Роль государства в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации
«Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составная часть государственной социально-экономической политики» записано в Государственной программе «Развитие физической культуры и спорта» в Российской Федерации на период до 2020 года . Исходя из этого, государство на законодательном уровне (ФЗ № 329-ФЗ « О физической культуре и спорте в РФ») определило компетенцию Российской Федерации в целом, ее органов управления, принципы, задачи, основные направления политики в сфере физической культуры и спорта.
Рассматривая роль государства в развитии физической культуры и спорта невозможно не отметить, что вплоть до 1960 годов роль государства в развитии спорта во многих странах была скорее номинальной. Спорт на западе развивался, в основном, при отсутствии любых форм вмешательства в его сферу, правительства почти не проявляли интереса к спортивной жизни.
Все перевернул советский спорт, ибо благодаря помощи государства советские спортсмены занимали ведущие позиции во многих видах спорта. Германия, Франция, Финляндия и другие страны начала 70-х годов двадцатого века стали пересматривать свое отношение к спорту. Это прежде всего касалось финансирования спорта высших достижений из госбюджета.
Анализ зарубежного законодательства показывает, что в странах Европы в настоящее время сложились две организационные модели участия государства в правовом регулировании сферы физической культуры и спорта:
Первая модель «вмешательства» государства в регулировании отношений в сфере физической культуры и спорта принята в таких странах как Франция, Италия, Испания, Португалия, Люксембург и другие. Согласно этой модели сфера физической культуры и спорта чрезвычайно значима для культурной и национальной идентичности, и государство обязано задавать основные критерии организации спортивного движения;
Второй модели «невмешательства» придерживаются такие страны как, Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Германия, Швейцария, Великобритания, Швеция, США, Норвегия. Модель «невмешательства» основана на признании автономии сферы спорта, в том числе и нормативно-правовой, а регулирование деятельности субъектов спортивного движения осуществляется на основе норм спортивных организаций, в первую очередь международных, и обычаев, принятых в спортивной сфере, то есть само спортивное движение является двигателем и точкой опоры спортивного движения. Это влечет за собой большую свободу спортивных ассоциаций и организаций в формировании структуры спортивного движения. Однако это не означает отсутствие механизмов правового регулирования спорта. Разница между двумя моделями проявляется скорее в форме государственного регулирования нежели в содержании. В Конституциях государств, придерживающихся модели «невмешательства», правовые нормы менее императивны.
В качестве примера можно назвать США, так как прямой финансовой поддержки из федерального бюджета государство не оказывает. Однако, государство поддерживает и поощряет развитие спортивного движения, руководство спортивным движением, создание клубов, федераций, мало того государство создает инфраструктуры и службы, оздоровительные центры, строит спортивные сооружения, формирует структуры по подготовке спортсменов высокого класса, кадров спортивных специалистов развивает научно-исследовательскую, информационную деятельность и тем самым стимулирует развитие ФКиС.
Модель «невмешательства» более гибкая, что дает возможность каждому приспособиться к возникновению новых направлений в спорте, учесть следующие за этим изменения, в том числе в перераспределении денежных средств.
Гибкость модели «невмешательства» представляется более правомерной, однако Россия в настоящее время по целому ряду причин вынуждена придерживаться политики «вмешательства» в сферу физической культуры и спорта. Это подтверждается широкой сетью государственных органов по руководству данной сферой.
Система органов государственного руководства физической культуры и спорта в Российской Федерации
В настоящее время органы управления ФКиС можно условно разделить на две группы .
1.Органы государственной власти