Греко-римское влияние на костюм сармато-алан
1. Высказанное ранее (Яценко 1984) утверждение о том, что иноземное влияние не отражено в костюме сармато-алан вплоть до раннего средневековья, с рядом оговорок справедливо лишь для среднесарматского времени, т.к. в этот период не фиксируется заимствование предметов костюма, их элементов, декоративных принципов.
Распространение тканей и цветного бисера античного производства заметно изменили облик костюма. Однако ткани подбирались в соответствии с вкусами сарматов. Размещение парчи на подоле аналогично размещению бисерно-бляшечных обшивок.
В единичных случаях в близких античным центрам районах (Крым) в костюме знатных сарматок и скифянок 1 – нач. 2 вв. н.э. использовались начельные украшения целиком античного
-52-
производства (Ногайчикский курган) или составленные из набора мелких импортных нашивных украшений и подвесок с античными сюжетами. Но для диадем сарматских служительниц культа подобные заимствования, видимо, не допускались.
2. Со II в. н.э. у сарматских племен широко распространяется женская плечевая одежда, верх которой скалывался на плечах двумя фибулами. Сходные между собой по облику женские одежды такого типа хорошо известны и широко распространены на варварской периферии на востоке вплоть доПоволжья.
3. Одеждой того же типа является греческий хитон. Однако известно, что греческая одежда не оказала заметного влияния на костюм кочевников, в то время как влияние в противоположном направлении неоспоримо (Яценко, 1984). Подобное новшество, видимо, можно связать с влиянием провинциально-римской культуры на районы, прилегающие к восточным границам империи.К сарматам этот предает костюма мог попасть при посредничестве родственных племен, вторгшихся в I в.н.э. на Балканы.
Не исключается, что это предметы импорта, обычные для кочевых этносов - хунну, сарматов, хазар, половцев Во всех случаях костюм отмечен как главный предмет импорта. Но достоверность такого объяснения невелика ввиду широкого распространения данного предмета плечевой одежды в рядовых погребениях,
4. В позднесарматское время и у мужчин появляются предметы костюма, украшенные парчовой вышивкой. Так, в одном из комплексов III – IV вв. до. н.э., на Нижнем Дону каймазолотой парчи шириной около 5 см шла, видимо, по краю подола короткого "кафтана" (Высочино VII, кург. 12, погр. 1 – Чалый B.B., 1981 г.). Вероятно, однако, что это проявление уже восточного влияния.
В.Ю.Малашев
САРМАТЫ НА КОЛОННЕ ТРАЯНА
На колонне Траяна в Риме, посвященной триумфу над Дакией, имеются изображения катафрактариев в сюжетных сценах, а также элементы их вооружения в трофеях. На рельефах изображены всадники в чешуйчатом доспехе, обтягивающем тело от шеи до ног. Аналогичные чешуйчатые рубахи и реберчатые шлемыесть в
-53-
трофеях. Детали не проработаны, подробностиустройствадоспеха не ясны, и изображенияочень схематичны, несмотря на высокохудожественное исполнение.
Письменные источники отражают активность сарматских племен на границах империи в НижнемПодунавье в I в. н.э., хотя в них отсутствуют прямые упоминания участия сарматов в дакийских войнах (Страбон, Даон Кассий, Овидий, Тацит, Светоний). В письме кТраяну Плиния Младшего содержится намек на вторжение сарматов в Мёзию во время первой войны (X, 74).
Решая вопрос о локализации Никополя, основанного Траяном, К.Цихориус, используя сведения Амм. Марцеллина и Йордана, приходит к выводу о совместном вторжении даков и сарматов в Мёзию зимой 101–102 гг. н.э., и считает, что именно это событие изображено на рельефах. Эта точка зрения разделяется и другими исследователями (В.Гауэр).
Изображенных на колонне катафрактариев связывают с сарматамиД.Бекатти, К.Пач, Митру, М.И.Ростовцев, И,Т,Кругликова, А.М.Хазанов. Ф.Флореску считает их даками, строя свой анализ на отсутствии описанных Тацитом предметов наступательного вооружения на сюжетных сценах, же заметив, что характерное для сарматов наступательное вооружение есть в трофеях. В.Фрёнер, Г.А.Пугаченкова, а вслед за ними В.П.Никаноров называют изображенных всадников парфянами. Но парфяне не имели к дакийским войнам прямого отношения, а ихпутешествие
в Дакию представляется просто маловероятным.
В памятниках Северного Причерноморья и парфянских есть изображения чешуйчатогодоспеха и реберчатых шлемов конической и яйцевидной формы. Имеются их археологические реалии. Известны изображения и археологические реалии чешуйчатых штанов; терракота I в. до н.э. из Британского музея, скифское погребение IV в. до н.э. у с. Красный Подол (С.В.Полин, реконструкция M.B.Горелика), погребение конца I в. н.э. в Чаталке (Х.Буюклиев).
Связываемое с сарматским наступательное вооружение – длинные прямые мечи и луки, по форме и размерам близкие к "скифским", - изображены как на рельефе с сюжетной сценой, так и на рельефах с трофеями. Ножны двух мечей с округлым расширением в нижней части находят аналогии в памятниках изобрази-
-54-
тельного искусства и в савроматских и сарматских погребениях. Скобу в верхней части ножен – приспособление для ношения меча на портупейном ремне, изображенное на колонне, – отмечали у сарматов В.Гинтерс и А.М.Хазанов.
Чешуйчатый доспех коней полностью облегает тело, защищает от головы до копыт. А.М.Хазанов сделал вывод о том, что у сарматов конский доспех был менее распространен, чем в Иране из-за специфики кочевнической жизни. Но нет оснований считать его вовсе нехарактерным: есть изображение доспеха коня на надгробии Афения, находки фрагментов и целых панцирей в погребениях. Возможно, у западных сарматов он встречался чаще, вследствие постоянного военного контакта с Римом и более высоких требований к оснащенности войска.
Неточности и упрощения в изображении доспеха коня и всадника, возможно, связаны с отсутствием личных впечатлений у автора рельефов. Скорее всего, он находился при Траяне, а о событиях в Мёзии знал из рассказов и видел часть вооружения кочевников в трофеях.
Вторжение сарматов в Мёзию было лишь эпизодом первой войны с даками. Союзничество сарматов и даков было основано на заинтересованности первых в результатах грабительского набега, и неудачный исход егоприостановил их дальнейшее участие в войнах. Последующие события развивались в глубине Дакии и перспектива столкновения с регулярной римской армией была нежелательна для кочевников.
Возможно, с этим связано отсутствие прямых упоминаний письменных источников об участии сарматов, а также отсутствие их изображений на рельефах, воплощающих события конца первой и всей второй войны с даками.
А.В.Симоненко