Сарматы в восточном закубанье
1. В последние годы количество раскопанных сарматских памятников в восточном Закубанье резко возросло в результате интенсивных новостроечных работ. Накопился огромный источниковедческий материал (свыше 350 погребений), который позволяет по-новому осветить проблему проникновения сарматов в указанный регион и периодизацию сарматской культуры в Закубанье. Можно выделить три пласта савромато-сарматских древностей восточного Закубанья.
2. Первый период (4-нач. 3 в. до н.э.) характеризуется проникновением в регион савроматского населения. Погребения совершены в узких ямах с западной ориентировкой и вытянутым положением костяков. В могилы помещали большое количество лепной посуды и жертвенную пищу в ногах погребенных. Украшения и оружие, преднамеренно испорченное, встречены в единичных погребениях. К предметам меотской культуры, являющимся продуктом обмена, относятся многочисленные кружальные кувшины, миски и бронзовое листовидное зеркало.
3. Второй период (вторая пол 3 – первая пол 1 вв. до н.э.). Погребения совершены в узких прямоугольных ямах и подбоях. Погребенные лежали в вытянутом положении с западной и южной ориентировкой, руки иногда на тазе, ноги изредка перекрещены, стопы вывернуты. Инвентарь представлен кувшинами, кружками, мисками, канфаровидными двух-и трехручными кубками, горшками, каменными и стеклянными бусами, втульчатыми наконечниками стрел, наконечниками дротиков и копий, бронзовыми пластинчатыми зеркалами с боковой ручкой, мечами с серповидным навершием, кинжалом прохоровского типа. В некоторых погребениях встречены амулеты из предметов эпохи бронзы и скифского времени, а также гальки с угольками в небольших горшках. В этот период хорошо видно формирование синкретической культуры, сочетающей в себе местные меотские и пришлые сарматские элементы.
4. Третий период (вторая пол. 1 в. до н.э. - середина
-41-
3 в. н.э.). Погребения совершены в ямах и катакомбах прямоугольных в плане с входной ямой, расположенной по одной длинной оси с камерой или под небольшим углом к ней. Дно камер понижается от входного отверстия к задней стенке. Входные отверстия овальной или арочной формы. Ямы часто больших размеров, иногда близкие квадратным. Продолжают бытовать прямоугольные ямы. Погребенные лежали в вытянутом положении, на спине с неустойчивой ориентировкой. Инвентарь представлен бронзовыми зеркалами-подвесками, стеклянными и каменными бусами, бисером, лепными курильницами различных форм, кувшинами, мисками, ножами, патерами, стеклянными канфарами, фибулами, многочисленными бляшками, мечами, втульчатыми и черешковыми наконечниками стрел. Среди этих погребений существенное место занимают захоронения представителей знати и дружинников. Погребения в катакомбах имеют много аналогий с курганами «Золотого кладбища», Терезе и Учкекена, что позволяет объединить их в один круг памятников, оставленных одной этнокультурной группой.
Н.Ф.Шевченко
САРМАТСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ 4 – 3 ВВ. ДО Н.Э.
ИЗ ВОСТОЧНОГО ПРИАЗОВЬЯ
В связи с быстрым накоплением материала, в последнее время наиболее остро встает вопрос о времени и характере проникновения сарматских племен на территорию Прикубанья. Значительный процент в могильниках к северу от р.Кубань составляют впускные захоронения второй пол. 1 тыс. до н.э.
Проведенная классификация дала возможность выделить памятники, относящиеся к разным хронологическим пластам.
Рассмотрим материалы самой ранней группы, позволяющие охарактеризовать период, связанный с появлением сарматов в Восточном Приазовье. Возможности хронологической привязки осложняются ограниченностью инвентаря и малым числом надежно датируемых вещей, поэтому использованы материалы одиннадцати комплексов, датировка которых не вызывает сомнений.
Погребения совершены в подбоях или небольших удлиненно-прямоугольных ямах, в одном случае – в катакомбе. Погребенные лежат на спине, с вытянутыми ногами и плотно прижатыми
-42-
к туловищу руками. Преобладает западная ориентировка – 7, южная – 3, восток-юго-восток – 1.
Инвентарь представлен тремя ведущими категориями вещей: керамика, предметы украшения и туалета, оружие и связанные с ним вещи. Следует отметить подборку бронзовых зеркал с отогнутым бортиком. Интересна находка подвески из желтого глухого стекла в виде маски, датирующаяся 4-2 вв. до н.э.
Длинные мечи с изогнутым навершием и согнутым под тупым углом перекрестием, бронзовые наконечники стрел разных типов датируются в пределах 5-3 вв. до н.э. Большую группу составляют железные втульчатые трехлопастные наконечники стрел. В одном комплексе бронзовые и железные наконечники встречены совместно. В керамике преобладают грубые лепные плоскодонные горшки, иногда с орнаментом в виде вертикально пролощенных полос.
Особенности погребального обряда, вещевой материал, позволяют связать открытые погребениия с сарматами, датировать их концом 4 – первой пол 3 вв. до н.э. и отнести к самому раннему этапу продвижения сарматских племен в Восточное Приазовье.
Для решения вопроса о направлении и некоторых особенностях этого движения очень существенна находка трех железных мечей с изогнутым навершием и согнутым под тупым углом перекрестием. Ареал распространения оружия такого типа связан с сарматскими памятниками Приуралья. Не противоречит такой атрибуции и находка железного колчанного крючка с отверстием для подвешивания в центральной части, аналогичного раннепрохоровским в Южном Приуралье. Появление в Восточном Приазовье первой волны кочевников-сарматов совпадает по времени с началом распространения прохоровской культуры. Малочисленность ранних комплексов позволяет предположить, что движение носило характер постепенного проникновения небольших групп кочевников, не встретивших в этом регионе сопротивления. Мирный характер переселения был обусловлен отсутствием в первой половине 1 тыс. до н.э. в северокубанской степи стабильного населения. Возможно, что фактор незаселенности сыграл роль во время дальнейшего передвижения в Прикубанье сарматских племен, ставших известными грекам под общим названием – сираки.
-43-