Муниципальная система социального воспитания
Реформы государственной структуры России, происходящие в последние годы, особое место отводят формированию муниципальных органов власти. Последовательный отказ от функций централизованного планирования всех сфер общественно-политической и хозяйственно-экономической жизни, перенос тяжести принятия решений на уровень регионов и муниципальных образований заставляют муниципальные органы власти все больше внимания уделять разработке собственных подходов к формированию местной политики, не надеясь на универсальные рецепты федеральной власти.
Одной из основных задач муниципальных органов власти является создание муниципальной системы воспитания, обеспечивающей позитивную социализацию подрастающих поколений, а также взрослых в конкретных социальных условиях.
Муниципальная система социального воспитания представляет собой совокупность планомерно создаваемых в муниципальном образовании (город, район города, сельский район) условий для позитивного развития и духовно-ценностного ориентирования его жителей.
В основе муниципальной системы воспитания лежат государственная и региональная политика в сфере воспитания, а сама она может рассматриваться как относительно автономная подсистема государственной системы воспитания.
Муниципальная система воспитания, по мнению А.Ю. Тупицына, в идеале должна иметь ряд характеристик:
открытость системы, что предполагает возможность свободного перехода воспитуемого из одной муниципальной системы воспитания в другую (например, в случае переезда из одного города (района) в другой);
доступность, что предполагает возможность системы воспитания работать со всеми слоями населения, обеспечивая минимальный уровень позитивной социализации каждому человеку;
многообразность, что предполагает предоставление людям возможности участия в разных видах деятельности, увеличивая их жизненные шансы.
Муниципальная система социального воспитания более или менее эффективно влияет на позитивную социализацию детей, подростков, юношей в зависимости от того, насколько осознанно и целенаправленно она создается и развивается муниципальными органами власти и в какой мере в этом процессе участвует местное население.
Эффективное функционирование и развитие муниципальной системы социального воспитания во многом определяется тем, насколько последовательно и квалифицированно местные органы власти осуществляют изучение позитивных и негативных социализирующих потенций и воспитательных возможностей города, района и осуществляют на основе его данных адекватное социально-педагогическое целеполагание, программируют и организуют достижение поставленных целей, проводят анализ результатов и адекватную его данным коррекцию системы воспитания.
Изучение позитивных и негативных социализирующих потенций и воспитательных возможностей города, района предполагает первоначальную диагностику и последующее наблюдение (мониторинг):
количественного соотношения половозрастных, этнических, социально-профессиональных и культурно-образовательных слоев населения; тенденций увеличения одних и уменьшения других, количественных и качественных характеристик миграции из города и в город, район; трудовой занятости населения, возможностей и перспектив трудоустройства, ценностных ориентации в сфере труда;
жилищных и бытовых условий различных слоев населения, бытовой занятости и ценностных ориентации в сфере быта; состояния здоровья и отношения к нему;
досугового времяпрепровождения различных групп населения; ценностных ориентации в сфере досуга; досуговых возможностей города,района;
состава и типологии семей; норм семейных взаимоотношений; брачных и репродуктивных установок;
наличия местных средств массовой коммуникации; аудиторий местных, региональных и национальных СМИ, их предпочтения;
возможностей получения образования различного вида и уровня, количества обучающихся в различных учебных заведениях;
социально психологического климата, культурных и бытовых традиций;
социально незащищенных, неблагополучных и перспективных контингентов (реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, одаренных, социально активных, антисоциальных, криминогенных и криминальных групп, очагов, тенденций);
противоречий между различными группами населения (территориальными, социально-профессиональными, социально-культурными, возрастными, этноконфессиональными и др.).
Данные, полученные в процессе первоначальной диагностики и последующего мониторинга, могут стать реальной основой для адекватного социально-педагогического целеполагания в управлении муниципальной системой воспитания, в ее развитии. Учитывая задачи федеральной и региональной политики в сфере воспитания, муниципальные органы власти определяют задачи и формулируют цели, необходимые для решения этих задач: а) по использованию и интенсификации воспитательных возможностей города, района; б) по компенсации недостающих возможностей; в) по минимизации, нивелированию и корректированию негативных социализирующих особенностей, выявленных в процессе изучения и мониторинга.
Приведем несколько примеров определения задач и выдвижения целей в рамках муниципальной системы социального воспитания.
1. Изучение дел в городе, районе показало, что острой проблемой является состояние здоровья подрастающих поколений. Исходя из этого, ставится задача создания благоприятных условий для физического развития и оздоровления детей, подростков и юношей.
Для решения этой задачи, исходя из имеющихся возможностей, могут быть выдвинуты цели:
совершенствовать систему здравоохранения подрастающих поколений;
осуществить меры по предупреждению травматизма детей, подростков, юношей;
развернуть медико-педагогическую пропаганду здорового образа жизни и способов оздоровления;
улучшить питание в воспитательных организациях и др.
2. Инвентаризация и картографирование воспитательных организаций в городе, районе показали, что они охватывают не всех нуждающихся в их услугах, отсутствует ряд необходимых воспитательных организаций. Исходя из этого, ставится задача оптимизации номенклатуры воспитательных организаций и их территориального размещения.
Для решения этой задачи, исходя из имеющихся возможностей, могут быть выдвинуты цели:
построить и (или) капитально отремонтировать определенное количество детских садов, школ, спортивных и других внешкольных учреждений;
использовать в воспитательных целях площади и ресурсы невоспитательных организаций (домов культуры, кинотеатров, стадионов и др.);
создать ряд необходимых воспитательных организаций (внешкольных учреждений, детских домов и приютов и пр.) и т. д.
3. Изучение образовательного уровня населения показало, что в городе, районе низкое качество образовательной подготовки, даваемой в ряде учебных учреждений, отсутствуют или слабо представлены возможности для развития и подготовки к профессиональной мобильности и т.д. Исходя из этого, ставится задача улучшения условий для подготовки подрастающих поколений к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности.
Для решения этой задачи, исходя из имеющихся возможностей, могут быть выдвинуты цели:
улучшить качество обучения в учебный заведениях;
создать условия для самообразования;
оказать помощь функционально неграмотным и малообразованным;
создать и (или) усовершенствовать систему профессиональной подготовки и переподготовки и т.д.
4. Изучение показало, что в городе, районе неблагоприятная или даже критическая ситуация, создающая условия для появления жертв неблагоприятных условий социализации. Исходя из этого, ставится задача профилактики, коррекции и компенсации условий жизни и воспитания потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации.
Для решения этой задачи, исходя из имеющихся возможностей, могут быть выдвинуты цели:
оказать адресную материальную помощь малообеспеченным и медико-психолого-педагогически неблагополучным семьям;
создать и (или) усовершенствовать систему социальной защиты детства и детей - потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации;
осуществить меры по профилактике алкоголизма, наркомании, проституции, правонарушений;
создать благоприятные условия для жизни и развития представителей этнических меньшинств и т.д.
В конкретных городах, районах могут быть наиболее актуальны и многие другие задачи, а, как правило, перед муниципальной системой социального воспитания одновременно стоит много задач, часть которых может рассматриваться как приоритетные.
Для решения задач, необходимо создание организационно-педагогических условий, которые бы обеспечили превращение наличного экономического и социально-культурного потенциала города, района в средства муниципальной системы социального воспитания.
В первую очередь имеется в виду интеграция возможностей и усилий органов власти и управления, общественных, частных и религиозных организаций, учреждений органов образования, здравоохранения, правопорядка, социальной защиты и др., что позволит мобилизовать и сконцентрировать средства (материальные, финансовые, духовные, личностные ресурсы) для развития муниципальной системы воспитания, оптимизации и развития ее инфраструктуры, кадрового потенциала.
Второе необходимое условие - освоение органами управления системы социального воспитания инновационными управленческими средствами, адекватными меняющимся социокультурным и экономическим реалиям города, района. Одним из аспектов этого можно считать овладение новыми функциями: исследовательской (диагностической), социально-проективной (разработка конкретных программ и проектов, их внедрение и распространение, методическое обеспечение), консультационной, просветительской, связи с органами управления другими системами (здравоохранения, правопорядка и т. д.) и общественностью.