Классификация лиц с интеллектуальной недостаточностью по международной классификации болезней (мкб-10)

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра

СТАТЬЯ

по дисциплине «Психология»

на тему: «Адаптивная физическая культура для лиц с интеллектуальными нарушениями»

Выполнил: И.О.Фамилия,

студент 1-го курса
очной формы обучения
факультета таможенного дела,
группа ТС03
Подпись______________________

Научный руководитель:

И.О.Фамилия Подпись______________________

Санкт-Петербург

ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация. 3

1. Классификация лиц с интеллектуальной недостаточностью по Международной классификации болезней (МКБ-10) 4

2. Цели и задачи учебно-воспитательной работы для лиц с интеллектуальной недостаточностью.. 9

3. Адаптивная физическая культура для лиц с интеллектуальной недостаточностью 14

Заключение. 19

Список использованных источников. 20

АННОТАЦИЯ

В современной системе коррекционного образования адаптивная физическая культура выступает весомой частью развивающего процесса. Всё большее использование разнообразных средств и форм адаптивной физической культуры как одной из инновационных образовательных областей, направленной на «максимально возможное развитие людей, имеющих устойчивые отклонения в состоянии здоровья, в большинстве случаев, за счет обеспечения оптимального режима функционирования телесно-двигательных характеристик и духовных сил, а также их гармонизации для максимальной самореализации в качестве индивидуально значимых субъектов общества»[1], обусловлено абсолютно неординарными потенциальными возможностями АФК в решении огромного круга задач специального образования.

Олигофренопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, которая разрабатывает проблемы воспитания и обучения, необходимых путей коррекции развития людей с интеллектуальной недостаточностью[2]. В связи с этим в данной статье рассматриваются особенности использования средств физической культуры и спорта в процессе обучения и воспитания лиц с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Цель работы – изучение особенностей использования средств физической культуры и спорта в учебно-воспитательной работе лиц с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время адаптивная физическая культура занимает особое место в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с интеллектуальными нарушениями и дает им реальный шанс на активное участие в жизни общества. Адаптивная физическая культура помогает людям с ограниченными возможностями здоровья в решении многих проблем[15]:

1. Позволяет устранить или ослабить неблагоприятные последствия урбанизации жизни.

2. Обеспечивает достаточную мышечную активность и стимулирует естественный иммунитет.

3. Обеспечивает при выходе человека из повседневных, однообразных и утомительных условий жизни переключение нервно-эмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлечение его от утомляющих и подчас отрицательных воздействий повседневности.

4. Воспитывает ценные морально-волевые качества, играющие решающую роль в профилактике нервно-психических заболеваний и расстройств.

Адаптивная физическая культура помогает осознать тот факт, что ограничения в развитии, несмотря на всю трагичность, не является приговором для жизни в четырех стенах. Специалисты видят в занятиях физической культурой активное средство социально-психологической реабилитации, раскрывающее реальный уровень жизненных возможностей таких людей, помогает обрести уверенность в своих силах, учит недостающей самостоятельности, закаляет организм и дарит здоровые эмоции, а также помогает преодолеть многие психологические барьеры.

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра

СТАТЬЯ

по дисциплине «Психология»

на тему: «Адаптивная физическая культура для лиц с интеллектуальными нарушениями»

Выполнил: И.О.Фамилия,

студент 1-го курса
очной формы обучения
факультета таможенного дела,
группа ТС03
Подпись______________________

Научный руководитель:

И.О.Фамилия Подпись______________________

Санкт-Петербург

ОГЛАВЛЕНИЕ

Аннотация. 3

1. Классификация лиц с интеллектуальной недостаточностью по Международной классификации болезней (МКБ-10) 4

2. Цели и задачи учебно-воспитательной работы для лиц с интеллектуальной недостаточностью.. 9

3. Адаптивная физическая культура для лиц с интеллектуальной недостаточностью 14

Заключение. 19

Список использованных источников. 20

АННОТАЦИЯ

В современной системе коррекционного образования адаптивная физическая культура выступает весомой частью развивающего процесса. Всё большее использование разнообразных средств и форм адаптивной физической культуры как одной из инновационных образовательных областей, направленной на «максимально возможное развитие людей, имеющих устойчивые отклонения в состоянии здоровья, в большинстве случаев, за счет обеспечения оптимального режима функционирования телесно-двигательных характеристик и духовных сил, а также их гармонизации для максимальной самореализации в качестве индивидуально значимых субъектов общества»[1], обусловлено абсолютно неординарными потенциальными возможностями АФК в решении огромного круга задач специального образования.

Олигофренопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, которая разрабатывает проблемы воспитания и обучения, необходимых путей коррекции развития людей с интеллектуальной недостаточностью[2]. В связи с этим в данной статье рассматриваются особенности использования средств физической культуры и спорта в процессе обучения и воспитания лиц с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Цель работы – изучение особенностей использования средств физической культуры и спорта в учебно-воспитательной работе лиц с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ БОЛЕЗНЕЙ (МКБ-10)

Существуют разные подходы к классификации состояний умственной отсталости, однако наиболее распространенным является разделение умственной отсталости по степени интеллектуального дефекта. Обычно выделяется три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность и идиотия. В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)[3] умственная отсталость находится в отдельной рубрике (F7) и разделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73). Существует и другая клиническая классификация, которая предполагает подразделение состояний умственной отсталости (уже независимо от глубины психического недоразвития) на стеническую, дисфорическую, астеническую и атоническую формы (Д.Н. Исаев)[4]. Помимо этого, выделяют «ядерные» формы умственной отсталости (Н.И. Озерецкий)[5], для которых будет свойственна тотальность психического недоразвития, которая затрагивает всю психику в целом, и атипичные формы, для которых будет свойственна неравномерная структура психического дефекта с признаками парциального психического недоразвития.

Классификация интеллектуальной недостаточности по МКБ-10 будет выглядеть следующим образом:

1. Легкая (IQ в пределах 50 – 69) (F70) – легкая степень умственной отсталости (дебильность).

Познавательные больных заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление у них преимущественно конкретно-описательное, достаточно развита обиходная речь, развита способность к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками. Многие больные заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, продуктивно работают, заводят семьи, самостоятельно ведут хозяйство.

2. Умеренная (IQ в пределах 35 – 49) (F71) – умеренная умственная отсталость (варианты имбецильности легкой и средней степени).

Эти больные способны образовывать большее число и более сложные представления, чем больные тяжелой умственной отсталостью. Больные овладевают навыками самообслуживания, могут быть приучены к простейшему труду путем тренировки подражательных действий. Их словарный запас богаче, они в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу. Больные не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве и контроле. Некоторые из них могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях

3. Тяжелая (IQ в пределах 20 – 34) (F72) – тяжелая умственная отсталость (тяжелые варианты имбецильности).

Познавательная деятельность ограничена возможностью формировать только простейшие представления, абстрактное мышление, обобщения больным недоступны. Больные овладевают лишь элементарными навыками самообслуживания, их обучение невозможно. Словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов, достаточных для сообщения о своих основных потребностях, выражены дефекты артикуляции. Часто присутствуют неврологические расстройства, нарушения походки. Больные нуждаются в постоянном контроле и обслуживании.

4. Глубокая (IQ ниже 20) (F 73) – глубокая умственная отсталость (идиотия).

При идиотии значительно ограничены познавательные способности: больные практически не способны понимать обращенную к ним речь, не узнают людей, не отличают съедобного от несъедобного, редко формируют представления о горячем, остром и пр. Большинство больных не в состоянии освоить даже простейшие навыки самообслуживания. Речь или совсем не сформирована или состоит из нескольких простейших слов. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре окружающих, определяется удовлетворением простейших жизненных потребностей.

Проанализировав классификацию можно сделать вывод, что цель коррекционной работы с лицами, имеющими подобные нарушения, будет непосредственно связана с результатом (компенсацией) приобретения жизненно необходимых умений и навыков. Разработка адекватной системы коррекционного обучения и воспитания людей с интеллектуальной недостаточностью имеет большое теоретическое и практическое значение.


Наши рекомендации