Международные нормативно-правовые и рекомендательные акты в сфере адаптивной физической культуры и спорта

Согласно оценкам, примерно 10 процентов мирового населения составляют инвалиды, которых насчитывается не менее 600 миллионов человек, причем примерно 80 процентов из них живут в развивающихся странах. Постоянно подвергаясь дискриминации, социальной сегрегации, экономической маргинализации и оставаясь в стороне от принятия решений по социальным, политическим и экономическим вопросам, подавляющее большинство инвалидов по прежнему лишено возможности участвовать в процессе развития и осуществлять свои неотъемлемые права человека. Игнорируя мнения инвалидов и не позволяя им играть активную роль, общество, тем самым, лишает себя важнейших людских ресурсов, которые имеют исключительно важное значение для социально-экономического развития, что приводит к замедлению процесса развития. До тех пор, пока не будет уделяться внимание проблемам инвалидов, будет невозможно решить задачу сокращения наполовину численности населения, живущего в нищете, к 2015 году, как это было намечено главами государств и правительств на Саммите тысячелетия Организации Объединенных Наций (далее – ООН) в сентябре 2000 года.
ООН с начала своего существования проявляла озабоченность проблемами инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, как наиболее уязвимой и наименее защищенной части общества. Права инвалидов в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных Наций и других международных организаций.

Главным приоритетом политики ООН в отношении инвалидов провозглашена политика их интеграции в общество.

Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов», одном из первых документов по данной проблеме.:

Согласно Декларациии о правах инвалидов (принята от 9 декабря 1975 года): инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства; инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица; инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность; инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания. .

Наиболее важным итогом Международного года инвалидов (1981 год), проведенного ООН, явился следующий документ - Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982 год, ООН) .

Цели Всемирной программы действий в отношении инвалидов заключаются в содействии эффективным мерам по предотвращению инвалидности, восстановлению трудоспособности и достижению целей «равенства» и «полного участия» инвалидов в общественной жизни и развитии. При осуществлении Всемирной программы действий , подчеркнуто в документе, должное внимание следует уделять особому положению развивающихся стран, в частности наименее развитых из стран. Сложность задачи улучшения условий жизни всего населения и общая ограниченность ресурсов значительно затрудняют достижение целей Программы в этих странах. В то же время следует признать, что осуществление Всемирной программы действий само по себе явится вкладом в процесс развития благодаря мобилизации всех людских ресурсов и полному участию всего населения. Хотя некоторые страны, может быть, уже начали или провели некоторые мероприятия, рекомендованные в этой Программе, тем не менее это касается и тех стран, где общий жизненный уровень высокий.

Поскольку положение инвалидов тесно связано с общим развитием на национальном уровне, решение этих проблем в развивающихся странах зависит в очень большой степени от создания соответствующих международных условий для ускоренного социального и экономического развития. Поэтому установление нового международного экономического порядка имеет прямое отношение к достижению целей Программы. Особенно важно, чтобы поток средств в развивающиеся страны был значительно увеличен, как это согласовано в Международной стратегии развития на третье Десятилетие развития Организации Объединенных Наций.

Достижение этих целей потребует многосекторальной и многодисциплинарной глобальной стратегии, предусматривающей комбинированное и координированное применение политики и мер, касающихся предоставления инвалидам равных возможностей, создания эффективных служб восстановления трудоспособности и проведения мероприятий по предупреждению инвалидности.

Необходимо консультироваться с инвалидами и их организациями в отношении дальнейшей разработки Всемирной программы действий и ее осуществления. С этой целью необходимо приложить всемирные усилия для оказания содействия в создании организаций инвалидов на местном, национальном, региональном и международном уровнях. Их уникальные знания, в основе которых лежит накопленный ими опыт, могут внести существенный вклад в планирование программ и служб для инвалидов. Благодаря обсуждению в своих рамках различных проблем они отражают точки зрения, характерные для инвалидов. Их влияние на отношение со стороны общества обязывает консультироваться с ними, и, будучи силой, выступающей за изменения, они оказывают значительное влияние с тем, чтобы вопросам инвалидности уделялось самое пристальное внимание. Сами инвалиды должны иметь значительное влияние при определении эффективности политики, программ и служб для инвалидов. Приняв в декабре 1982 года Всемирную программу действий в отношении инвалидов, международное сообщество заложило основы всеобъемлющей политики, направленной на активизацию деятельности по предупреждению инвалидности, реабилитацию инвалидов и достижение целей максимально широкого участия инвалидов в жизни общества и национальном развитии и обеспечение их равноправия. Всемирная программа действий — это важный шаг к преодолению традиционного подхода, в соответствии с которым основное внимание уделялось мерам по реабилитации инвалидов, и первый международно-правовой документ, в котором была предпринята попытка сформулировать подход к проблеме инвалидности с учетом одновременно интересов развития и защиты прав человека.
Международный год инвалидов и Всемирная программа действий дали мощный толчок прогрессу в этой области. В ходе их осуществления подчеркивалось право инвалидов на равные с другими гражданами возможности и на равное улучшение условий жизни в результате экономического и социального развития. Кроме того, впервые инвалидность была определена как функция отношений между инвалидами и их окружением.

На основе опыта, накопленного в ходе проведения Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций (1983–1992 годы), декабре 1993 года приняла Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, включающие в себя 22 правила, которые охватывают все аспекты жизни инвалидов и которые предусматривают целый ряд мер, имеющих исключительно важное значение с точки зрения обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Политической и моральной основой «Правил» явился Международный билль о правах человека, включающий:

Всеобщую декларацию прав человека,

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

Международный пакт о гражданских и политических правах;

Конвенцию о правах ребенка;

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; , а также

Всемирная программа действий в отношении инвалидов.

1. Во введении отмечено: во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды. Их число в мире значительно и продолжает расти.

2. Причины и следствия инвалидности в разных странах различны.Эти различия объясняются разными социально - экономическими условиямии разными мерами государств по обеспечению благосостояния своих граждан.

3. Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов - результат развития общества в течение последних двухсот лет. Во многих отношениях эта политика является отражением общих условий жизни и социально - экономической политики, проводимой в разное время. Однако инвалидность имеет много характерных для нее черт, которые повлияли на условия жизни инвалидов. Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх - вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции.

4. На протяжении многих лет политика в отношении инвалидов изменялась: она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения образования детьми -инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте.

Благодаря образованию и реабилитации инвалиды стали более активно выступать за дальнейшее развитие политики в отношении инвалидов. Созданы организации инвалидов, их семей и сторонников, которые выступают за улучшение условий жизни инвалидов. После второй

мировой войны появились такие концепции, как интеграция и включение инвалидов в нормальную жизнь общества, отражавшие растущее понимание потенциальных возможностей инвалидов.

5. В конце 60-х годов в некоторых странах организации инвалидов

начали разрабатывать новую концепцию инвалидности. Эта концепция учитывала тесную связь между ограничениями, которые испытывает инвалид, структурой и характером окружающей его среды и отношением населения к инвалидам. Одновременно проблемы инвалидов все чаще начинают освещаться в развивающихся странах. В некоторых из этих стран процент инвалидов от общей численности населения весьма высок, причем инвалиды, как правило, являются самыми бедными лицами в обществе.

Правила хотя и носят рекомендательный характер, но предполагают взятие государствами серьезных моральных и политических обязательств в отношении обеспечения равенства возможностей для инвалидов.

В Правилах предусматриваются принципы, касающиеся ответственности, принятия мер и обеспечения сотрудничества. В них указываются также области, имеющие решающее значение для обеспечения качества жизни, всестороннего участия в жизни общества и равенства.

Цель Правил заключается в обеспечении такого положения, при котором девочки, мальчики, мужчины и женщины, являющиеся инвалидами, как члены общества имели бы те же права и обязанности, что и другие лица. В документе подчеркнуто, что во всех странах мира все еще существуют препятствия, которые не позволяют инвалидам осуществлять свои права и свободы и осложняют их полное участие в общественной жизни. Обязанность государств заключается в том, чтобы принимать необходимые меры для устранения этих препятствий. Инвалиды и их организации должны играть активную роль в этом процессе как полноправные партнеры. Создание равных возможностей для инвалидов является важным вкладом в общие усилия, направленные на мобилизацию людских ресурсов во всех странах мира. Особое внимание следует обратить на такие группы населения, как женщины, дети, престарелые, бедные слои населения, рабочие - мигранты, лица, страдающие двумя или несколькими видами инвалидности, коренные жители и национальные меньшинства.

Кроме того, насчитывается большое число беженцев - инвалидов с особыми потребностями, требующими внимания.

В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов определены основные концепции политики в отношении инвалидов, называются целевые области для создания равных возможностей, к которым относятся:

1. Углубление понимания проблемы

2. Медицинское обслуживание

3. Реабилитация

4. Вспомогательные услуги

5. Доступность;

Выделены Целевые области для создания равных возможностей:

a) Доступ к материальному окружению

b) Доступ к информации и коммуникациям

- Правило 6. Образование

- Правило 7. Занятость

- Правило 8. Поддержание доходов и социальное обеспечение

- Правило 9. Семейная жизнь и свобода личности

- Правило 10. Культура

- Правило 11. Отдых и спорт

- Правило 12. Религия;

Названы меры по осуществлению, к которым отнесены ряд правил:

- Правило 13. Информация и исследования

- Правило 14. Разработка политики и планирование

- Правило 15. Законодательство

- Правило 16. Экономическая политика

- Правило 17. Координация деятельности

- Правило 18. Организации инвалидов

-Правило 19. Подготовка персонала

-Правило 20. Национальный контроль и оценка программ,

Правило 21. Техническое и экономическое сотрудничество

Правило 22. Международное сотрудничество

Правила являются основой, на которой инвалиды и их организации могут вырабатывать свою политику и строить свою деятельность. Они создают основу для технического и экономического сотрудничества между странами, в том числе через посредство Организации Объединенных Наций и других международных организаций.

« Конвенция ООН о правах инвалидов» (принята ООН в 2006 году). Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней вступили в силу 3 мая 2008 года.

Документ ратифицирован Российской Федерацией в апреле 2012 года.

Цель Конвенции в защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Конвенция о правах инвалидов провозгласила право каждого инвалида на защиту и обеспечение полного и равного осуществления инвалидами всех прав человека и основных свобод, поощрении уважения присущего им достоинства.

Конвенция дает понятие инвалидов как лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

В основе Конвенции и каждой из ее 50 конкретных статей лежат восемь руководящих принципов:

а) уважении присущего человеку достоинства, личной самостоятельности, независимости, право делать свой собственный выбор;

б) недискриминация;

в) полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

г) уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;

д) равенство возможностей;

е) доступность;

ж) равенство мужчин и женщин;

з) уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и право их сохранять свою индивидуальность.

«Конвенция ООН о правах инвалидов» определяет обязательства государств – участников обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации, об обязательствах каждого государства принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в Конвенции

Страны, которые присоединились к Конвенции, должны сами заниматься разработкой и осуществлением политики, законов и административных мер для обеспечения прав, закрепленных в Конвенции и отмены законов, постановлений, обычаев, являющихся дискриминационными (статья 4).Изменение восприятия самого понятия инвалидности имеет важное значение для улучшения положения инвалидов, ратификации Конвенции странами в целях борьбы со стереотипами и предрассудками, а также повышения осведомленности о возможностях людей с инвалидностью (статья 8).Страны должны гарантировать, что инвалиды пользуются их неотъемлемым правом на жизнь наравне с другими (статья 10), а также обеспечение равных прав и улучшение положения женщин и девочек-инвалидов (статья 6) и защитой детей-инвалидов (статья 7) .Дети-инвалиды должны иметь равные права, не должны быть разлучены со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда органы социальной защиты установят, что это отвечает наилучшим интересам ребенка, и ни в коем случае не должны быть отделены от своих родителей, на основании инвалидности ребенка или родителей (статья 23).Страны должны признать, что все люди равны перед законом, в целях запрещения дискриминации по признаку инвалидности и гарантируют равную правовую защиту (статья 5).Страны должны обеспечить равные права на владение и наследование имущества, контролировать финансовые дела и иметь равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам (Статья 12). Равноправие заключаются в обеспечении доступа к правосудию на равной основе с другими лицами (статья 13), инвалиды имеют право на свободу и безопасность, и не лишаться свободы незаконно или произвольно (статья 14).Страны должны защищать физическую и психическую неприкосновенность лиц с инвалидностью, как и для всех остальных (статья 17), гарантировать свободу от пыток и от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также запретить медицинские или научные эксперименты без согласия самих инвалидов или их опекунов (статья 15).Законы и административные меры должны гарантировать свободу от эксплуатации, насилия и надругательства. В случае злоупотреблений, государства должны содействовать восстановлению, реабилитации и реинтеграции жертв и расследованию злоупотреблений (ст. 16).Лица с ограниченными возможностями, не могут быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в их личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, переписки или общения. Конфиденциальность их личной, медицинской и реабилитационной информации должна быть защищена так же как и других членов общества (статья 22).Отвечая на фундаментальный вопрос о доступности физической среды (статья 9), Конвенция требует от стран мероприятий по выявлению и устранению препятствий и барьеров, а также обеспечить, чтобы лица с ограниченными возможностями могли получить доступ к транспорту, общественным помещениям и услуга м, а также информационным и коммуникационным технологиям.Инвалиды должны иметь возможность жить самостоятельно, должны быть включены в общественную жизнь, выбирать, где и с кем жить и иметь доступ к жилью и сфере услуг (статья 19). Персональная мобильность и независимость должны быть обеспечено путем содействия личной мобильности, обучение навыкам мобильности и доступа к свободе передвижения, вспомогательным технологиям и помощи в бытовых вопросах (статья 20).Страны признают право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту. Это включает в себя государственное жилье, услуги и помощь по инвалидности, связанной с потребностями, а также с помощью связанных с инвалидностью расходов, в случае бедности (статья 28).Страны должны содействовать доступу к информации путем предоставления информации, предназначенной для широкой общественности, в доступных форматах и с использованием технологий, путем содействия использованию азбуки Брайля, языка жестов и других форм коммуникации и поощрения средств массовой информации и Интернет-провайдеров сделать он-лайн информацию в доступных форматах (статья 21).Дискриминация, касающаяся брака, семьи и личных отношений должны быть ликвидированы. Инвалиды должны иметь равные возможности для отцовства и материнства, вступления в брак и право основывать семью, принимать решение о количестве детей, иметь доступ к услугам в области репродуктивного здоровья и планирования семьи, образования, а также пользоваться равными правами и обязанностями в отношении опекунства, попечительства, опеки и усыновления детей (статья 23).Государства должны способствовать обеспечению равного доступа к начальному и среднему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни. Образование должно осуществляться с применением соответствующих материалов, методов и форм общения. Учащиеся, нуждающиеся в мерах поддержки и ученики со слепотой, глухотой и глухонемотой должны получать образование в наиболее подходящих формах общения с учителями, которые свободно владеют сурдопереводом и шрифтом Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24).Инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Они должны получать тот же спектр, качество и уровень бесплатных или недорогих медицинских услуг, предусмотренных другим лицам, получать услуги в сфере здравоохранения необходимо по причине их инвалидности, а не подвергаться дискриминации при предоставлении медицинского страхования (статья 25).Для того чтобы инвалиды могли достичь максимальной независимости страны должны обеспечить всестороннюю медицинскую помощь и реабилитационные услуги в области здравоохранения, занятости и образования (статья 26).Инвалиды имеют равные права на работу и могут зарабатывать себе на жизнь. Страны должны запрещать дискриминацию в рабочих вопросах, связанных с содействием самозанятости, предпринимательству и организации собственного бизнеса, найме инвалидов в государственном секторе, содействовать их трудоустройству в частном секторе, а также обеспечить, чтобы они предоставлялись с разумным удалением места проживание от места работы (статья 27).Страны должны обеспечить равное участие в политической и общественной жизни, в том числе право голоса, право баллотироваться на выборах и занимать определенные должности (статья 29).Страны должны способствовать участию в культурной жизни, организации досуга, отдыха и спорта, обеспечивая предоставление телевизионных программ, фильмов, театральных и культурных материал в доступной форме, сделав театры, музеи, кинотеатры и библиотеки доступными, и гарантировать, что инвалиды имеют возможность развивать и использовать свой творческий потенциал не только для своего блага, но и для обогащения общества (ст. 30)Страны должны предоставлять помощь развивающимся странам в целях практической реализации Конвенции (статья 32).

«Конвенция ООН о правах инвалидов» определяет обязательства государств – участников обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации, об обязательствах каждого государства принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в Конвенции. Для обеспечения реализации и мониторинга Конвенции, страны должны назначить координатора в правительство и создать национальный механизм для содействия и контроля за осуществлением контроля (статья 33).

Наши рекомендации