Как условие самореализации личности
Культура здоровья
Как условие самореализации личности
Разработчики:
Н.А. Калтушкина, учитель по физической культуре
Е.И. Калтушкин, учитель по физической культуре
Н.В. Пешкова, зав. кафедрой ФК СурГУ
А.С. Снигирев, доцент кафедры СД СурГУ
А.О. Карпова, аспирант СурГУ
Сургут 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Информационная карта проекта ………………………………………… | |
Описание проекта «Культура здоровья как условие самореализации личности» | |
Актуальность проекта ……………………………………………………… | |
Нормативно-правовая основа ……………………………………………… | |
Цель и задачи проекта ……………………………………………………… | |
Содержание проекта ………………………………………………………… | |
Этапы и механизмы реализации проекта ………………………………… | |
Управление проектом ……………………………………………………… | |
Ресурсное обеспечение ……………………………………………………… | |
Ожидаемые результаты реализации проекта ……………………………… | |
Перспективы распространения результатов реализации проекта ……… | |
Приложения………………………………………………………………… Приложение 1. Статья по результатам входного контроля ……………… Приложение 2. Глоссарий ………………………………….......................... |
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
«КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ»
Актуальность проекта
Актуальность проекта обусловлена изменениями, произошедшими в системе образования и изменившимися требованиями к организации и результатам образовательного процесса.
В ФГОС основного общего образования обозначены требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, среди которых:
- личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению (и т.д.);
- метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) (и т.д.);
- предметные,включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области (и т.д.).
Важно отметить, что стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника, а именно:
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Таким образом, инициативы направлены на создание условий для роста и развития человека, его осуществления и самореализации, подготовки его к достижению личностного жизненного успеха являются на настоящий момент значимыми и особо актуальными.
Нормативно-правовая база (основные регламентирующие документы)
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, №273-ФЗ (26.12.2012г.)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г., №1897).
3. ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" (постановление Правительства РФ от 21. 01.2015 г., №30).
4. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) (утверждено Постановлением правительства РФ от 11.06.2014 г., №540).
5. Распоряжение правительства ХМАО-Югры от 29.12.2014 г. №747-рп «О концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа-Югры».
Цель и задачи проекта
Цель проекта – создание в образовательном учреждении среды для самореализации личности школьников (подростков) посредством включения учащихся в здоровьеформирующую (физкультурно-спортивную) деятельность, в том числе участия в программе ВФСК «Готов к труду и обороне».
Задачи проекта:
1. Разработать положение и установить новый порядок ведения портфолио учащихся, включающий раздел «Моя будущая профессия».
2. Обеспечить возможность участия школьников в разнообразных физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях различного уровня (среди учеников школы, классных коллективов, семей школьников).
3. Подготовить и реализовать экспериментальную программу по предмету «Физическая культура», обеспечивающую в том числе всестороннюю подготовку к сдаче тестов ВФСК ГТО.
4. Разработать и апробировать в рамках экспериментальной работы рабочую тетрадь по физической культуре с элементами самоконтроля и самоанализа собственных достижений школьников.
5. Подготовить и реализовать программу психологического тренинга для подростков по самоопределению и самореализации.
Содержание проекта
Проблема самореализации личности, ее продуктивности на современном этапе является одной из актуальных проблем педагогики как науки и самой педагогической практики.
Отсюда понятно, насколько актуален вопрос самореализации личности, разработки технологий целенаправленного введения человека в оптимальный режим саморазвития личности, а также пространства для формирования условий, которые сопряжены с общеличностным развитием людей. Такого рода технологии значительно облегчат включение человека в деятельность, будут способствовать выработке индивидуального стиля деятельности, потребности в самореализации, стремлении к профессиональному и личностному росту.
Самореализацию личности, направленную на преобразование себя, выбор себя лучшего, формирование позитивной Я-концепции уместно рассматривать и изучать в условиях формирования ценностей здорового образа жизни, культуры здоровья.
Здоровье молодого поколения – это показатель физического и нравственного состояния общества. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является одной из основных задач модернизации российского образования. Э.М. Казин выявил, что в настоящее время на фоне неблагоприятной демографической и экологической ситуации, растёт число детей, страдающих заболеваниям нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, простудными инфекциями. По его мнению, здоровье детей не может рассматриваться без учёта адаптации организма к окружающей среде. Н.Н. Ананьев и Р.Б. Стеркина считают, что одним из частых проявлений неблагоприятной самореализации обучающихся является нарушение физического и психического здоровья детей.
Разработаны «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (далее – Комплекс).
Комплекс направлен на реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта, формирование необходимых знаний, умений, навыков, приобщение к систематическим занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью обучающихся, трудящихся, лиц старшего и пожилого возраста, проведение мониторинга и улучшение физической подготовленности граждан Российской Федерации.
Главное назначение Комплекса – повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии страны, укреплении здоровья, улучшении благосостояния и качества жизни российских граждан, гармоничном и всестороннем развитии личности, формировании потребности людей в физическом самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности, необходимости вести здоровый, спортивный образ жизни.
Идея самореализации личности имеет давнюю традицию в социально-психологических и общественно-научных исследованиях.
В современном мире существуют различные философские подходы к пониманию самореализации личности человека: самореализация как следствие развития сознания, самосознания, самопознания; как реализация потребностей в самостабилизации; идея человека как "автора самого себя"; самореализация как частное проявление самодвижения материи, как основной путь движения человека к личностной зрелости, одна из существенных его потребностей; самореализация это естественный путь самотворчества, это функция человека, долг перед самим собой и человечеством и др.
К. Роджерс отмечал, что люди имеют неограниченный потенциал для самосовершенствования, а не для всестороннего развития способности и задатков, которых порой нет у человека. Заслуга К. Роджерса в том, что он выявил определённые формы развития, способствующие склонности человека к самосовершенствованию врожденного потенциала. Важнейший мотив в жизни человека - это актуализировать, т.е. сохранить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Поэтому самоактуализация и самореализация обучающихся с приоритетом здорового образа жизни является решающим условием реализации индивидуальности "создание самого себя", собственной личности и раскрытие индивидуальности.
Одним из условий самореализации личности могут стать, по нашему мнению, физическая культура и спорт, а также здоровьесберегающая и здоровьеформирующая образовательная среда.
Физическая культура, как и любая сфера культуры общества, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека - его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным состоянием, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мироощущением через двигательную деятельность. Она имеет большие потенциальные возможности для формирования целостной личности, сочетая единство духовного и физического.
Социальный заказ общества системе образования включает подготовку к жизни здоровых, культурных и образованных людей, способных самостоятельно добывать знания и уверенно ориентироваться в быстро меняющейся ситуации и в нарастающем объеме разнообразной информации. Естественно, что реализация такого заказа может быть достигнута только при условии постоянного совершенствования системы воспитания и образования в направлении поиска педагогических средств и методов. Реализация разнообразного круга задач сохранения, укрепления и развития здоровья людей является одним из направлений по развитию физической культуры личности и формирования культуры здоровья. При этом если главным системообразующим компонентом физической культуры является двигательная активность, то системным элементом формирования позитивного отношения к собственному здоровью является степень обеспеченности самосбережения здоровья.
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода (12-18 лет) являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному построению поведения молодого человека, его самореализации. Необходимость реконструкции телесного образа Я, построение половой идентичности, постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности определяет развитие Я-концепции подростков и всех ее составляющих. В этот период другой человек начинает занимать для подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. Именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик и физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе, способствует активизации процесса самореализации. Таким образом, именно этот возраст является благоприятным для самореализации личности, а организованная образовательная среда способна эту самореализацию сделать успешной.
1. Гуманизация общественной жизни и образования определила качественно новые условия для развития личности с учетом ее индивидуальных особенностей, собственных мотивов и ценностных установок. Образовательная среда является решающим фактором в процессе формирования знаний, способов деятельности и творческих качеств личности, необходимых для ее полноценной самореализации.
2. Процесс самореализации личности учащегося, включающий в себя возможность выстраивания «индивидуальной образовательной траектории», реализацию познавательных интересов и активности, повышение субъектной функции, наиболее эффективен в учебных заведениях, важной составляющей деятельности которых является инновационный образовательный процесс.
3. Педагогическими условиями самореализации личности в образовательном пространстве инновационной школы являются: вариативность содержания образования, форм и способов его освоения, использование проективных технологий в обучении и воспитании, диагностика эффективности образовательной среды.
Основные направления реализации проекта представлены на рис. 1.
Культура здоровья |
Модернизация физкультурно - оздоровительной и спортивно-массовой внеучебной работы (ФОиСМВР) в образовательном учреждении |
Модернизация программы и форм реализации содержания учебного предмета «Физическая культура» |
1. Введение рабочей тетради по физической культуре (методико-практические занятия). 2. Организация направленной подготовки для сдачи тестов ВФСК ГТО. |
Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на пропаганду ВФСК ГТО, подготовку к сдаче тестов и тестирование выполнения нормативов. |
Развития потребность в самореализации |
Основная идея - школьнику для самореализации необходимо безусловное принятие самого себя, возможность развития ответственности за себя, принятие себя другими |
Самоанализ показателей физического развития, функциональной и физической подготовленности – самоконтроль и самооценка результатов – физическое самовоспитание – ответственное отношение к собственному физическому состоянию и здоровью |
Контроль и оценка достижений в физкультурно-спортивной деятельности – сравнительный самоанализ собственных результатов с достижениями сверстников – самоутверждение в группе сверстников посредством достижения высоких спортивных результатов |
Готовность к саморазвитию и непрерывному образованию. |
Профессиональное самоопределение |
Самоанализ собственных достижений в различных видах деятельности, самообразование в вопросах профессий – самоопределение и работа над собой для достижения поставленных целей (поступление в определенный вуз) |
Новый порядок ведения портфолио учащихся, включающий раздел «Моя будущая профессия» |
Создание в ОУ условий и возможности для самореализации посредством включение в разнообразные виды деятельности, в том числе участия в проектной деятельности, конкурсах, соревнованиях в соответствии с интересами и потребностями подростков |
Повышение эффективности здоровьеформирующих технологий, используемых в образовательном процессе |
Психологический тренинг для подростков по самоопределению и самореализации – психологическое здоровье |
Культура здоровья |
Модернизация физкультурно - оздоровительной и спортивно-массовой внеучебной работы (ФОиСМВР) в образовательном учреждении |
Модернизация программы и форм реализации содержания учебного предмета «Физическая культура» |
1. Введение рабочей тетради по физической культуре (методико-практические занятия). 2. Организация направленной подготовки для сдачи тестов ВФСК ГТО. |
Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на пропаганду ВФСК ГТО, подготовку к сдаче тестов и тестирование выполнения нормативов. |
Развитая потребность в самореализации |
Основная идея - школьнику для самореализации необходимо безусловное принятие самого себя, возможность развития ответственности за себя, принятие другими |
Самоанализ показателей физического развития, функциональной и физической подготовленности – самоконтроль и самооценка результатов – физическое самовоспитание – ответственное отношение к собственному физическому состоянию и здоровью |
Контроль и оценка достижений в физкультурно-спортивной деятельности – сравнительный самоанализ собственных результатов с достижениями сверстников – самоутверждение в группе сверстников посредством достижения высоких спортивных результатов |
Готовность к саморазвитию и непрерывному образованию. |
Профессиональное самоопределение |
Самоанализ собственных достижений в различных видах деятельности, самообразование в вопросах профессий – самоопределение и работа над собой для достижения поставленных целей (поступление в определенный вуз) |
Новый порядок ведения портфолио учащихся, включающий раздел «Моя будущая профессия» |
Создание в ОУ среды и возможности для самореализации посредством включение в разнообразные виды деятельности, в том числе участия в проектной деятельности, конкурсах, соревнованиях в соответствии с интересами и потребностями подростков |
Рис. 1. Основные направления реализации проекта "Культура здоровья как условие самореализации личности"
Управление проектом
Инициаторами проекта являются администрация и педагоги МБОУ СОШ №19 г. В разработке проекта, в том числе, приняли участие социальные партнеры и родители учащихся образовательного учреждения.
Организационно-управленческое обеспечение проекта заключается в:
- создании условий для координации и эффективной организации воспитательной деятельности на основе оптимального планирования работы всех задействованных структур ОУ;
- организации мониторинговых исследований в рамках реализации проекта.
Общее руководство разработкой и реализацией проекта осуществляет директор МБОУ СОШ № 19.
Координирование проекта выполняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе, которая:
- осуществляет стратегическое и тактическое планирование работы;
- курирует и контролирует деятельность рабочей группы в рамках проекта;
- осуществляет контроль выполнения плана мероприятий проекта;
- руководит анализом результатов инновационной деятельности, при необходимости корректирует ее план.
Психолого-педагогическое сопровождение участников проекта реализуют педагоги-психологи, которые проводят диагностику и мониторинг результатов инновационной деятельности в рамках проекта.
Мониторинг физического развития, функциональной и физической подготовленности, отслеживание динамики выполнения нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне» осуществляют: учителя по физической культуре Н. А. Калтушкина, Е.И. Калтушкин, аспирантка СурГУ А.О. Карпова.
Научно – методическое сопровождение проекта – БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный университет», Институт гуманитарного образования и спорта (научные руководители проекта – зав. кафедрой физической культуры, к.п.н., доцент, Н.В. Пешкова; к.б.н., доцент А.С. Снигирев).
Ресурсное обеспечение
Кадровые ресурсы | - административные и педагогические работники, прошедшие стартовый инструктаж и мотивированные на инновационную деятельность в области здоровьесбережения, физической культуры и самореализации школьников; - специалисты, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение процесса самореализации школьников; - медицинские работники, участвующие в здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности; - учителя физической культуры, обеспечивающие высокий уровень проведения уроков физической культуры и организацию спортивно-массовой работы в школе; - классные руководители, обеспечивающие активную воспитательную работу в классах. |
Информационно-методические ресурсы | - организация взаимодействия и обмена информацией между субъектами образовательных отношений в связи с необходимостью проведения скоординированных действий, направленных на решение поставленных задач в инновационной деятельности; - материалы для информационной работы с родительской общественностью; - анкеты (стартовые и обратной связи) для административных и педагогических работников, обучающихся, родителей и инструкции по проведению анкетирования; - тиражирование и распространение методических материалов (продуктов инновационной деятельности). |
Материально-технические и финансовые ресурсы | - компьютерные психодиагностические программы; - оргтехника: компьютеры, мультимедийный проектор, цветной принтер для тиражирования методических материалов, раздаточных, информационных и рекламных материалов; - финансирование для обеспечение работы оргтехники и приобретения бумаги для тиражирования раздаточного материала, анкет, информационных листов, рекламных буклетов. |
Сетевые ресурсы | - учреждения дополнительного образования для охвата обучающихся в физкультурно-спортивную деятельность во внеурочное время; - учреждения здравоохранения для обеспечения просветительской работы с обучающимися по здоровьесбережению; - общеобразовательные учреждения для организации совместных спортивных соревнований, игр и праздников; - высшие учебные заведения (СурГУ) для научной поддержки инновационной деятельности. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Калтушкина, Н.А. Анализ физической подготовленности школьников с позиции требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / Н.А. Калтушкина, Н.В. Пешкова, А.С. Снигирев, А.О. Карпова // Cовершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: сборник научных трудов XIV Всерос. с междунар. участ. науч.-практ. конф.: в 2 т. / Под ред. С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2015. – С. 98-100.
Приложение 2
Глоссарий
Самореализация | основанная на рефлексии, осознанная деятельность личности, направленная на наиболее полное выражение и воплощение сущности человека, его призвания. |
Культура здоровья | предстает как составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития, основанная на ведении ЗОЖ. Культура здоровья состоит из 3 основных элементов: - когнитивный: приобретение, понимание, анализ, преобразование, использование знаний о здоровье и рефлексии; - креативный: самосовершенствование, преодоление стереотипов, наличие личностных позитивных результатов образования в области культуры здоровья; - конативный: сформированная активная, целенаправленная, самоконтролируемая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья. |
Здоровьеформирующая технология | система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья учащегося на всех этапах его обучения и развития, а также формирование осознанного отношения к собственному здоровью. |
Самооценка | представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств, достоинств и недостатков, в качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов индивида. |
Культура здоровья
как условие самореализации личности
Разработчики:
Н.А. Калтушкина, учитель по физической культуре
Е.И. Калтушкин, учитель по физической культуре
Н.В. Пешкова, зав. кафедрой ФК СурГУ
А.С. Снигирев, доцент кафедры СД СурГУ
А.О. Карпова, аспирант СурГУ
Сургут 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Информационная карта проекта ………………………………………… | |
Описание проекта «Культура здоровья как условие самореализации личности» | |
Актуальность проекта ……………………………………………………… | |
Нормативно-правовая основа ……………………………………………… | |
Цель и задачи проекта ……………………………………………………… | |
Содержание проекта ………………………………………………………… | |
Этапы и механизмы реализации проекта ………………………………… | |
Управление проектом ……………………………………………………… | |
Ресурсное обеспечение ……………………………………………………… | |
Ожидаемые результаты реализации проекта ……………………………… | |
Перспективы распространения результатов реализации проекта ……… | |
Приложения………………………………………………………………… Приложение 1. Статья по результатам входного контроля ……………… Приложение 2. Глоссарий ………………………………….......................... |