Методика развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста
Развитие выносливости для ребёнка очень важно. Без этого физического качества ребёнок просто не сможет долго бегать, прыгать, играть в подвижные игры, лазать по лестницам и т.д. Таким образом, не буде удовлетворятся потребность ребёнка в двигательной активности. Ребёнок будет выбирать пассивные виды деятельности, не требующие затраты большого количества энергии. А значит и о проявлении и развитии силы, ловкости и быстроты не может быть и речи.
В физическом воспитании различают общую выносливость и специальную выносливость.
Длительное выполнение движений умеренной интенсивности, включающее большую часть мышечной системы человека, требуют проявления общей выносливости. К такому виду выносливости, например будет относиться выносливость проявленная в пешем походе, либо в подвижной игре, в которую включены разные движения и т.д.
Двигательная деятельность, ограниченная каким-либо одним видом называется специальной выносливостью. Например, кто дольше проскачет на скакалке или бег на длинные дистанции и т.д.
Общая выносливость проявляется в хорошо освоенных движениях. Специальная выносливость зависит от более высокой техники владением движениями, от уровня развития быстроты, ловкости, силы, координации. Уровень общей выносливости мало зависит от уровня специальной выносливости. То есть, это значит, что если ты обладаешь хорошей общей выносливостью, то не обязательно ты будешь обладать хорошей специальной выносливостью. Работа, направленная на повышение общей выносливости должна предварять развитие специальной выносливости.
В детском возрасте надо закладывать основы слаженной функциональной деятельности сердечнососудистой системы и дыхательной системы, постепенно приспосабливая ребёнка к длительному выполнению упражнений умеренной интенсивности.
В зависимости от возраста и подготовленности ребёнка предлагается разная степень нагрузки. Для развития выносливости большое значение в дошкольном возрасте имеют волевые качества, стремление проявлять максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости.
Требования к упражнениям на развитие выносливости:
1. Участие большого числа мышечных групп
2. Чередование напряжения и расслабления мышц
3. Использование знакомых, но не трудных движений
4. Регулировка темпа и длительности выполнения
Основной метод развития выносливости – метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности и более активных упражнений с перерывами.
С повышением выносливости организм ребёнка адаптируется к предложенным нагрузкам. Их надо повышать для увеличения уровня выносливости.
Средствами развития выносливости можно считать подвижные игры на развитие выносливости , спортивные упражнения, спортивные игры.
Развитие выносливости происходит и в подвижных играх с многократным повторением действий выполняемых продолжительное время, а также в спортивных упражнениях. Эффективность чередования действий зависит от экономичности движений, умения разумно расходовать силы.
Физические упражнения и игры, развивающие выносливость, должны находить место в любых формах физического воспитания. Подбор упражнений должен обеспечивать смену работающих мышечных групп. Движения, предлагаемые ребёнку должны быть им хорошо освоенными.
Таким образом, чтобы развивать выносливость ребёнка необходимо просто с ним играть в подвижные игры. Для этого просто стоит вспомнить любимые игры детства: прыжки через скакалку, классики, выбивало, чай-чай выручай, резиночки т.д. Езда на велосипеде, самокате, на санках, на коньках, лыжах и других средствах передвижениях так же влияют на развитие выносливости ребёнка.
Таким образом, дети удовлетворяют свою потребность в двигательной активности, будут выносливы и веселы.
Глава 2. Практическая работа по развитию выносливости у детей старшего дошкольного возраста
Описание базы исследования
Практическоеисследование было организовано на базе Бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида города Сокол.
Деятельность ДОУ направлена на реализацию основных задач дошкольного воспитания: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; физическое, интеллектуальное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей. Дошкольное учреждение работает по программе Т.И. Бабаевой «Детство».
Приоритетные задачи программы являются: укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры; целостное развитие ребёнка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.
Основной целью детского сада является создание возможности каждому ребёнку в детском саду для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребёнка к миру.
В ДОУ так же имеется спортивный инвентарь: Скамейки разные по высоте и длине. Мячи футбольные, баскетбольные, мягкие мячи. Обручи, гимнастические палки. Кольца для баскетбола, коврики, кубики, дуги ,мягкие матрасы, шведская стенка. По всему залу проведены ориентиры
Предметно-развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, способствует обогащенному развитию, обеспечивает эмоциональное благополучие, отвечает интересам и потребностям детей; в воспитательно-образовательном процессе, помогает осуществлению комплексного подхода.