отца - сирота, без матери – вдвойне. 2.Ещё не беда: васильки во ржи, беда, если ни васильков, ни ржи. 3.От ребёнка помощь: ягодку соберёт, две съест. 4.Артельная работа спорится. |
Захарова Людмила Васильевна, заведующая
отделом краеведения до 2012 года
Кононова Елена Альбертовна, методист отдела краеведения,
специалист высшей категории
Полевая Ирина Александровна, методист отдела краеведения,
специалист высшей категории
ГБОУ «Республиканский центр детского и юношеского туризма»
2014 год - Год Культуры в образовании
Авторская методическая разработка по повышению культурологических компетенций субъектов сферы образования
Часть 1. Паспорт события
1.Имя события:
«Посиделки в 21 веке»
2.Форма проведения события:
творческая встреча
3. Целевая аудитория:
обучающиеся старших классов, их родители, прародители, педагоги
4. Сроки реализации события:
по плану организации
5. Цель:
Содействие развитию культурного потенциала, знакомство с народной культурой.
6. Задачи:
1. Создать условия для принятия обучающимися культурных ценностей
2. Способствовать проявлению у воспитанников культурологических компетенций
3. Расширить представление о роли и месте культуры в жизни человека.
4. Предоставить родителям, педагогам и детям возможность совместной деятельности в культурной сфере.
7. Продолжительность события:
Девяносто минут
8. Возможное место проведения:
учебная аудитория, музей, помещение клуба