Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения

ФЗ № 329-ФЗ под объектами спорта понимает объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных или спортивных мероприятий, в т. ч., спортивные сооружения.

Объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры.

Под физкультурно-оздоровительными, спортивными и спортивно-техническими сооружениями законодательство понимает инженерно-строительные объекты, предназначенные для проведения физкультурных и (или) спортивных мероприятий и имеющих пространственно-территориальные границы.

Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения подразделяются на сооружения федерального, регионального и местного значения и могут принадлежать соответствующим органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, физкультурно-спортивным организациям, а также частным лицам.

Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения могут принадлежать физическим лицам, если такие сооружения построены или приобретены за счет собственных средств указанных лиц.

Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, созданные органами государственной власти (в т.ч. спортсооружения, обеспечивающие централизованную подготовку сборных команд РФ по различным видам спорта и находящиеся в федеральной собственности), и занимаемые ими земельные участки приватизации не подлежат.

Отнесение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений к сооружениям, используемым для организации физкультурно-массовой и спортивной работы с гражданами, предоставление льгот по вопросам налогообложения и иным платежам проводятся федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлениям соответствующих физкультурно-спортивных организаций в установленном законом порядке.

Государство принимает участие в финансировании строительства, реконструкции и эксплуатации физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, привлекает к их созданию и содержанию на условиях договоров и кооперации иные организации.

Законодательством не допускается строительство новых государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов без физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также ликвидация имеющихся сооружений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, пока на данной территории не будут созданы равнозначные сооружения.

Нормативы обеспеченности жилых районов основными физкультурно-спортивными сооружениями определяются органами исполнительной власти субъектов РФ в области ФКиС на основе градостроительных норм.

Содержание физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений по месту жительства граждан, в т.ч. ремонт таких сооружений, организация массовых спортивных мероприятий, оплата труда работников физкультурно-спортивных организаций, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, осуществляется в порядке, определенном правовыми актами органов местного самоуправления.

Указанные мероприятия могут финансироваться также за счет внебюджетных фондов развития районов и городов, добровольных взносов организаций, не имеющих своих спортивных сооружений, физических лиц и других, не запрещенных законом источников.

За государственными и муниципальными образовательными учреждениями среднего профессионального, высшего профессионального образования и научными организациями в области ФКиС, школами высшего спортивного мастерства, центрами спортивной подготовки, училищами олимпийского резерва, детско-юношескими и другими спортивными школами закрепляются на основе оперативного управления здания, спортивные сооружения, имущество, оборудование и другое необходимое имущество социального, культурного, иного назначения, а также закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование за ними и владельцами физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений выделенные им земельные участки в соответствии с земельным законодательством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ могут распространять на физкультурно-спортивные организации, спортивные школы всех типов, училища олимпийского резерва, образовательные учреждения и научные организации в области ФКиС, спортсооружения и предприятия спортивной промышленности, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности тарифы на отпуск сетевого газа, электрическую, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение в порядке, предусмотренном для отпуска указанных ресурсов населению, тарифы за пользование услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи, которые устанавливаются для бюджетных организаций.

Спортивные сооружения разрешается использовать только по прямому назначению – в целях, связанных с проведением культурных и иных спортивно-зрелищных мероприятий. Средства от сдачи в аренду помещений и площадей физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, не используемых при осуществлении основной деятельности в области ФКиС, расходуются организациями, на балансе которых они находятся, исключительно на покрытие затрат, связанных с организацией и проведением занятий в спортивных школах и физкультурно-оздоровительных группах, содержанием, ремонтом и развитием материально-технической базы таких физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.

Спортивные сооружения федерального значения, построенные за счет бюджета или иных не запрещенных законом источников, в целях подготовки сборных команд РФ по различным видам спорта, могут быть закреплены в оперативное управление за федеральным органом исполнительной власти в области ФКиС и ОКР как органами, выполняющими государственные функции по подготовке сборных команд РФ к международным соревнованиям и получающим на эти цели средства за счет федерального бюджета. Решение о закреплении таких сооружений в оперативное управление принимается Правительством РФ.

Для спортивных баз, на которых ведется подготовка сборных команд РФ по различным видам спорта, устанавливаются условия их содержания. Перечень таких баз устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области ФКиС совместно с ОКР.

Спортивные базы, являющиеся национальными олимпийскими центрами, находящиеся в федеральной собственности и закрепленные в оперативное управление за федеральным органом исполнительной власти в области ФКиС и ОКР, содержатся за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.

Для некоторых спортивных сооружений законом может быть определен особый правовой режим. Так, в соответствии со ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан относятся к землям рекреационного назначения.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

В соответствии со ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ при лесоустройстве в обязательном порядке осуществляется определение размеров побочного лесопользования и заготовки второстепенных лесных ресурсов, размера пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства и культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. Под лесоустройством в ст. 72 Лесного кодекса РФ понимается система мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хозяйстве. Порядок проведения парко- и лесоустройства по лесам, не входящим в лесной фонд, установлен Приказом Рослесхоза от 15 июля 1997 г. № 94.

Статья 80 Лесного кодекса РФ разрешает пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей. К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель (ст. 9 Лесного кодекса РФ). Согласно ст. 86 Лесного кодекса РФ граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 121 Лесного кодекса РФ участки лесного фонда для организации любительской и спортивной охоты общественным объединениям охотников передаются в безвозмездное пользование.

Порядок пользования участками лесного фонда для культурно- оздоровительных, туристических и спортивных целей, а также для нужд охотничьего хозяйства утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 123 Лесного кодекса РФ на участках лесного фонда, предоставленных для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, лесопользователи должны проводить мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах. Строительство объектов недвижимости и не относящихся к объектам недвижимости сооружений на этих участках допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Площадь участка лесного фонда, занятого под строительство объектов недвижимости и не относящихся к объектам недвижимости сооружений, не может превышать десять процентов общей площади участка лесного фонда, представленного для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Согласно ст. 133 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки. Состав земель городских поселений определен ст. 85 Лесного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 73-Ф3 не допускается размещение учреждений отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в санитарно-защитной зоне промышленных, коммунальных и складских объектов.

Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 г. в ст. 143 определено, что водные объекты используются для массового отдыха, туризма и спорта в местах, устанавливаемых органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, с государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, с соблюдением требований охраны жизни людей на воде, определяемых органами исполнительной власти субъектов РФ.

Использование водных объектов для любительского и спортивного рыболовства разрешается органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, с государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, с государственным органом по охране рыбных ресурсов и со специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания. Статьей 144 Водного кодекса РФ предусмотрена охрана водных спортивных ресурсов. Согласно ее положениям запрещается сброс сточных и дренажных вод в водные объекты в местах туризма, спорта и массового отдыха населения.

Необходимо отметить, что при реализации вышеназванных прав в отношении природных ресурсов следует иметь в виду ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Так, в силу ст. 15 указанного закона на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий.

Специальными законами могут быть предусмотрены также особые правила поведения в отдельных спортивных сооружениях. Например, согласно ст. 6 Федерального закона от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (вступил в силу 1.06.2013 г.) в закрытых спортивных сооружениях запрещается курение табака.

Правовой статус спортивных сооружений определяется не только федеральным законодательством, но и законодательством субъектов РФ, так как в соответствии с подп. «е» п. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут регулировать цены за посещение спортивных соревнований, аренду спортсооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями, разрешать проводить в региональных муниципальных спортсооружениях занятия бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов и, в случае необходимости, предусматривать компенсацию соответствующим спортсооружениям за счет средств субъектов РФ, местных бюджетов или других не запрещенных законом источников.

Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений обязаны обеспечивать надлежащее техническое оборудование мест проведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность за охрану здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий ФКиС, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий в соответствии с законодательством РФ.

Работники физкультурно-спортивных организаций обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий ФКиС, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинения вреда здоровью, чести и достоинству граждан, проявлений жестокости и насилия.

За вред, причиненный жизни и здоровью участников и зрителей, спортивных и физкультурных мероприятий ответственность несут организаторы таких мероприятий и собственники объектов спорта.

Наши рекомендации