Цели и задачи учебно-воспитательной работы для лиц с интеллектуальной недостаточностью
Вопрос о социальном положении лиц с нарушениями интеллекта всегда будет актуален во всех без исключения странах, поскольку повсюду существует определенное количество таких людей. Лица с нарушениями интеллекта – инвалиды, которые не способны к самостоятельной жизни, которые нуждаются в опеке, но при создании для них специальных условий они становятся частично трудоспособными и вполне могут быть социально адаптированы. Меж тем, отсутствие или недостаточность необходимой помощи таким лицам ведет к тяжелым последствиям. Умственная отсталость и ограниченная обучаемость таких людей в ряде случаев приводят к тому, что они выпадают из системы специального образования[6].
Воспитание лиц с нарушениями развития, с одной стороны, будет иметь задачи, сходные с задачами воспитания вообще, а с другой стороны, эти задачи глубоко специфичны. Цели и задачи, общие для обучения и воспитания абсолютно любого человека, – это содействие всестороннему развитию, выявление положительных и сглаживание отрицательных сторон личности, а также воспитание человека наиболее социально адаптированным, трудоспособным и полезным членом общества. Для лиц с недостатками развития эти цели будут оставаться актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать более низкий уровень их возможностей, необходимость применять весьма особые методические приемы, и уделять внимание формированию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания. Здесь будет важно не столько передать определенную сумму знаний, сколько выработать у таких лиц и адекватность поведения, и умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, и бытовую ситуационную приспособленность.
Воспитательный процесс, имеющий под собой цель формирования системы жизненно необходимых умений и навыков, должен протекать в условиях конкретных ситуаций[7]. В данном случае, обучение можно считать вполне законченным лишь в том случае, если приобретенные навыки стали привычками. Также процесс обучения человека с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должен максимально содействовать развитию его познавательной деятельности. Следовательно, процессы развития человека и тренировки его в приспособлении к жизненным ситуациям будут тесно связаны между собой.
Достижение означенных целей обеспечивается решением следующих основных задач работы с тяжело умственно отсталыми лицами[8]:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2. Эмоциональное и коммуникативное развитие человека.
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
4. Физическое воспитание.
5. Самообслуживание.
6. Бытовая ориентировка и социальная адаптация.
7. Интеграция данных лиц в общество.
Максимально возможное развитие лиц с тяжелыми нарушениями интеллекта в процессе обучения может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий. К ним относятся[9]:
1. Как только возможно более раннее начало коррекционной работы.
2. Благоприятная семейная обстановка и тесная связь специального учреждения с семьей.
3. Применение адекватных программ и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям этих людей и целям их воспитания.
Содержание учебно-воспитательной работы должно всемерно содействовать выявлению возможностей в подготовке к доступным для них видам труда[10]. Именно поэтому обучение в специальных учреждениях должно базироваться на таких видах практических занятий, как физическая культура и ритмика, предметно-практическая деятельность, ручной труд, предметные уроки и экскурсии, занятия бытовым трудом и трудом в учебных мастерских, и т.д. В процессе проведения данных видов занятий возможно эффективное развитие у лиц речи и мышления, воспитание целенаправленных движений, формирование положительных эмоционально-волевых качеств.
Таким образом, применение адекватных программ и методов обучения лиц с интеллектуальными нарушениями, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их дальнейшей познавательной деятельности. Обучение будет носить развивающий характер в том случае, если оно направлено на освоение умения применять знания для решения новых и аналогичных прежним задач. При этом обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития человека при опоре на ведущую деятельность данного возрастного периода.