Стилистическое использование средств синтаксиса.
1. Стилистические функции порядка слов в предложении.
2. Согласование сказуемого с подлежащим.
3. Согласование определений и приложений. Варианты форм, связанные с управлением.
4. Стилистические особенности предложений с однородными членами.
5. Стилистическое использование обращений. Функции обращений.
6. Стилистическое использование вводных и вставных конструкций.
Выполнить следующие задания
1. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным построением простого предложения.
1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в концертных выступлениях – дадут ряд концертов). 2. На предприятии (происходит рост производительности – растет производительность) труда благодаря применению новейших методов производства. 3. (Одна – одной) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является задача повышения успеваемости по русскому языку.4. Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком (среди – по сравнению с языком) всех действующих лиц «Грозы». 5. Ломоносов в юности был (рыбак – рыбаком). 6. Эта река (спокойная – спокойна). 7. Общественность (широко готовится – готовится широко) отметить сорокалетие деятельности писателя. 8. Для нашего небольшого класса эта доска слишком (широкая – широка.
2. Раскрывая скобки, выберите форму согласования определения со следующими существительными: общего рода; имеющими при себе приложение; зависящими от числительных два, три, четыре.
1. Возле станции (открылось – открылась) (диетическое – диетическая) кафе-столовая. 2. Два (решетчатых – решетчатые) окошечка были затянуты марлей. 3. Карта мира радикально изменилась (за последнее полстолетие – за последние полстолетия). 4. Три (высокие – высоких) горы окружали долину. 5. Трудно поверить, что этот тихий, скромный мальчик, сидящий в углу, (такой – такая) непоседа. 6. (Первые – первых) два места в таблице занимают два клуба, (набравшие – набравших) равное количество очков. 7. Две (третьи – третьих) премии и два (почетных – почетные) диплома, (полученные – полученных) учениками музыкального класса, составляют предмет законной гордости всего коллектива училища. 8. О тропическом цветке виктории-регии, (нежном и красивом – нежной и красивой), мы узнали из недавней телевизионной передачи. 9. В (захваченном – захваченной) на всякий случай (старом – старой) плащ-палатке было очень удобно. 10. Две (столовые – столовых) и три (прачечные – прачечных) построены в новом микрорайоне.
3. Раскрывая скобки, поставьте существительное при двух или нескольких определениях в нужный падеж и число. Укажите, возможны ли вариантные формы.
1. На факультете работают уже не один год археологический и краеведческий (кружок). 2. То на северной, то на западной (трибуна) раздавались громкие аплодисменты. 3. Экономическое и культурное (сотрудничество) между нашими странами непрерывно крепнет и развивается. 4. Спортсмены завоевали первое и второе (место) в спринте. 5. Многое меняется в системе и методах преподавания в средней и высшей (школа). 6. Докладчик подчеркнул полную противоположность, несовместимость пролетарского и буржуазного (мировоззрение). 7. Как с научной, так и с практической (точка) зрения было бы полезно объединить усилия наших коллективов. 8. В первом квартале нового года машиностроительная и легкая (промышленность) выполнили план на 100,3 процента. 9. Они встретились в перерыве между первой и второй (смена). 10. Лифт остановился между четвертым и пятым (этаж). 11. Эти культуры хорошо растут на песчаной или глинистой (почва). 12. Мой друг с увлечением изучает русскую и зарубежную (литература). 13. Юность писателя пришлась на конец XIX и начало XX (век).
4. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.
1. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал... нормы по лыжам. 2. Ряд мер, направлены… на поднятие дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы. 3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал... на экзаменах глубокие знания. 4. Установлен... три новых всесоюзных рекорда. 5. Сорок два станка неумолчно гудел... и равномерно вздрагивал... .6. Много детей больн... был... гриппом. 7. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил... о нашем приходе. 8. Такси стоял... у ворот дома. 9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был... отложен... для них. 10. Ты и твои друзья окаж... нам помощь и на этот раз.
5. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.
1. Мать сильно беспокоилась (за сына – о сыне). 2. Всякий непредубежденный человек видит преимущества новой антивирусной программы системы (над – перед) прежней. 3. Решимость прогрессивных сил во всех частях света не допустить новую войну вселяет в нас уверенность в (победу – победе) дела мира. 4. Напрасны были его попытки (тормозить – препятствовать) развитию физкультурного движения. 5. К концу года профсоюзный комитет должен будет отчитаться (о – в)проделанной работе. 6. Астрономы с большим интересом наблюдали (за солнечным затмением – солнечное затмение). 7. Мальчик бросил (камень – камнем) в воду. 8. ( Чем я обязан такому лестному отзыву – чему я обязан таким лестным отзывом) о моей работе. 9. Необходимо своевременно обеспечить (школам потребное количество – школы потребным количеством) топлива на зиму. 10. Успокойтесь, выпейте (воду — воды).
6. Используя предлоги в и на, составьте предложения с приводимыми ниже словами. Объясните выбор предлога.
Квартира, почтамт, вокзал, предприятие, комбинат бытового обслуживания, полевой стан, собрание, агитпункт, киностудия, опера, флот, море, озеро, небо, село, Украина, Кавказ, Урал, Карпаты, Балканы, метро, поезд, трамвай, самолет, автобус.
7. Укажите ошибки в сочетании однородных членов предложения и отредактируйте фразы.
1. В охотничьих угодьях ведется подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. 2. Условия кредитования и валютных операций освещаются в специальных выпусках газеты, лекциях и брошюрах, докладах и журналах. 3. Необходимо обратить внимание не только на знания стажеров, но и их практические навыки. 4. Огромное помещение цирка будет универсальным: в нем можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, демонстрировать кинофильмы. 5. Наши выпускники должны быть профессионалами высокого класса, знающими не только свою узкую специальность, но и обладающими хорошими знаниями основополагающих отраслей науки. 6. За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школа, больница, а также драматический театр и библиотека. 7. Статистические данные приведены в ряде газетных публикаций: статья, корреспонденция, очерк, заметка. 8. В этой стране средства производства: земля, ее недра, фабрики и заводы, шахты и рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи – принадлежат государству. 9. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали. 10. Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным.
8. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого сделать нельзя, укажите причину невозможности замены.
1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях. 2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело. 3. Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков. 4. После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради. 5. Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул. 6. Старик перевозчик дремал, наклонясь над веслами. 7. Каштанка, не вынося
музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла. 8. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили заказчики. 9. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьезно заниматься. 10. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.
9. Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.
1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба. 2. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы. 2. 3. Автору пришлось присутствовать при сцене у помещика Пеночкина, которая надолго останется у него в памяти. 4. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел еще свет. 5. Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем и покрыта пылью. 6. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики. 7. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня. 8. В нашей стране создан строй, о котором мечтали лучшие умы человечества в прошлом. 9. Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь. 10. Илья входил на двор с важным видом человека, который хорошо поработал
10. Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.
Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.
Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Пока лета не отогнали невинной радости твоей,
Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.
Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою.
Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...
Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в ее руке.
Ах ты, старый конюх, неразумный,
Разгадаешь ли, старый, загадку?
Прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей.
Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
11. Разграничьте в следующих предложениях вводные слова и омонимичные им члены предложения. (Запишите предложения)
1.Все казалось прочно сложным. 2. Она, казалась, ждала вопроса. 3. Его, знать, нет дома. 4. Он дал знать о себе. 5. На лице её не было никаких признаков безумия; напротив, глаза её с бойкой проницательностью остановились на мне. 6. Я остановился в первой попавшей гостинице, напротив был городской сад. Могут быть ещё: Однако, правда, видимо, наоборот, значит.
12. Найдите и исправьте ошибки (грамматические ошибки – в построении предложений с вводными словами).
1. Островом, значит, называется суша, со всех сторон окруженная водой. 2. Биссектриса, в общем, это линия, которая делит угол пополам. 3. Наверное, я буду обязательно заниматься плаванием. 4. Конечно, извините за мою бестактность. 5. Александр Евграфович был, так сказать, капитаном дальнего плавания.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. / О. С. Ахманова – М. : Изд-во Советское просвещение, 2014. – 576 с.
2. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культура речи : учеб. пособие / Л. И. Богданова. ‒ М. : Флинта, 2011. ‒ 248 c. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15260&mode=DocBibRecord
3. Мизинина И. Н. Современный русский язык и культура речи : учебное пособие / И. Мизинина. ‒ М. : Медиа Групп, 2011. ‒ 240 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15514&mode=DocBibRecord
4. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку :правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М. : Айрис-пресс, 2013. – 496 с.
5. Русский язык и культура речи : учебник / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, В. А. Ефремов; под ред. В. Д. Черняк. – М. : Высш. шк., 2006. – 496 с.
6. Солганик Г. Я. Стилистика и культура речи русского языка / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. – М. : Изд. центр «Академия», 2012. – 256 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:
http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15163&mode=DocBibRecord
Дополнительная
1. Васильева А. Н. Основы культуры речи : учеб. пособ. А. Н. Васильева. – М. : Высш. шк., 1990. – 325 с.
2. Головин Б. Н. Основы культуры речи : учеб. пособ. / Б. Н. Головин. – М. : Высш. шк., 1990. – 295 с.
3. Голуб И. Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – М. : Междунар. отношения, 1993. – 288 с.
4. Касаткин Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант; под ред. П. А. Леканта. – М. : Высш. шк., 1991. – 383 с.
5. Нормы русского литературного языка : учеб. пособ. по культуре речи / под ред. Л. А. Константиновой. – М. : Флинта : Наука, 2011. – 168 с.
6. Основы научной речи : учеб. пособ. для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др.; под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. – СПб. :Филологический факультет СПбГУ; М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
7. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М. : Высш. шк., 1987. – 399с .
8. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. – 2-е изд. – М. : Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» & Издательский дом «Дрофа», 1997. – 721 с.
9. Словарь русского литературного словоупотребления / сост. Л. П. Безрук и др.; редкол. : Г. П. Ижакевич / отв. ред. / и др. – К. Наук. думка, 1987. – 304 с.